г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А40-184326/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей: О.О. Петровой, Е.Н. Яниной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гергоковой Ф.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭКОТЕХ-М"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2021 года по делу N А40-184326/21, принятое судьей Жура О.Н.,
по иску ООО "ЭКОТЕХ-М"
к Гальцевой Светлане Евгеньевне
об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца - Ключарева М.А. по доверенности от 30.09.2021 г. N 2;
от ответчика - Маралюк Д.В. по доверенности от 12.10.2021 г. N 77АГ 8410058;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКОТЕХ-М" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Гальцевой Светлане Евгеньевне (далее ответчик) об обязании Гальцевой Светланы Евгеньевны в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу передать ООО "ЭКОТЕХ-М", следующие документы, сведения и имущество:
- списочную численность сотрудников общества по состоянию на 18.05.2021 г. с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договоры;
- ведомости начисленной зарплаты за январь, февраль и март 2021 г. по всем сотрудникам общества;
- табеля учета рабочего времени общества за январь, февраль и март 2021 г.;
- штатное расписание общества;
- должностные инструкции сотрудников общества;
- журнал учета трудовых книжек и вкладышей к ним;
- трудовые книжки сотрудников;
- рабочий распорядок и график отпусков;
- сведения о сданных отчетах в налоговую инспекцию и пенсионный фонд;
- данные для доступа в бухгалтерскую программу 1С;
- ключи и/или иные данные для доступа к сейфу, где хранятся документы общества;
- информационное письмо Госкомстата России о присвоении кодов;
- лицензии, сертификаты на осуществляемые виды деятельности;
- основные контракты и договоры за 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- протоколы заседаний и распоряжений органов управления организации за 2019-1 20гг., январь-апрель 2021 г.;
- приказ (решение) о назначении директора (генерального директора), копия трудового договора с директором (генеральным директором);
- организационно-управленческая структура, структура бухгалтерии;
- учетная политика 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г. (с приложениями);
- материалы проверок государственных и иных контролирующих органов за 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- коллективный договор, положения об оплате труда и стимулировании работников, действующих в 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, ведомости начисления и выплаты заработной платы, табели учета рабочего времени, расчетные листки по заработной плате;
- сведения о счетах в банках в 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- утвержденное положение, определяющее порядок проведения инвентаризации существа и обязательств;
- бухгалтерская отчетность организации на 31.12.2019 г., 31.12.2020 г.,
31.03.2021 г. (с подписями и печатями), копия бухгалтерской отчетности за предыдущий аудиту год вместе с аудиторским заключением;
- материалы всех инвентаризаций, проведенных в проверяемом периоде;
- список материально-ответственных лиц с указанием реквизитов договора об индивидуальной или бригадной материальной ответственности и кода и наименования структурного подразделения;
- перечень видов деятельности, осуществляемых в 2021 г.;
- акты сверок с наиболее крупными дебиторами и кредиторами по состоянию на 51.12.2019 г., 31.12.2020 г., 30.04.2021 г.;
- перечень основных средств, переданных и полученных в аренду, договоры аренды в 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- документы, подтверждающие государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества (полученного, сданного) в 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- налоговые регистры, расчеты, справки за период с 2019-2020 гг., январь-апрель 0021 г.;
- список рублевых и валютных счетов с указанием номера счета, наименования и местонахождения банка, договоры на открытие счетов (в том числе ссудных и депозитных) в 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г.;
- налоговые декларации за проверяемый период с 2019-2020 гг., январь-апрель 2021 г. (налог на прибыль, НДС, взносы в государственные внебюджетные фонды, налог на имущество и др.);
- уведомление о контролируемых сделках в налоговые органы за период с 2019-. 20гг., январь-апрель 2021 г.
В случае не предоставления указанных данных, имущества и сведений в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу взыскать с Гальцевой СЕ. в пользу истца судебную неустойку, исходя из 500 руб. за каждый день не предоставления документов ООО "ЭКОТЕХ-М" до момента их передачи.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Гальцева Светлана Евгеньевна являлась генеральным директором ООО "ЭКОТЕХ-М" (ОГРН 1055009336964, ИНН 5047068476) в период с 31.03.2016 по 26.05.2021, что подтверждается решением N 12 единственного участника общества от 31.03.2016, решением единственного участника N 13 от 26.05.2021.
Согласно Приказу N 1 от 01.04.2016 Ответчик приняла на себя обязанности генерального директора и обязанности по ведению бухгалтерского учета организации.
В обоснование заявленных требований, Истец указал, что с 18.05.2021 Ответчик на рабочее место не выходила.
