г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-170769/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ринтрейд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2023 по делу N А40-170769/23
по заявлению ООО "Ринтрейд" (ИНН: 7705249342)
к ИФНС России N 15 ПО Г. МОСКВЕ
третье лицо - Правительство г. Москвы
об обязании возвратить излишне уплаченный налог на имущество,
при участии:
от заявителя: |
Козлов Д.Е. по доверенности от 14.07.2023; |
от заинтересованного лица: |
Шемина О.Н. по доверенности от 30.10.2023, Кумашян В.А. по доверенности от 06.02.2024; |
от третьего лица: |
Намчыл-Оол С.В. по доверенности от 27.07.2023, Стужина Т.А. по доверенности от 06.03.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ринтрейд" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ИФНС России N 15 по г. Москве произвести возврат заявителю излишне уплаченных платежей по налогу на имущество организаций за 2016-2018 гг. в размере 3 671 846, 78 руб., при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2023 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьего лица в деле участвует Правительство г. Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от налогового органа и Правительства г. Москвы поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ринтрейд" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0007001:7701, 77:02:0007001:7702, расположенных в здании с кадастровым номером 77:02:0007001:1071, общей площадью 2223,5 кв.м, находящемся по адресу: г. Москва, пр-д Высоковольтный, д. 1, стр. 20 (далее - Здание).
В период с 2016 по 2021 годы Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 года N 700- ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень).
Решением Московского городского суда от 02.12.2021 по делу N За-2574/2021, оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.03.2022 N 66а-655/2022, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2022 N 88а-11717/2022, включение Здания в Перечень было признано незаконным.
Принимая во внимание решение Московского городского суда от 02.12.2021 по делу N За-2574/2021, вступившее в законную силу 01.03.2022, Общество в силу положений статей 346.11 и 373 Налогового кодекса Российской Федерации не признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении Здания.
В Инспекцию 25.04.2022 по местонахождению объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0007001:7701 представлены уточненные налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на имущество организаций за 2016 - 2021 годы с уменьшением суммы налога, исчисленного к уплате в бюджет, по отношению к первичным налоговым декларациям (налоговым расчетам).
ИФНС России N 14 по г. Москве 20.09.2022 приняты решения NN 7466915, 7466909, 7466906, 7466916, 7466921, 7466914 о возврате переплаты по налогу на имущее организаций в общем размере 2 512 129 рублей за 2019-2021 года.
В возврате суммы переплаты по налогу на имущество организаций в общем размере 3 671 846,78 рублей, образовавшейся по итогам 2016-2018 годов, налоговым органом отказано, ввиду истечения трехлетнего срока с даты предоставления налоговой декларации.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось в ФНС России с заявлением от 21.03.2023 (вх. от 30.03.2023 N 018117/ЗГ) на действия (бездействия) должностных лиц Инспекции по отражению на едином налоговом счете в разделе "переплата свыше трех лет" сумм переплаты по налогу на имущество организаций в размере 3 975 058,78 рублей.
Федеральная налоговая служба решением от 08.06.2023 N БВ-3-9/7640@ признала неправомерными действия должностных лиц ИФНС России N 15 по г. Москве по отражению переплаты по налогу на имущество организаций в размере 303 212 рублей в ЕСН в разделе "переплата свыше трех лет".
В остальной части жалоба ООО "Ринтрейд" оставлена без удовлетворения. Посчитав действия (бездействие) Инспекции противоречащими действующему законодательству, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы для восстановления срока уплаты налога и признания причин пропуска срока уважительной. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, заслушав доводы представителей сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 263-ФЗ) сальдо ЕНС организации формируется по состоянию на 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений, в том числе о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 263-ФЗ в целях пункта 2 части 1 статьи 4 Закона N 263-ФЗ излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022 налогов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются в том числе суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствуют t налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.
С учетом изложенного согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253 (по заявлению ООО Фирма "Пантан" к ИФНС России N 14 по г. Москве), от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 (по заявлению ООО "Красный Дом" к ИФНС России N 18 по г. Москве), принятие мер, направленных на оспаривание нормативного правового акта, в соответствии с которым исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляется исходя из кадастровой стоимости, и своевременность принятия таких мер находится в сфере контроля и ответственности налогоплательщика, поэтому трёхлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Подобный подход объясняется особенностями правового регулирования налога на имущество организаций.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и размещает перечень в сети Интернет.
Для выявления недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, проводятся мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, по результатам которых составляется соответствующий акт (пункт 3.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка в случае несогласия с результатами мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости владелец объекта вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования. Опубликование нормативного правового акта, которым на очередной налоговый период (календарный год) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода.
Из вышеизложенного следует, что о возникновении оснований для взимания налога исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода.
Таким образом, налогоплательщик имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав, в том числе и после начала налогового периода, как в административном порядке - путем обращения за пересмотром результатов мероприятий по определению вида фактического использования объекта, так и в судебном порядке - путем оспаривания ненормативного правового акта об утверждении перечня объектов недвижимости.
С учетом особенностей правового регулирования, трёхлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога на имущество организаций и выплатой процентов при исключении объекта налогообложения из регионального Перечня в судебном порядке должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Принятие и своевременность указанных мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика.
Московским городским судом в рамках рассмотрения дела N За2574/2021 по административному исковому заявлению ООО "Ринтрейд" установлено, что принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества включены в Перечень.
Однако с заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" заявитель обратился в Московский городской суд только 30.09.2021.
Фактически обществом налог на имущество за 2016 - 2018 годы оплачен 22.03.2017, 26.04.2017, 23.03.2018, 25.04.2018, а уточненные налоговые декларации в налоговый орган поданы только 25.04.2022.
Таким образом, заявителем пропущен трехлетний срок на обращение за возвратом налога, который должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Согласно нормам законодательства, Инспекцией правомерно отказано в возврате денежных средств в размере 3 671 846,78 руб.
Таким образом, довод общества об исчислении срока на возврат излишне уплаченного налога за 2016 - 2018 годы с даты вступления в законную силу решения Московского городского суда от 02.12.2021 по делу N За-2574/2021 является неправомерным.
В Определении от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что в рассматриваемой ситуации установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период. Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество за 2016-2018 гг. после вступления в законную силу судебного решения, т.е. после 01.03.2022, тогда как сроки возврата налога согласно определению Верховного Суда Российской Федерации истекли.
Апелляционная жалоба фактически повторяет заявление, которому судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2023 по делу N А40-170769/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170769/2023
Истец: ООО "РИНТРЕЙД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО Г. МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