город Томск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А45-7444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Полевый В.Н, после перерыва секретарем Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Вокзальная магистраль 4/1" (N 07АП-11381/2021) на решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-7444/2021 (судья Хорошилов А.В.), по заявлению товарищества собственников жилья "Вокзальная магистраль 4/1" (ОГРН 1185476049615, ИНН 5407970883, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, дом 4/1, квартира 14) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363, г. Новосибирск, пр. Красный, 18) о признании недействительными акта проверки от 04.02.2021 N08-02- 003/122, предписания от 04.02.2021 N 08-02-003/122-1,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Черных Наталья Анатольевна.
В судебном заседании после перерыва приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Коновалова Т.Н. по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт,
от третьего лица: без участия (извещено),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Вокзальная магистраль 4/1" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Вокзальная магистраль 4/1") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания от 04.02.2021 N 08-02-003/122-1 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения (далее - оспариваемое предписание), о признании недействительными результатов проверки (акт проверки от 04.02.2021 N 08-02-003/122-1) (далее - результаты проверки).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Черных Наталья Анатольевна (далее - третье лицо, Черных Н.А.).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Вокзальная магистраль 4/1" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом представленных к ней дополнений, товарищество указывает, что обжалуемые ненормативные правовые акты Инспекции противоречат вступившему в законную силу судебному постановлению Мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 05.10.2021 по делу N 2-1524/2020-2.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
От Инспекции поступили пояснения по делу, в которых заинтересованное лицо поддерживает свою ранее изложенную по делу позицию. Товарищество представило возражения на пояснения Инспекции.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием систем веб-конференции, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, поддерживая доводы, изложенные в отзыве и письменных пояснениях.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва, письменных пояснений и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, о на основании мотивированного представления по результатам рассмотрения поступившего обращения (вх. N 145/48-ПГ от 11.01.2021) гражданки Черных Н.А. (собственник помещения в многоквартирном доме N 4/1 по Вокзальной магистрали г. Новосибирска) о нарушении товариществом установленных требований в части порядка начисления размера платы за содержание жилья, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения товариществом обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ходе проведения проверки соблюдения установленных требований к начислению размера платы за содержание жилого помещения, механизированную уборку снега по жилым помещениям N 52, 65, 66, многоквартирного дома N 4/1 по ул. Вокзальная магистраль в г. Новосибирске установлено следующее.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 4/1 по ул. Вокзальная магистраль, в г. Новосибирске (далее - МКД) принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на период 2018-2019 годы в размере 13,00 руб. на 1 кв. м. занимаемой площади помещения (Протокол от 25.03.2018 N б/н).
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 28.01.2019 N б/н принято решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2019 год за содержание общего имущества в размера в размер 19,00 руб. за 1 кв. м. занимаемой площади помещения, за текущий ремонт общего имущества в размер 3,00 руб. за 1 кв. м. занимаемой площади помещения, с учетом сметы доходов и расходов.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 06.03.2020 N б/н принято решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2020 год за содержание общего имущества в размера в размер 19,00 руб. за 1 кв. м. занимаемой площади помещения, за текущий ремонт общего имущества в размер 3,00 руб. за 1 кв. м. занимаемой площади помещения, за обслуживание шлагбаумов (написавшим заявление на подключение телефонных номеров к управлению шлагбаумами) для собственников жилых и нежилых помещений с автомобилем 1000 руб./полгода (1000/6=166,67 руб./месяц.), для собственников жилых помещений без автомобиля 300 руб./полгода (300/6=50 руб./месяц.).
Согласно платежным документам по жилым помещениям N 52, 65, 66 названного дома за период с ноября 2018 года по декабрь 2020 года ТСЖ производило начисление размера платы за содержание жилого помещения:
в ноябре 2018 года в размере 17,7339 руб./кв.м. (юр. и бух. обслуживание, механизированная уборка территории, аварийный перезапуск отопления, аварийно-диспетчерская служба, обслуживание сан/тех. оборудования, обслуживание электрооборудования, вывоз ТБО, содержание мусорокамер, уборка придомовой территории, уборка лестничных клеток, лифтовое хозяйство, лифты (страхование), банковские услуги, прочистка канализации);
в декабре 2018 года в размере 13,6116 руб./кв.м. (юр. и бух. обслуживание, аварийно-диспетчерская служба, обслуживание сан/тех. оборудования, обслуживание электрооборудования, вывоз ТБО, содержание мусорокамер, уборка придомовой территории, уборка лестничных клеток, лифтовое хозяйство, лифты (страхование), банковские услуги);
в январе 2019 года в размере 16,223 руб./кв.м. (юр. и бух. обслуживание, аварийно-диспетчерская служба, обслуживание сан/тех. оборудования, обслуживание электрооборудования, содержание контейнерных площадок, содержание мусорокамер, уборка придомовой территории, уборка лестничных клеток, лифтовое хозяйство, банковские услуги), за текущий ремонт в размере 3 руб./кв.м.;
в феврале 2019 года в размере 16,2373 руб./кв.м. (юр. и бух. обслуживание, аварийно-диспетчерская служба, обслуживание сан/тех. оборудования, обслуживание электрооборудования, содержание контейнерных площадок, содержание мусорокамер, уборка придомовой территории, уборка лестничных клеток, лифтовое хозяйство, банковские услуги, лифты (страхование)), за текущий ремонт в размере 3 руб./кв.м.;
с марта по декабрь 2020 года за содержание жилого помещения в размере 19,00 руб./кв.м., за текущий ремонт в размере 3 руб./кв.м.