18.05.2021 Обществом в адрес Ответчика направлено письмо от 18.05.2021 б/н с требованием о предоставлении документов.
Кроме того, с учетом проведения аудиторской проверки в рамках договора -V03/21/020/A от 17.05.2021 г. у генерального директора Гальцевой С.Е. аудиторами также были истребованы документы, которые до настоящего время ответчиком не предоставлены.
Поскольку ответчиком обязанность по передаче документов не исполнена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Таким образом, в обязанности ответчика, исполнявшего ранее полномочия единоличного исполнительного органа, входило обеспечение сохранности документов общества, в связи с чем ответчик обязан передать вновь избранному директору документацию, необходимую для осуществления руководства текущей деятельностью общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество обязано хранить следующие документы: учредительные документы общества, а также внесенные в учредительные документы общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки не денежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
На основании пункта 2 данной статьи указанные документы хранятся по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Пунктом 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
8.05.2021 Ответчиком в адрес Общества было направлено заявление об увольнении с должности, что подтверждается описью и квитанцией к почтовому отправлению.
С 18.05.2021 по 10.06.2021 Ответчик находилась на больничном, что подтверждается листками нетрудоспособности.
Из материалов дела не следует, и Истцом не доказано, что истребуемые Истцом документы находятся во владении ответчика.
Согласно п. 28.5 Устава, Общество хранит документы, предусмотренные п. 1 ст. 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью по месту нахождения его единоличного исполнительно органа - 123112, Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1 - адрес места нахождения Общества в помещении, принадлежащем Обществу на праве собственности.
Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Порядок хранения первичных документов и учетных регистров установлен в разделе 6 действующего Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 г. N 105.
Так, в соответствии с п. 6.2 названного Положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
При этом согласно п. 6.6 Положения сохранность первичных учетных документов, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передача их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. В соответствии с п. 6.8 названного положения, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
Созданная комиссия должна не только выявить, но и документально подтвердить причину утраты документов. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем общества. После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов. Для восстановления документации должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции. Если восстановить все документы не представляется возможным, ответственное лицо составляет соответствующий акт, в котором излагаются причины невозможности либо нецелесообразности продолжать дальнейшие действия по восстановлению документов. Вся документация по восстановлению (запросы, переписка, справки из банка, восстановленные копии первичных документов) подшивается и хранится на предприятии. Руководитель организации должен уведомить налоговую инспекцию об утрате бухгалтерских документов и о невозможности их полного восстановления, приложив к уведомлению акт комиссии, установившей факт утраты (гибели) документов, а также акт о прекращении работ по восстановлению утраченных документов. На основе восстановленной документации организация должна заново сформировать регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи проведение инвентаризации обязательно, в том числе, при смене материально ответственных лиц.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. В соответствии с пунктом 2.8 этих же Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Сам по себе факт того, что ответчик ранее являлся единоличным исполнительным органом общества, не свидетельствует о том, что истребуемая документация находится в его личном владении.
Представленная истцом в материалы дела Акт от 18.05.2021 составлен заинтересованными лицами в одностороннем порядке без привлечения к участию Ответчика и его извещения, в связи с чем критически оценивается судом.
Общество истребовало электронный ключ от сейфа, в котором как указал сам истец, находится документация Общества. Указанный код был передан представителю истца (Мордвиновой В.Л.) 26.08.2020, что подтверждается представленной в материалы перепиской, содержание которой истцом не оспорено. Суду не представлено доказательств, что в указанном сейфе необходимой Обществу документации не содержалось, соответствующие акты в присутствии представителя Ответчика или самого Ответчика также не составлялись.
В отношении документов Рабочий распорядок, организационно-управленческая структура, структура бухгалтерии, коллективного договора, положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств, список материально-ответственных лиц, уведомление о контролируемых сделках, сведения о проверках государственных органов, суд отмечает, что доказательства существования истребуемых документов, их издания, составления, ведения и хранения, а также нахождения их у ответчика истцом в материалы дела также не представлено, в связи с чем требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат. Также согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество не осуществляет лицензированную деятельность, следовательно, лицензии и сертификаты Ответчиком предоставлены быть не могут.
Суд первой инстанции также правомерно учел, что суду не представлено доказательств, что истребуемые документы передавались Ответчику по акту при вступлении в должность, как следствие, при увольнении с должности они не могут быть переданы новому генеральному директору. Иного Истцом не доказано.
С учетом изложенного, в отсутствии доказательств нахождения документов непосредственно у Ответчика, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2021 года по делу N А40-184326/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.О. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184326/2021
Истец: ООО "ЭКОТЕХ-М"
Ответчик: Гальцева Светлана Евгеньевна