г. Челябинск |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А07-13695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДАНТОН" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2021 года по делу N А07-13695/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Кулимбетова Н.Р. (паспорт, доверенность от 10.01.2022 N 72, диплом).
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заявитель, Региональное отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДАНТОН" (далее - ответчик, ООО "ДАНТОН", общество) перечисленную на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2020 году сумму 128 046,33 руб. в виде убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 22.11.2021) заявленные требования удовлетворены, с ООО "ДАНТОН" в пользу Фонда взыскана перечисленная на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2020 году сумма в размере 128 046,33 руб. в виде убытков., с ООО "ДАНТОН" взыскано в доход федерального бюджета государственная пошлина 4841 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ДАНТОН" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что при вынесении решения не был принят во внимание довод о том, что размер возмещения средств финансового обеспечения предупредительных мер - 168 000 руб. рассчитан в соответствии с требованиями Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), и не может ставиться в прямую зависимость от размера начисленных в этом же году страховых взносов, в связи с чем предусмотренные законом основания для возврата этих средств отсутствуют.
Также судом первой инстанции неверно истолковано требование Фонда в возврате 128 046, 33 руб. в виде убытков. ООО "ДАНТОН" правомерно обратилось с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет сумм страховых взносов в размере 168 000 руб., согласованный с Фондом и рассчитанных в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правил N 580н.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО "ДАНТОН".
До начала судебного заседания от Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позиции, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ДАНТОН" (далее также - страхователь) зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 12 Регионального отделения.
ООО "ДАНТОН" обратилось в Региональное отделение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, за счет сумм страховых взносов в размере 168 000 руб.
На основании поданного страхователем заявления и документов, предусмотренных Правилами 580н, ООО "ДАНТОН" разрешено направить на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Региональное отделение в 2020 году в размере 168 000 руб. (приказ Регионального отделения от 20.08.2020 N 1461-Ф).
Согласно Плану финансового обеспечения в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ООО "ДАНТОН" срок его исполнения 4 квартал 2020 года.
11.11.2020 в Региональное отделение от страхователя поступило заявление о возмещении расходов страхователя на предупредительные меры в сумме 168 000 руб.
Приказом филиала Регионального отделения от 12.11.2020 N 176-ПВ заявленные расходы возмещены страхователю в сумме 168 000 руб.
На основании отчета по форме 4-ФСС ООО "ДАНТОН" по итогам 2020 года установлено, что сумма начисленных страховых взносов по НС за 2020 год составила 39 953,67 руб.
По результатам окончания расчетного периода (2020 год) Фондом выявлены излишне перечисленные средства в размере 128 046, 33 руб., которые подлежат возврату в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
04.02.2021 страхователю было направлено письмо с требованием в добровольном порядке вернуть 128 046, 33 руб.
В установленный для добровольной уплаты срок денежные средства страхователем возвращены не были.
Неисполнение требований страхователем в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (пункт 14 Правил N 580н), безосновательно полученные за счет средств Фонда выплаты на финансовое обеспечение являются для последнего убытками.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Из анализа положений Правил N 580н следует, что сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом, а именно начисленные страховые взносы за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации).
В связи с чем, затраты, связанные с санаторно-курортных лечением работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством ООО "ДАНТОН" вправе возместить за счет начисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности) в пределах сумм страховых взносов подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за 2020 год в целом.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 новых Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Из вышеуказанных положений следует, что финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения работников, достигших предпенсионного возраста, осуществляется страхователем в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году.
Согласно пункту 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года, с приложенными к нему необходимыми документами (копиями документов) и сведениями.
Согласно пункту 8 Правил N 580н решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается, в зависимости от суммы страховых взносов начисленных за предыдущий календарный год в течение 10, 18 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 580н страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.
С 01.07.2020 Республика Башкортостан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 является участником пилотного проекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
Пунктом 2 Положения N 294 установлено, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяется Правилами N 580н.
Таким образом, Положением N 294 определен механизм возмещения расходов страхователей на предупредительные меры.
Согласно пункту 3 Положения N 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 294 страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Фондом.
Территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов и документов, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях уплаты страховых взносов в 2012 - 2020 годах в фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователь представлял расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - Расчет Форма 4-ФСС) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно Расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС за отчетный период 12 месяцев 2020 года - сумма начисленных к уплате страховых взносов составила 562 393,43 руб.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году страхователь не осуществлял.
