г. Тула |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А54-7671/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от заявителя - публичного акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (г. Рязань, ОГРН1056204000049, ИНН 6229049014) - Роенко К.В. (доверенность от 25.12.2020 N 25 РЭСК), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1166234073928, ИНН 6226013002), общества с ограниченной ответственностью "Рязанская областная электросетевая компания" (г. Рязань, ОГРН 1096234008936, ИНН 6234073260), Касимовской межрайонной прокуратуры (Рязанская область, г. Касимов), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2021 по делу N А54-7671/2021 (судья Костюченко М.Е.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "РЭСК", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, Рязанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 29.06.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства по делу N 062/01/10-273/2021.
При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного предприятия "Касимовсервис" муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - МПК "Касимовсервис"), общества с ограниченной ответственностью "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - ООО "РОЭК"), Касимовская межрайонная прокуратура.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель уточнил требования и просил суд признать незаконным решение Комиссии Рязанского УФАС России от 29.06.2021 по делу N 062/01/10-273/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в части пункта 1 резолютивной части решения, согласно которому ПАО "РЭСК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем инициирования процедуры ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МКП "Касимовсервис", ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в порядке, не предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнения требований.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2021 по делу N А54-7671/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ПАО "РЭСК" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что у гарантирующего поставщика были правовые основания для направления в адрес должника уведомления о планируемом введении режима ограничения потребления электрической энергии (наличие задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию), в связи с чем в действиях ПАО "РЭСК" нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
По мнению заявителя жалобы, комиссия антимонопольного органа не учла тот факт, что МКП "Касимовсервис" не включено в перечень социально-значимых потребителей, ограничение режима энергопотребления которых может привести к экономическим, социальным, экологическим последствиям, вследствие чего указание в уведомлении на необходимость составления плана мероприятий по обеспечению готовности к вводу не требовалось.
Общество считает, что комиссия антимонопольного органа не учла факт возобновления по воле ПАО "РЭСК" поставки электрической энергии, в результате чего, по мнению заявителя, ущемление интересов неопределенного круга лиц отсутствует.
Податель жалобы считает, что управление не доказало, что поведение ПАО "РЭСК" явилось злоупотреблением в форме недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо было направлено на причинение вреда.
Рязанское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МПК "Касимовсервис", ООО "РОЭК" и Касимовская межрайонная прокуратура отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свою позицию по делу.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что в Рязанское УФАС России поступили материалы из Касимовской межрайонной прокуратуры, а также от МКП "Касимовсервис", указывающие на нарушение ПАО "РЭСК" и АО "РОЭК" антимонопольного законодательства в части создания угрозы и (либо) введения ограничения потребления электрической энергии на расположенные в городе Касимов Рязанской области объекты, ограничение режима энергопотребления которых может привести к негативным социальным, экономическим, экологическим последствиям, в связи с чем антимонопольным органом 25.03.2021 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия для его рассмотрения.
26.05.2021 комиссия Рязанского УФАС посчитала факт нарушения ПАО "РЭСК" и АО "РОЭК" запретов, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), доказанным, приняла заключение об обстоятельствах дела.
Решением антимонопольного органа от 29.06.2021 N 3334 по делу N 062/01/10-273-2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО "РЭСК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закон N 135-ФЗ путем инициирования процедуры полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МКП "Касимовсервис", ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (уведомление от 29.07.2020 исх. N 345-0-1833), в порядке, не предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1 решения).
Не согласившись с решением от 29.06.2021 N 3334 по делу N 062/01/10-273-2021 о нарушении антимонопольного законодательства в данной части, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает в том числе: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.
В силу положений пункта 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), гарантирующий поставщик в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящих Правилах, вправе инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Из вышеуказанных норм следует, что введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии.
Вместе с тем ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.
Из материалов дела усматривается, что МКП "Касимовсервис" является предприятием, оказывающим услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области.
Между МКП "Касимовсервис" и ПАО "РЭСК" заключен договор энергоснабжения от 15.04.2020 N 311792, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по точкам поставки, указанным в приложении N 1 к договору.
