город Омск |
|
27 февраля 2022 г. |
Дело N А75-8875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей ЛотоваА.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15976/2021) государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-8875/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (ОГРН 1028600585970, ИНН 8602017528, адрес: 628416, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, улица Майская, дом 8/1) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительный партнёр" (ОГРН 1138606000719, ИНН 8606015793, адрес: 628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 11, квартира 57) о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Строительный партнёр" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Строительный партнер") о взыскании финансовых санкций в размере 96 922 руб. 76 коп., в том числе 422 руб. 76 коп. за нарушение пункта 2.1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и непредставление корректирующих индивидуальных сведений в связи с изменением сумм начисленных страховых взносов на ОПС за периоды до 01.01.2017; 500 руб. за нарушение установленного срока представления индивидуальных сведений на 1 застрахованное лицо за октябрь 2018 года (доп. Форма; 96 000 руб. за нарушение установленного срока предоставления отчета по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2020 года на 192 застрахованных лица.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-8875/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании финансовых санкций в общей сумме 96 500 руб. за нарушение срока предоставления сведений СЗВ-М (дополняющая) на одно застрахованное лицо за октябрь 2018 года, и за нарушение срока предоставления сведений СЗВ-М (исходная) на 192 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что действия заявителя по непредставлению сведений СЗВ-М на одно застрахованное лицо за октябрь 2018 года необходимо квалифицировать ни как исправление сведений, а как предоставление первичных сведений, которые не были представлены в установленный срок, что влечет применение к страхователю финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Податель жалобы также считает правомерным взыскание финансовых санкций в размере 96 000 руб. за нарушение срока предоставления сведений СЗВ-М (исходная) на 192 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года, поскольку допущенная страхователем при формировании отчетности ошибка не является виной Пенсионного фонда.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором страхователь не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Строительный партнер" является плательщиком страховых взносов и зарегистрировано в Пенсионном фонде в качестве страхователя.
Пенсионным фондом в отношении общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в отношении 5 застрахованных лиц за 3-4 кварталы 2016 года в виде расхождения данных, отраженных в расчетах, представленных в органы Фонда социального страхования.
В ходе проверки не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, выявлено занижение базы для начисления страховых взносов за 2016 год в сумме 38 432 руб. 35 коп., о чем составлен акт от 29.04.2019 N 027V101700000118 (л.д. 40-42).
31.05.2019 принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности N 027V121700000089, в соответствии с которым ООО "Строительный партнер" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 10 415 руб. 17 коп., пени в сумме 188 руб. 14 коп., штрафы в сумме 2 083 руб. 03 коп. (л.д. 43-45).
В связи с непредставлением корректирующих индивидуальных сведений на основании акта выездной проверки от 29.04.2019 N 027V101700000118 обществу направлено уведомление о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений со списком застрахованных лиц, на которых необходимо, предоставить корректирующие сведения. В уведомлении указано, что представление корректирующих данных в связи с изменением сумм начисленных страховых взносов на ОПС за периоды до 01.01.2017 должны осуществляться плательщиком страховых взносов в составе уточненного РСВ-1 за отчетный (расчетный) период 0-2016 (годовой).
В случае непредставления исправленных индивидуальных сведений согласно акту выездной проверки в пятидневный срок, будут применены финансовые санкции в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (л.д. 46).
Уведомление получено обществом 17.06.2019 (л.д. 47). Корректирующие сведения представлены не были, в связи с чем 03.10.2019 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 027S12190000036 (л.д. 48-50).
Решением от 31.10.2019 N 027S131900000083 ООО "Строительный партнер" привлечено к ответственности за нарушение пункта 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 422 руб. 76 коп. (л.д. 51).
Обществу направлено требование от 22.11.2019 N 027S01190014061 об уплате финансовых санкций в срок до 10.12.2019 (л.д. 53).
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафа в сумме 422 руб. 76 коп.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2020 по делу N А75-9077/2020 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с ООО "Строительный партнер" помимо финансовых санкций в размере 422 руб. 76 коп., финансовые санкции за нарушение установленного срока представления индивидуальных сведений на 1 застрахованное лицо за октябрь 2018 года (доп. форма) (представлены 27.02.2019 по электронным каналам связи) в сумме 500 руб., а также финансовые санкции за нарушение установленного срока предоставления отчета по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2020 года на 192 застрахованных лица (представлен 15.01.2021 по электронным каналам связи) в сумме 96 000 руб.
В материалы дела представлены акты от 11.03.2019 N 027S18190004074, от 25.01.2021 N 027S18210000804, вынесенные по ним решения от 08.04.2019 5 N 027S19190004398, от 20.02.2021 N 027S19210001624, а также требования об уплате финансовых санкций.
Принятое Арбитражным судом ХМАО-Югры решение от 16.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Заявитель в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, сведения о фамилии, имени и отчества, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Относительно требований о взыскании финансовых санкций в размере 422 руб. 76 коп. по решению от 31.10.2019 N 027S131900000083 судом установлено, что обществу в соответствии с уведомлением требовалось скорректировать индивидуальные сведения на пять застрахованных лиц за июль, октябрь и декабрь 2016 года.
