г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А40-181765/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-181765/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Малышкина Н.А. по доверенности от 11.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
Белякова А.О. по доверенности от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Московской областной таможни (таможенный орган, МОТ) от 03.06.2021 по ДТ N 10013160/010621/0328024, суд также обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 393 279,48 руб. в установленном законом порядке и сроки.
Не согласившись с принятым судом решением, МОТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, считая, что решение таможенного органа принято законно и обоснованно.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, 01.06.2021 общество осуществило ввоз на территорию России медицинских изделий - изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, и предоставило в таможню ДТ N 10013160/010621/0328024 через систему электронного документооборота.
При заполнении декларации в гр. 36 "Преференция" общество запросило освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении ввозимой в Российскую Федерацию одежды специального назначения для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов указав "ОООО-ГГ" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (Прил. 7 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов").
03.06.2021 через ЭДО от таможенного органа поступило решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 1 и 2 с мотивировкой: "по тех. характеристикам ч. 3 ПП РФ N 1042 3 неприменима", с требованием исключить льготу и в гр.47 изменить расчеты по суммам НДС.
Заявитель вынужден был откорректировать ДТ и оплатить НДС на общую сумму 393 279,48 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: - медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения; - технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (в редакции Постановления Правительства от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - Перечень).
В пункте 35 раздела III Перечня "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" указана "Одежда для инвалидов специального назначения, или иная специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки...)" код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - 61.
Судом установлено, что таможенный орган классифицировал изделия по ТН ВЭД в группе 61 - колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные чулочно-носочные изделия с распределенным давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен).
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) определяет, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" (статья 1 Федерального закона N 181-ФЗ); реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (статья 9 Федерального закона N181-ФЗ).
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации (статья 10 Федерального закона N 181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) - комплекс мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР инвалида содержит в том числе технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии с приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (редакция от 06.05.2019) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в Перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (редакция от 03.04.2020)), одним из показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе являются: "Стойкие умеренные, выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижних конечностей (хроническое заболевание вен, соответствующее 4 - 5 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" нижних конечностей); стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития".
При этом в Классификаторе технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (далее - Приказ N 86н), (в редакции от 06.05.2019), указано: бандаж компрессионный на нижнюю конечность, чулки (колготы) компрессионные.
ГОСТ Р 57768-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Бандажи ортопедические на суставы верхних и нижних конечностей. Типы и основные параметры", утвержденный приказом Росстандарта от 05.10.2017 N 1345- ст, классифицирует изделия по области применения на теле человека, по назначению и по степени компрессии. Конструкция и материалы изделий должны обеспечивать ограничения нефизиологических движений области тела с целью поддержания мягких тканей в случае травмы (например, спортивной), болезни (например, ревматизма) и/или хирургической операции.
ГОСТ Р ИСО 9999-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология", утвержденный приказом Росстандарта от 23.09.2014 N 1177-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9999-2014), устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности. ГОСТ Р ИСО 9999- 2014 также использует терминологию МКФ, из которой исключены слова "инвалид" и "инвалидность", а взамен используются термины "ограничение деятельности", "вспомогательные средства".
В ГОСТ Р ИСО 9999-2014 указано, что определение "вспомогательное средство", используемое в настоящем стандарте, увязано с терминологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. МКФ одобрена всеми странами-членами ВОЗ на 54-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22.05.2001 (резолюция WHA 54,21). Вспомогательным изделием по МКФ является адаптированное или специально разработанное специализированное оборудование, изделия и технологии, повседневно помогающие людям, например протезные и ортопедические устройства, нейростимуляторы и т.п.
Раздел 04 "Вспомогательные средства для персонального медицинского лечения (самолечения)" ГОСТа Р ИСО 9999-2014 включает в себя подгруппу 04.06.06 "Чулки противоотечные для рук, ног и других частей тела. Одежда, которая оказывает пониженное давление на тело для сдерживания или предотвращения отека после операций и на варикозные раны. Включает, например, упругие противоотечные бандажи трубчатой формы и чулки для рук и ног, уменьшающие или предотвращающие опухоли, вызванные проблемами кровообращения".
Суд правомерно заключил, что из комплексного толкования вышеперечисленных норм следует, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках", производства Бауэрфайнд АГ, Германия, являются компрессионной одеждой (чулки, носки), которая может быть использована для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, то есть соответствует группе 61 ТН ВЭД ЕАЭС, указанной в пункте 32 Перечня N 1042.
Хроническое заболевание вен в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ-11) - это варикозное расширение вен нижних конечностей с воспалением, включая трофические изменения кожи и подкожных тканей; гиперпигментация и/или венозная экзема; липодерматосклероз и/или белая атрофия кожи.
Судом установлено, что в инструкции к медицинскому изделию указано, что изделия, в том числе предназначены для длительной терапии флебологических и/или лимфологических заболеваний, в особых случаях для длительного лечения липедемы. Показания к применению: венозные симптомы, экзема и пигментация, дерматолипосклероз и белая атрофия, тромбоэмболия, отеки, липедема, лимфедема.
Кроме того, как обоснованно отметил суд, экспертное заключение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 23.10.2020 N 39862-1ФБ.77/2020 подтверждает, что медицинские изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках - чулки, колготки, гольфы, носки, шорты, перчатки и рукава, по регистрационному удостоверению N ФСЗ 2012/13480 от 14.03.2018, производства Рехард Технолоджис ГМБХ, Германия, предназначены для профилактики и лечения хронической венозной недостаточности, варикозного расширения вен и лимфостаза нижних и верхних конечностей. По мнению экспертов данные изделия могут быть охарактеризованы, как "специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, 6 перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки, шлемы жилеты и т.д.)", описанная в п.35 Постановления Правительства РФ N 1042.
Таким образом, вышеперечисленные стандарты, а также экспертное заключение подтверждают использование рассматриваемого медицинского изделия в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Поскольку в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства, суды правомерно заключили, что общество обоснованно указало в графе 36 ДТ преференцию - освобождение от уплаты НДС, а таможенный орган незаконно в решениях от 19.10.2020 и 02.11.2020 потребовал в графе 36 ДТ указать преференцию со ставкой НДС 10 %, ссылаясь на Постановление N 688, не принимая во внимание, что Распоряжением N 2347-р и Приказом N 86н чулки (колготы) компрессионные включены в Перечень средств реабилитации инвалидов, предоставляемых в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, то есть в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Таким образом, в данном случае судом установлены основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Московскую областную таможню устранить нарушения прав и законных интересов ООО "НИКАМЕД" в установленном законом порядке и сроки.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-181765/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181765/2021
Истец: ООО "НИКАМЕД"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