В связи с образованием у потребителя задолженности по оплате электрической энергии (мощности) в размере 23 401 570 руб. ПАО "РЭСК" 29.07.2020 направило в адрес МКП "Касимовсервис", администрацию-городской округ город Касимов Рязанской области, Главное управление МЧС России по Рязанской области уведомление (исх. N 345-0-1833) о планируемом ограничении электропотребления по следующим 36 точкам поставки: ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. N 9 N 009072031002966; котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП N 9 N 007791086013190; гараж ул. Советская 226 ТП 58ф. N 2 N 113345647; контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N 2 ТП58 N 007856028000297; котельная N 150 лет СССР резерв N 034230-03,14; котельная N 150 лет СССР N 113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. N10 ТП-8 N 009071031003464; котельная ул. Комарова, ф. N 9 РП 24 N 0708270502800544; котельная ул. Комарова ф. N 2 РП-24 N 50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф. N 9 ТП10 N 3668799-04,14; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП N 6 N 403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов ФN9 ТП11 N 369773-06,14; котельная Ленина N 00746714000748; котельная Ленина (резерв) N 0747770903273453; котельная Ленина (резерв) N 21198341; котельная Ленина N 352903; котельная Чижова ф. N 8 ТП-9 N 007856028000839; мастерские ул. Советская 226а ПС Касимов ФN2 ТП58 N 007856028000276; насос MPS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов ФN2 ТП4 N 007791059008888; теплопункт Дет/сад N 6 ф. N 2 ТП N 1 N 009073023012612; теплопункт "Ветеран" ул. Крылова, ФN9 ТП N 28 N 0746881006075415; теплопункт Лесок ф. N 2 ТП-31 N 007468024000977; теплопункт Музей ф. N9 ТП-28 N 109145205; теплопункт Набережная д. 21 ф N 2 ТП-4 N 0712980903677388; теплопункт Пл. Победы ф. N 9 ТП-28 N 009130059007890; теплопункт Пл. Соборная ф. N2 ТП-29 N 007468024001535; теплопункт Школа ф. N 2 ТП-1 N 7468024001434; теплопункт Ленина 48а ф. N 10 ТП-92 N 0712980903677197; теплопункт Д/сад N10 Ф. N 9 ТП-28 N 009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 00392307; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N 22 ТП-2 N 078270409873429; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N2 ТП N 58 N 009072031003629; котельная КСК резерв N 1102130147; котельная КСК N 1112122138. Уведомление получено 30.07.2020.
В уведомлении указано на необходимость в случае неоплаты возникшей задолженности в срок до 10.08.2020 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой компании и сетевой организации ввести до 12 час. 00 мин. 11.08.2020 режим частичного ограничения электропотребления в отношении перечисленных объектов до уровня технологической брони.
В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный в уведомлении срок, частичное ограничение будет произведено 11.08.2020 после 12 час. 00 мин. с питающих центров сетевой организации персоналом АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей" путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки.
В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, МКП "Касимовсервис" будет необходимо до 12 час. 00 мин. 17.08.2020 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой и сетевой организаций ввести режим полного ограничения энергопотребления путем отключения вышеуказанных точек поставки.
В случае невыполнения действий по самостоятельному полному ограничению режима потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок, полное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин. 17.08.2020 с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей" путем отключения вышеуказанных точек поставки.
Одновременно с этим разъяснено, что в случае невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии или необеспечения потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
29.07.2020 ПАО "РЭСК" направило АО "РОЭК" уведомление N 1833, согласно которому сетевой организации требуется в 10 час 00 мин. 11.08.2020 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности).
