г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А40-203383/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-203383/21,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Челябинской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-203383/21 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. АО "Почта России" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что на основании приказа Управления от 17.06.2021 N 29- ид Управлением проведено плановое систематическое наблюдение в период с 01.07.2021 по 27.09.2021, в том числе, по межобластному потоку - в период с 01.07.2021 по 24.09.2021 в отношении акционерного общества "Почта России" (далее - АО "Почта России").
В ходе планового систематического наблюдения выявлено административное правонарушение, подпадающее под действие ч.3 ст.14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)".
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Согласно п.1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В силу ч.1 ст.46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.
АО "Почта России" является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 N 162571 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций. Территория оказания услуг - Российская Федерация.
Управлением систематическое наблюдение проведено в соответствии с Законом N 126-ФЗ, Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75, Методическими рекомендациями по проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении операторами почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи деятельностью в области почтовой связи, утвержденными Роскомнадзором 21.02.2020.
Правонарушение заключается в нарушении пункта 5 лицензии N 162571 на предоставление услуг почтовой связи.
Пунктом 5 лицензии N 162571 установлена обязанность лицензиата по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Оказание услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 8 Правил па почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В ходе проведения систематического наблюдения за соблюдением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков установлено нечитаемое или полностью отсутствующее наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции на почтовых ящиках: Чебаркульский почтамт:
- почтовый ящик N 33, установленный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул.Фрунзе, д. 28(отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 30, установленный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул.Станционная, д. 19 (отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 29, установленный по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Ленина, д. 37 (отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки). Миасский почтамт:
- почтовый ящик N 54, установленный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Пушкина, 56 (отсутствуют наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 14, установленный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, пр-т Макеева, 3 (отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 12, установленный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, пр-т Макеева, 21 (отсутствует время выемки) Южноуральский почтамт:
- почтовый ящик N 19, установленный по адресу: Челябинская область, г.Пласт, ул.Октябрьская, 72 (отсутствует наименование оператора почтовой связи) Троицкий почтамт:
- почтовый ящик N 10, установленный но адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Фрунзе, 65 (отсутствуют номер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 12, установленный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Фрунзе, 2 (отсутствуют номер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 20, установленный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Октябрьская, 82 (отсутствуют помер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 19, установленный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, 3 (отсутствуют номер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 18, установленный но адресу: Челябинская область, г.Троицк, ул. Гагарина, 13 (отсутствуют номер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 31, установленный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул.Монтажников, 4 (отсутствуют помер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки);
- почтовый ящик N 39, установленный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул.Интернациональная, 39 (отсутствуют номер почтового ящика, наименование оператора почтовой связи, дни и время выемки).
Таким образом, установлено нечитаемое или отсутствующее наименование оператора почтовой связи или присвоенный почтовому ящику помер, или дни и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции, что является нарушением п. 8 Правил.
Факт правонарушения подтверждается письмом Управления по Челябинской области филиала ФГУП "ГРЧЦ" в УФО от 25.08.2021 N 07-04-0200/891 с приложениями.
Указанное нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)".
АО "Почта России" является держателем лицензии и несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с лицензией.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствовавших о принятии всех зависящих мер для соблюдения лицензионных условий АО "Почта России" не представлено.
Таким образом, АО "Почта России" не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения лицензионных условий и действующего законодательства.
О составлении протокола АО "Почта России" уведомлено надлежащим образом, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено по электронной почте, также заказным письмом с уведомлением.
Процедура привлечения к административной ответственности АО "Почта России" Управлением соблюдена.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции верно счел установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Суд первой инстанции верно счел установленной вину Общества в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ.
АО "Почта России" не были приняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ, не истек.
Факт совершения АО "Почта России" правонарушения выявлен заявителем по результатам систематического наблюдения, о чем прямо указано в протоколе об административном правонарушении. Согласно ч.3 ст.14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для освобождения заявителя Общества от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения суд не усматривает, поскольку в соответствии с со ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность правонарушения имеет место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в исключительных случаях. Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, не представлено.
Согласно п.21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в котором разъяснено, что в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Исходя из существа дела, согласно которому нарушение требований условий, предусмотренных лицензией, повлекло нарушение прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение надлежащей услуги непосредственно посягает на права потребителя.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, правомерно назначил АО "Почта России" наказание в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Довод о малозначительности отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд не усматривает наличия каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения в данном случае, из доводов общества и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-203383/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203383/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"