В 2016 году правоотношения между Пенсионным фондом и страхователем регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по перечисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.07.2015 N 269-п была утверждена форма РСВ-1.
Поскольку среднесписочное количество сотрудников общества превышает 25 человек, в силу части 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ отчетность должна была предоставляться только в электронном виде, за нарушение данного требования статьей 45 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ Закон N 212-ФЗ утратил силу, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
С указанного периода вся отчетность предоставляется в налоговые органы, недоимки за предыдущие периоды также взыскиваются налоговыми органами.
В уведомлении, за неисполнение которого ООО "Строительный партер" привлечено к ответственности, было указано о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений со списком застрахованных лиц, на которых необходимо, предоставить корректирующие сведения, а также указано, что представление корректирующих данных в связи с изменением сумм начисленных страховых взносов на ОПС за периоды до 01.01.2017 должны осуществляться плательщиком страховых взносов в составе уточненного РСВ-1 за отчетный (расчетный) период 0-2016 (годовой).
Поскольку указанное уведомление получено обществом в 2019 году, предоставить корректирующую отчетность по установленной форме в Пенсионный фонд технически было невозможно.
Из пояснений представителя Общества следует, что сдать корректирующий отчет за 2016 год в налоговый орган также не представлялось возможным, так как дата полномочий налогового органа ограничена периодом 01.01.2017, при обращении в Пенсионный фонд с вопросом о разрешении технической проблемы ответ не был получен.
Доводы общества о фактической невозможности корректировки сведений за 2016 год в 2019 году ГУ УПФР не опровергнуты.
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда о том, что в такой ситуации орган контроля должен был и мог на основании материалов выездной проверки самостоятельно внести в базу корректировки сведений по застрахованным лицам.
Вина общества в неисполнении уведомления Пенсионного фонда из материалов дела не усматривается, что являлось основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
По требованиям о взыскании финансовой санкции в сумме 500 рублей.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено несвоевременное представление сведений за октябрь 2018 года по форме СЗВ-М (дополняющая).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также было предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) и действующей до 26.07.2020.
Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73- 910/2017.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что наличие ошибки обнаружено ООО "Строительный партнер" самостоятельно и им же приняты меры к устранению нарушения: 27.02.2019 общество представило дополняющую форму на одно застрахованное лицо за октябрь 2018 года.
Пенсионный фондом ошибка выявлена не была, соответственно, уведомления об обнаружении ошибки в адрес общества им не направлялись. Данные обстоятельства Управлением ПФ не оспариваются.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018).
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Арбитражный суд правомерно не усмотрел оснований для взыскания финансовых санкций в размере 96 000 рублей.
Из пояснений представителя Общества следует, что 15.12.2020 бухгалтер произвела загрузку отчета СЗВ-М за ноябрь 2020 в систему Контур-Экстерн из программы 1С с целью отправки отчетности в Пенсионный фонд.
При формировании отчета в контуре в 2020 году текущая дата воспринималась как текущий месяц отчета, то есть при создании отчета 15 декабря в системе автоматически выставлялся отчетный месяц - декабрь. Необходимо было вручную выбрать правильный месяц (в данном случае - ноябрь).
Бухгалтер, загрузив отчет за ноябрь 2020 года, не исправила в программе декабрь (выбранный автоматически) на ноябрь.
Таким образом, 15.12.2020 бухгалтерией ответчика был отправлен отчет, который в системе Контур-Экстерн был назван отчетом за декабрь 2020 года.
Отчет принят Пенсионным фондом в этот же день 15.12.2020.
15.01.2021 при направлении отчета за декабрь 2020 года с грифом "Исх", был получен автоматический отказ в приеме и тогда обнаружена ошибка в сдаче отчета 15.12.2020.
Бухгалтер ответчика была вынуждена сдать отчет за ноябрь 2020 года повторно 15.01.2021.
Обстоятельства, на которые ссылается общество, не оспорены Пенсионным фондом и объективно подтверждаются отчетами, сданными 15.12.2020, 15.01.2021, в которых зафиксированы идентичные списки застрахованных лиц и в конце отчета стоит одна и та же дата формирования - 14.12.2020.
Таким образом, отчетность за ноябрь 2020 года сдана в установленный срок, ошибка, допущенная обществом при сдаче отчетности за указанный период, исправлена ответчиком самостоятельно и незамедлительно при ее обнаружении, Пенсионный фондом 15.12.2020 получены сведения о каждом работающем у общества застрахованном лице за ноябрь 2020 года.
С учетом изложенного, у Пенсионного фонда отсутствуют достаточные правовые основания для привлечения общества к ответственности, требования о взыскании финансовых санкций удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ГУ УПФР требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-8875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8875/2021
Истец: ГУ ОСП - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СУРГУТЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПАРТНЁР"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