Ограничение подачи электроэнергии должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя (МКП "Касимовсервис") путем сокращения потребления электроэнергии: ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. N 9 N 009072031002966; котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП N 9 N 007791086013190; гараж ул. Советская 226 ТП 58ф. N 2 N 113345647; контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N 2 ТП58 N 007856028000297; котельная N1 50 лет СССР резерв N 034230-03,14; котельная N 150 лет СССР N 113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. N 10 ТП-8 N 009071031003464; котельная ул. Комарова, ф. N 9 РП 24 N 0708270502800544; котельная ул. Комарова ф. N 2 РП-24 N 50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов фN9 ТП10 N 3668799-04,14; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТПN6 N 403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов ФN9 ТП11 N 369773-06,14; котельная Ленина N 00746714000748; котельная Ленина (резерв) N 0747770903273453; котельная Ленина (резерв) N 21198341; котельная Ленина N 352903; котельная Чижова ф. N8 ТП-9 N 007856028000839; мастерские ул. Советская 226а ПС Касимов ФN2 ТП58 N 007856028000276; насос HPS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов ФN2 ТП4 N 007791059008888; теплопункт Дет/сад N 6 ф. N 2 ТП N 1 N 009073023012612; теплопункт "Ветеран" ул. Крылова, ФN9 ТП N 28 N 0746881006075415; теплопункт Лесок ф. N 2 ТП-31 N 007468024000977; теплопункт Музей ф. N9 ТП-28 N 109145205; теплопункт Набережная д. 21 ф N 2 ТП-4 N 0712980903677388; теплопункт Пл. Победы ф. N 9 ТП-28 N 009130059007890; теплопункт Пл. Соборная ф. N2 ТП-29 N 007468024001535; теплопункт Школа ф. N 2 ТП-1 N 7468024001434; теплопункт Ленина 48а ф. N 10 ТП-92 N0712980903677197; теплопункт Д/сад N10 Ф. N9 ТП-28 N 009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 00392307; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N 22 ТП-2 N 078270409873429; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N 2 ТП N 58 N 009072031003629; котельная КСК резерв N 1102130147; котельная КСК N 1112122138 до уровня технологической брони.
В случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению в срок, указанный в пункте 1, требуется после 10 час. 00 мин. 11.08.2020 ввести частичное ограничение подачи электрической энергии (мощности) потребителю, путем сокращения подачи электроэнергии вышеуказанных точек поставки с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей", до уровня технологической брони.
Также из уведомления следует, что в 10 час. 00 мин. 17.08.2020 необходимо осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности), которое должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя, путем полного ограничения режима потребления вышеуказанных точек поставки. Требуется после 10 час. 00 мин. 17.08.2020 ввести полное ограничение режима потребления путем отключения вышеуказанных точек поставки. Ограничение подачи электроэнергии производится с питающих центров персоналом филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей". Факт проведения (непроведения) ограничения необходимо оформить соответствующим актом и представить его в адрес ПАО "РЭСК" в течение 1 рабочего дня со дня подписания.
10.08.2020 МКП "Касимовсервис" письмом исх. N 1137 сообщило ПАО "РЭСК" о том, что в ответ на уведомление от 29.07.2020 предприятием принимаются меры для погашения задолженности МКП "Касимовсервис" перед ПАО "РЭСК". Также в письме отмечено, что согласно актам о введении ограничения режима потребления подачи электроэнергии от 24.07.2020 в отношении большинства точек поставки, указанных в уведомлении от 29.07.2020 N 315-0-1833, введение ограничения невозможно ввиду отсутствия технической возможности введения ограничения подачи электроэнергии до величины технологической брони с питающих центров филиала АО "РОЭК" "Касимовский район электрических сетей" по потребителю МКП "Касимовсервис".
11.08.2020 согласно актам АО "РОЭК" введен режим полного ограничения энергопотребления по следующим точкам поставки: мастерская ул. Советская 226; гараж ул. Советская 226а; контора ул. Советская 226 а.
