г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А40-272157/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Т.Б.Красновой,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "ИСТОК-М"
на определение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-272157/21
по заявлению ООО "ИСТОК-М" (ОГРН: 1057748642456, ИНН: 7720537377)
к СПИ МОСП по ВАШ N 6 ГУФССП России по г. Москве Устинову И.А
заинтересованное лицо: ГКУ города Москвы "Администратор московского парковочного
пространства"
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИСТОК-М" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к СПИ МОСП по ВАШ N 6 ГУФССП России по г. Москве Устинову И.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству N 217732/21/77052-ИП.
Определением Арбитражного суда г.Москвы 17.12.2021 по делу N А40-272157/21 заявление возвращено в связи с нахождением настоящего спора вне сферы компетенции арбитражного суда.
Не согласившись с указанным определением ООО "ИСТОК-М" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное определение отменить.
Законность и обоснованность принятого судебного акта суда первой инстанции проверены в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела сторон, на основании статей 156, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
На основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В рассматриваемом случае, ООО "ИСТОК-М" оспаривает действия судебного пристава-исполнителя ВАШ N 6 ГУФССП России по г.Москве Устинова И.А по вынесению постановления о взыскании исполнительного сбора и о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 217732/21/77052-ИП. Указанное постановление вынесено на основании исполнительного документа - акта по делу об административном правонарушении N 18810177200701328205 от 01.07.2020, выданного ГКУ "АМПП" по делу об административном правонарушении.
При этом в силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 проверка законности указанных постановлений ГКУ "АМПП" относится к компетенции судов общей юрисдикции.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области в безопасности дорожного движения.
Согласно разъяснениям, данным в ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности являются исполнительными документами.
По общему правилу, исходя из содержания части 2 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если вынесенные в отношении организации акты органов государственной власти, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие акты подлежат оспариванию в арбитражном суде.
Если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.).
Таким образом, учитывая, что постановление органа о привлечении к административной ответственности, вынесенное в указанной сфере законодательства, одновременно является и предметом оспаривания в суде общей юрисдикции, и исполнительным документом, дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, принятые, совершенные им в рамках возбужденного исполнительного производства по данному исполнительному документу, также подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Учитывая изложенные разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания настоящего спора не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде и, как следствие, относящимся к компетенции суда общей юрисдикции. Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании норм права.
При этом судом обоснованно принято во внимание, что заявителем не представлены сведения о том, что он обращался с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции, который отказался рассматривать указанный спор из-за отсутствия компетенции, в связи с чем у заявителя имеется возможность реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
Апелляционный суд отмечает, что разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты, не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 г. N 144-О-П).
С учетом изложенного оснований для отмены определения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-272157/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272157/2021
Истец: ООО "ИСТОК-М", ООО ИСТОК М
Ответчик: МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ N6, Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов N6 Устинов Игорь Александрович
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АДМИНИСТРАТОР МОСКОВСКОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3181/2022