На основании вышеизложенных норм объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, определяется из начисленных к уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за предыдущий год за минусом произведенных расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователь направил средства на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В свою очередь объем средств, подлежащих направлению на финансирование предупредительных мер увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов по НС, начисленных за предшествующий календарный год за вычетом расходов по НС, произведенных в предшествующем календарном году.
Предельная сумма финансового обеспечения предупредительных мер составила 168 718 руб. ((562 393,43 руб. - 0 руб.) *30%).
ООО "ДАНТОН" обратилось в Региональное отделение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, за счет сумм страховых взносов в размере 168 000 руб.
Согласно плану финансового обеспечения в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ООО "ДАНТОН" планировалось санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. Пакет документов представлен в соответствии с требованиями Положения N 580н.
На дату подачи заявления страхователем соблюдены условия, установленные Правилами N 580н, необходимые для принятия решение о финансовом обеспечении предупредительных мер.
На основании поданного страхователем заявления и документов, предусмотренных Правилами N 580н, ООО "ДАНТОН" разрешено направить на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2020 году в размере 168 000 руб. (приказ Регионального отделения от 20.08.2020 N 1461-Ф).
Согласно Плану финансового обеспечения в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ООО "ДАНТОН" срок его исполнения 4 квартал 2020 года
11.11.2020 в Региональное отделение от страхователя поступило заявление о возмещении расходов страхователя на предупредительные меры в сумме 168 000 руб.
Основания для отказа в возмещении расходов страхователя отсутствовали, так как согласно Положению N 294 не подлежат возмещению расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств. Приказом филиала Регионального отделения от 12.11.2020 N 176-ПВ заявленные расходы возмещены страхователю в сумме 168 000 руб.
На основании отчета по форме 4-ФСС ООО "ДАНТОН" по итогам 2020 года установлено, что сумма начисленных страховых взносов по НС за 2020 год составила 39 953,67 рублей.
По итогам 2020 года установлено, что сумма разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер - 168 000 руб. превысила сумму страховых взносов перечисленных в Фонд за указанный период - 39 953, 67 руб.
Сумма превышения произведенных расходов на предупредительные меры над суммой начисленных страховых взносов составила 128 046, 33 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что страхователем расходы страхователя в 2020 финансовом году превысили сумму начисленных страховых взносов за 2020 год.
Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (пункт 14 Правил N 580н).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что по результатам окончания расчетного периода (2020 год) выявленные Региональным отделением излишне перечисленные средства в размере 128 046, 33 руб. безосновательно получены ООО "ДАНТОН" за счет средств Фонда выплаты на финансовое обеспечение, в связи с чем являются для последнего убытками.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения не был принят во внимание довод о том, что размер возмещения средств финансового обеспечения предупредительных мер - 168 000 руб. рассчитан в соответствии с требованиями Правил N 580н и не может ставиться в прямую зависимость от размера начисленных в этом же году страховых взносов, в связи с чем основания для возврата этих средств отсутствуют, апелляционным судом рассмотрен и подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
Следовательно, на момент вынесения приказа от 20.08.2020 N 1461-Ф у Регионального отделения отсутствовала возможность установить размер страховых взносов, которые будут начислены страхователем и уплачены по итогам расчетного периода (2020 года). Такая возможность проверить правильность начисления и расходования данного вида страхования появляется только по окончании расчетного периода (в момент проверок).
Вместе с тем перечень оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер является закрытым, включает в себя лишь такие основания как наличие недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; представление документов, которые содержат недостоверную информацию; представление страхователем неполного комплекта документов; отсутствие у Фонда средств на финансовое обеспечение предупредительных мер.
В силу пункта 10 Правил N 580н отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
При таких обстоятельствах, рассчитанный в соответствии с Правилами N 580н размер возмещения средств финансового обеспечения предупредительных мер - 168 000 руб. при том, что фактически сумма начисленных страховых взносов по НС за 2020 год составила 39 953,67 руб., не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных Фондом исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции критической оценке не подлежат, решение надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2021 года по делу N А07-13695/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДАНТОН" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. Г. Плаксина |
Судьи |
А. А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13695/2021
Истец: ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РБ
Ответчик: ООО "ДАНТОН"