В отношении объектов: ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. N 9 N 009072031002966; котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП N 9 N 007791086013190; котельная N 150 лет СССР резерв N 124401695; котельная N 150 лет СССР резерв N 113346143: котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. N 10 ТП-8 N 009071031003464; котельная ул. Комарова, ф. N 9 РП 24 N 0708270502800544; котельная ул. Комарова ф. N 2 РП-24 N 50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов фN9 ТП10 N 3668799-04,14; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТПN6 N 403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов ФN9 ТП11 N 369773-06,14; котельная Ленина N 00746714000748; котельная Ленина (резерв) N 0747770903273453; котельная Ленина (резерв) N 21198341; котельная Ленина N 352903; котельная Чижова ф. N8 ТП-9 N 007856028000839: насос HPS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов ФN2 ТП4 N 007791059008888; теплопункт Дет/сад N6 ф. N 2 ТП N 1 N 009073023012612; теплопункт "Ветеран" ул. Крылова, ФN9 ТП N 28 N 0746881006075415; теплопункт Лесок ф. N2 ТП-31 N 007468024000977; теплопункт Набережная д. 21 ф N 2 ТП-4 N 0712980903677388; теплопункт Пл. Победы ф. N 9 ТП-28 N 009130059007890: теплопункт Пл. Соборная ф. N 2 ТП-29 N 34884191; теплопункт Школа ф. N 2 ТП-1 N 7468024001434; теплопункт Ленина 48а ф. N10 ТП-92 N 0712980903677197; теплопункт Д/сад N10 Ф. N 9 ТП-28 N 009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 078270409873429; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 34290278; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N2 ТП N 58 N 009072031003629; котельная КСК резерв N 1102130147; котельная КСК N 1112122138, частичное ограничение режима потребления электрической энергии не исполнено в виду отсутствия технической возможности.
17.08.2020 сетевая организация ввела полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении следующих объектов: котельная (теплопункт) ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП N 9 N 007791086013190; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов, ТП-58 ф. N 2 N 009072031003629; гараж ул. Советская 226 ТП-58 ф. N 2 N 113345647; мастерская ул. Советская 226 а ПС Касимов ф. N 2 ТП-58, N 007856028000276; контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. N 2 ТП58 N 007856028000297; котельная N 150 лет СССР резерв N 124401695; котельная N 150 лет СССР N 113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 N 0009359024003812; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов фN9 ТШО N 009131063038499; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТПN6 N 403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов ФN9 ТП11 N 36977306,14; котельная Ленина N 00746714000748; котельная Ленина (резерв) N 0747770903273453; котельная Ленина (резерв) N 21198341; котельная Ленина N 352903; насос HPS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов ФN2 ТП4 N 007791059008888; теплопункт Дет/сад N6 ф. N2 ТП N 1 N 009073023012612; теплопункт "Ветеран" ул. Крылова, ФN9 ТП N 28 N 0746881006075415; теплопункт Лесок ф. N 2 ТП-31 N 007468024000977; теплопункт Пл. Победы ф. N 9 ТП-28 N 009130059007890; теплопункт Пл. Соборная ф. N 2 ТП-29 N 007468024001535; теплопункт Ленина 48а ф. N 10 ТП-92 N 0712980903677197; теплопункт Д/сад N 10 Ф. N 9 ТП-28 N 009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N22 ТП-2 N 34290278; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. N 22 ТП-2 N 078270409873429; котельная КСК резерв N 1102130147; котельная КСК N 1112122138; котельная ул. Комарова ф. N2 РП - 24, N 078270502800544; котельная ул. Комарова ф.N2 РП - 24, N 50815675; котельная ул. Чижова ф. N10 ТП - 8. N 007856028000839; котельная ул. Чижова ф. N8 ТП - 9, N009072031003464.
18.08.2020 МКП "Касимовсервис" обратилось в Касимовскую межрайонную прокуратуру с письмом (исх. N 1164), в котором сообщалось об отключении с 17.08.2020 следующих объектов: Автономные тепловые пункты Котельные:
1. Пл. Победы, д. 16 ул. Северная, ГВС;
2. Мкр. Лесок - только отопление ул. Ленина - ГВС
3. Ул. Свердлова (МБДОУ "Д/С N 16") Ул. 50 лет СССР - ГВС;
4. Дом "Ветеран" (ул. Крылова) - отопление Ул. Советская (КСК) - ГВС;
5. Школа искусств (ул. Железнодорожная), - только отопление Пос. Фабрика - ГВС;
6. Ул. Широкая, д. 11 - ГВС Ул. Чижова - ГВС;
7. Ул. Соборная, д. 10 - отопление ул. Комарова - только отопление;
8. Ул. Ленина, д. 48 - отопление Мкр. Затон - ГВС;
9. МБДОУ "Д/С N 10" - отопление.
Также в письме содержалось указание на то, что по причине отключения электрической энергии на данных объектах отсутствует горячее водоснабжение.