Из указанного следует, что в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года товарищество осуществляло начисление размера платы за содержание жилых N N 52, 65, 66 без учета утвержденного протоколами общих собраний размера платы, что является нарушением требований части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Кроме того, в марте 2019 ТСЖ произвело начисление размера платы за механизированную уборку и вывоз снега в размере 4,00 руб./кв.м., без решения общего собрания членов, что является нарушением требований части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил N 491.
В части начисления размера платы за обслуживание шлагбаумов по жилым помещениям N 52, 65, 66 МКД установлено, что по жилому помещению N 66 в период с июня по декабрь 2019 года ТСЖ осуществляло начисление размера платы за обслуживание шлагбаумов без решения общего собрания членов ТСЖ, что является нарушением требований части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил N 491.
По итогам проведенной проверки составлен акт от 04.02.2021 N 08-02-003/122, в котором отражены выявленные нарушения и выдано оспариваемое предписание, в соответствии с которым товарищество в срок до 31.03.2021 должно устранить нарушение требований части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил N 491, за период с ноября 2018 по февраль 2019 по жилым помещениям NN 52, 65, 66 МКД путем осуществления начислений размера платы за содержание жилого помещения согласно протоколам общих собраний членов ТСЖ от 25.03.2018 N б/н, от 28.01.2019 N б/н и с учетом акта проверки от 04.02.2021 N 08-02-003/122, по квартирам NN 52, 65, 66 за март 2019 года за "механизированную уборку и вывозу снега", с учетом акта проверки от 04.02.2021 N 08-02-003/122, в части начисления размера платы за обслуживание шлагбаума за период с июня 2019 по декабрь 2019 года по жилому помещению N 66, с учетом акта проверки от 04.02.2021 N 08-02-003/122.
Полагая, что указанные ненормативные правовые акты являются незаконными, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом, в том числе управление товариществом собственников жилья.
Из материалов дела следует, ТСЖ "Вокзальная магистраль 4/1" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 4/1 по ул. Вокзальная магистраль в г. Новосибирске на основании устава, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол б/н от 25.03.2018), и является ответственным лицом за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также за начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества и жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме. Высшим органом управления товарищества собственников жилья является общее собрание членов товарищества.
В пунктах 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ указано, что товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Частью 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (часть 8 статьи 156 ЖК РФ).
Аналогичное по содержанию требование к определению размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, установлено и в пункте 33 Правил N 491.
Таким образом, при избранном способе управления домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяется органами управления товарищества на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно части 1 статьи 46, части 1.1 статьи 146 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества собственников недвижимости оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Судом установлено и следует из материалов дела, в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года товарищество осуществляло начисление размера платы за содержание жилых помещений N N 52, 65, 66 без учета утвержденного протоколами общих собраний размера платы, в марте 2019 товарищество произвело начисление размера платы за механизированную уборку и вывоз снега в размере 4,00 руб./кв.м., без решения общего собрания членов товарищества, по жилому помещению N 66 в период с июня по декабрь 2019 года ТСЖ осуществляло начисление размера платы за обслуживание шлагбаумов без решения общего собрания членов ТСЖ, что является нарушением требований части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил N 491.
В обоснование правомерности своих действий, товарищество ссылается на решение Мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 05.10.2021 по делу N 2-1524/2020-2, которым с собственника жилых помещений N N 52, 65, 66 взыскана задолженность по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с ноября 2018 года по июль 2020 года, включая работы и услуги, перечисленные в обжалуемых предписании и акте.
Отклоняя данные доводы суд апелляционной инстанции исходит из объема доказательств, представленных в материалы настоящего дела. Из решения Мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 05.10.2021 по делу N 2-1524/2020-2 не следует, что судом исследовался вопрос о соответствии взыскиваемой задолженности применительно к установленному тарифу в соответствии с протоколом общего собрания членов товарищества.
В свою очередь иными судебными актами, представленными в материалы дела (постановления Мирового судьи 4-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 01.11.2019 N 5-900/2019-2, от 01.11.2019 N 5-902/2019-2) подтверждается нарушение товариществом начисления платы за содержания и ремонт общего имущества, в том числе в части включения оплаты за механизированную уборку снега, перезапуск отопления.
Ссылки на подключение Черновой Н.А. к услугам пользования шлагбаумом так же подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство документально не подтверждено. Решения общего собрания членов ТСЖ об оплате услуг шлагбаума за 2019 год отсутствует, в материалы дела не представлено. Заявление Черновой Н.А. не датировано 2019 годом. Поскольку тариф на обслуживание шлагбаума был утвержден собранием собственников на 2020 (протокол от 06 марта 2020), иных доказательств заявителем в материалы дела не представлено, основания предъявления платы за обслуживание шлагбаумов в 2019 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответственно, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно отказал товариществу в удовлетворении заявленных им требований. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяющие позицию заявителя в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны в данном деле несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7444/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Вокзальная магистраль 4/1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7444/2021
Истец: ТСЖ "ВОКЗАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ 4/1"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: Черных Наталья Анатольевна, Седьмой арбитражный апелляционный суд