19.08.2020 на основании уведомления ПАО "РЭСК" от 19.08.2020 (исх. N 345-0-76) поставка электрической энергии на объекты МКП "Касимовсервис" была возобновлена, что подтверждается актами о возобновлении подачи электроэнергии.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, Правилами N 442 установлен особый порядок введения режима ограничения энергопотребления в отношении объектов, прекращение поставки электрической энергии на которые может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; указанный порядок обязаны соблюдать как гарантирующий поставщик, так и сетевая организация.
Объекты МКП "Касимовсервис", поименованные в уведомлении ПАО "РЭСК" от 29.07.2020, относятся к категории объектов, ограничение энергопотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В частности, согласно Приложению N 2 к Правилам ограничения организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, отнесены к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Согласно письму МКП "Касимовсервис" от 21.05.2021 N 895 в приготовлении горячей воды участвовали следующие объекты: котельная ул. Северная, д. 1; котельная ул. Ленина; котельная ул. 50 лет СССР; котельная ул. 50 лет Советская (КСК); котельная пос. Фабрики д. 14В; АТП МДОУ "Детский сад N6" ул. Свердлова; АТП МДОУ "Детский сад N10" пл. Победы; АТП ул. Широкая д. 11; сеть теплоснабжения мкр. Приокский ЦТП. Прекращение подачи электрической энергии на них привело к невозможности оказывать услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.
Согласно абзацу 6 пункта 5 Правил N 442 в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.
Как установлено судом, между сетевой организацией и заявителем подписан акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), в котором согласован уровень технологической брони (допустимое время перерыва электроснабжения энергопринимающего устройства, подключенного к токоприемникам, в том числе технологической брони) в отношении следующих объектов: тепловой пункт д/сад N 6 (ТП-1), тепловой пункт "Ветеран" (ТП-108), автономный тепловой пункт (ТП-10), котельная фабрики (ТП-10), котельная Сиверка и котельная Сиверка 2 ввод (ТП-110), котельная Чижова (ТП-8), ЦТП (ТП-58), АТП д/сад (ТП-34), котельная 50 лет СССР (ТП-76), котельная КСК (ТП-60), котельная Ленина (ТП-91), котельная 50 лет СССР (ТП-76), тепловой пункт площадь Победы, 16 (ТП-9), котельная ул. Чижова (РП-24), котельная ул. Комарова (РП-24), котельная Комарова (ТП-31), теплопункт (ТП-31), котельная КСК (ТП-60), центральный тепловой пункт ЦТП (ТП-2), тепловой пункт Ленина, д. 48 (ТП-92), котельная затон (ТП-11). Аварийная бронь между МКП "Касимовсервис" и АО "РОЭК" не согласована.
Согласно пункту 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.
В соответствии с пунктом 8 (2) Правил N 442 уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8 (1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:
а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;
в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В случае, если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, и инициатором введения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).
В соответствии с требованиями Правил N 442 потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, должен направить гарантирующему поставщику план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима, затем выполнить мероприятия, указание в плане мероприятий, после чего направить инициатору уведомление о готовности к ведению режима ограничения потребления электрической энергии.
В силу положений пункта 10 (1) Правил N 442 введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 данных Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно быть достаточно времени для предотвращения экономических, экологических или социальных последствий.
Как следует из материалов дела, в нарушение пунктов 8(2) и 16(1) Правил N 442 уведомление ПАО "РЭСК" от 09.07.2020 N 345-0-1833 не содержит указание на то, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, и необходимости направления МКП "Касимовсервис" плана мероприятий по обеспечению готовности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае МКП "Касимовсервис" было лишено возможности предпринять необходимые мероприятия для обеспечения безопасного функционирования энергопринимающих установок (котельных и автономных тепловых пунктов) и предотвращения перерыва в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения.
При этом объекты, в отношении которых ПАО "РЭСК" инициировало процедуру введения режима полного ограничения энергопотребления в августе 2020 года, эксплуатировались МКП "Касимовсервис" для оказания населению г. Касимов, а также учреждениям социальной сферы коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Результатом действий гарантирующего поставщика стало прекращение поставки горячей воды в многоквартирные жилые дома и иные объекты, в том числе учреждения социальной сферы города Касимов Рязанской области, в период с 17.08.2020 по 19.08.2020.
Довод заявителя о наличии законных оснований для направления в адрес заявителя уведомления от 29.07.2020 N 345-0-1833, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в качестве нарушения антимонопольного законодательства квалифицированы действия гарантирующего поставщика, выразившиеся в угрозе введения режима полного ограничения энергопотребления в отношении социально-значимых объектов в порядке, не предусмотренном действующим законодательством.
В частности, в уведомлении от 29.07.2020 N 345-0-1833 ПАО "РЭСК" не предусмотрело возможность для МКП "Касимовсервис" составить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, а также не обеспечило соблюдение сроков введения полного ограничения режима потребления, установленных пунктами 16, 16(1) Правил ограничения.
Вопреки доводам ПАО "РЭСК" направление уведомлений о введении ограничения режима энергопотребления в отсутствии на то правовых оснований, в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ ПАО "РЭСК" не вменяется.
Довод ПАО "РЭСК" о том, что МКП "Касимовсервис" не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, верно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Действительно, МКП "Касимовсервис" не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, с соответствующим обращением к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не обращалось.
Однако из положений пунктов 15, 15 (1), 15 (2) Правил N 442 следует, что в этот Перечень входят не все организации - потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а только те, в отношении которых подано обращение.
Между тем, как справедливо заключил суд первой инстанции, прекращение и ограничение подачи электроэнергии на объекты МКП "Касимовсервис", указанные в уведомлении ПАО "РЭСК" от 29.07.2020, исключает возможность обеспечения горячим водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения города Касимова Рязанской области (согласно точек подключения) коммунальными услугами по горячему водоснабжению).
Прекращение поставки электрической энергии на котельные и автономные тепловые пункты может привести к перерывам в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения, что недопустимо в соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", части VI приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Поскольку ПАО "РЭСК" и МКП "Касимовсервис" являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус, и несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку ресурсов, вытекающих из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках. Данные рынки образованы в целях надежного и гарантированного оказания услуг конечным потребителям, прежде всего населению. При этом законные права и права конечных потребителей не могут быть поставлены в зависимость от исполнения договорных отношений между энергоснабжающей и теплоснабжающей организациями. При этом МКП "Касимовсервис", в свою очередь, не может отказаться от закупки электрической энергии в необходимом количестве для водоснабжения и ввести требуемое гарантируемым поставщиком ограничение потребления электрической энергии, что, безусловно, может привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В свою очередь, введение ограничения режима потребления как меры, мотивирующей к погашению задолженности, не имеет положительного результата, а с учетом невозможности осуществления должником хозяйственной деятельности и получения им прибыли вследствие такого ограничения, может повлечь невозможность погашения задолженности, что также может привести к нарушению прав и законных интересов МКП "Касимовсервис".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае действия ПАО "РЭСК", занимающего доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности), выразившиеся в инициировании процедуры полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (уведомление от 29.07.2020 исх. N 345-0-1833), в порядке, непредусмотренном законодательством, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга лиц (население, объекты социального значения) и нарушают часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение управления от 29.06.2021 N 3334 по делу N 062/01/10-273/2021 является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересы общества.
Довод апелляционной жалобы о том, что за гарантирующим поставщиком в любом случае сохраняется право на возможность инициирования ограничения режима потребления электрической энергии, является несостоятельным, поскольку по смыслу положений Правил N 422 гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований.
Более того, вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае применение такого метода самозащиты как направление уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии в адрес ресурсоснабжающей организации может являться надлежащим способом защиты законных прав гарантирующей организации только в условиях соблюдения правовых нормативных требований к процедуре направления уведомления.
Однако заявителем данные требований к процедуре направления уведомления не выполнены.
Приведенные подателем жалобы ссылки на судебную практику не свидетельствуют в пользу правовой позиции апеллянта, поскольку основаны на судебных актах, принятых при иных фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Заявленные в апелляционной жалобе общества доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции общества по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2021 по делу N А54-7671/2021А54-7671/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7671/2021
Истец: ПАО "РЯЗАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы антимонопольной службы по Рязанской области
Третье лицо: АО "Рязанская областная электросетевая компания", Касимовская межрайонная прокуратура, Муниципальное казенное предприятие "Касимовсервис" муниципального образования-Городской округ город Касимов