г. Владивосток |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А51-6511/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-620/2022
на решение от 27.12.2021
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-6511/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" (ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании 686 319 рублей 24 копеек,
при участии: от истца: А.М. Мороз, по доверенности от 15.12.2021 сроком действия по 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании 105024 2436468, паспорт;
от ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации:
И.О. Канаев, по доверенности от 28.12.2021 сроком действия до 09.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 0228456, паспорт;
от ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации": А.В. Еремеев, доверенности от 28.12.2021 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании ДВС 0921754, паспорт,
от Министерства обороны Российской Федерации: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - истец, КГУП "Приморский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в размере 686 319 руб. 24 коп. за период с мая 2017 года по декабрь 2017 года.
Определением суда от 30.04.2020 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Определением от 25.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, а также федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации". Определением суда от 16.03.2021 указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Решением арбитражного суда от 27.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что заключенный с ресурсоснабжающей организацией контракт от 06.12.2017 N V-8087 не распространяется на сорный период взыскания с мая по декабрь 2017 год. Указывает на отсутствие в контракте объекта - "Кадетское училище", включенного лишь дополнительным соглашением с оплатой в 2018 году. Считает, что в материалах дела имеются маршрутные листы, счета-фактуры за спорный период, подтверждающие ранее выставленные в адрес ФКУ "ОСК Восточного военного округа" объемы коммунального ресурса. По мнению апеллянта, оплату за поставленный коммунальный ресурс должно производить то юридическое лицо, на чьем балансе находились указанные объекты недвижимости, либо его правопреемники, однако ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является правопреемником ФКУ "ОСК Восточного военного округа", "Главного управления жилищно-коммунального хозяйства", а следовательно не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец выразил согласие с принятым судебным актом.
В письменном отзыве Министерство обороны Российской Федерации возражает по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просит оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица свою правовую позицию по доводам жалобы не выразили.
Министерство обороны Российской Федерации надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило. В связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и в отзывах на неё.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, КГУП "Приморский водоканал" оказало услуги водоснабжения и водоотведения в период с мая по декабрь 2017 года объекту ФКОУ "Владивостокское президентское кадетское училище" (г.Владивосток, Камский переулок, 6).
Между КГУП "Приморский водоканал" (исполнитель) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (заказчик) подписан с протоколом разногласий, контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 06.12.2017 N V-8087 (далее - контракт), со сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Соглашением сторон от 09.08.2018 к контракту, на основании письма ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в контракт с 01.01.2018 включен объект "Президентское кадетское училище" (г.Владивосток, Камский переулок, 6).
Полагая, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязано оплатить оказанные в 2017 году по данному объекту услуги, исполнитель выставил заказчику счета-фактуры, которые последним не оплачены.
Поскольку ответчиком предоставленные ресурсы и услуги не оплачены, истец в досудебной претензии потребовал оплатить образовавшийся долг.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзывах на неё, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, а также Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N16-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиям закона, иных правовых актов, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Исходя из пункта 1 статьи 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 22 Правил N 644 под расчетным периодом для расчета по договору понимается 1 календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется в соответствии с тарифами на водоснабжение, устанавливаемыми в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и иных нормативных правовых актов.
Признавая надлежащим ответчиком по настоящему делу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" путем изменения типа, основных целей и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы", основной целью деятельности ЦЖКУ определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
В приложении к приказу N 155 содержится перечень филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, среди которых поименован филиал в г.Владивостоке.
Согласно выпискам из ЕГРН от 14.03.2018 и от 15.01.2020, а также приказам директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКОУ "Владивостокское президентское кадетское училище" от 02.06.2015 N 1116, от 09.10.2015 N 2337, от 23.09.2015 N 2156, от 31.08.2016 N 1786 здания (КПП, корпуса дополнительного образования, здание столовой), трансформаторная подстанция, инженерные сети "кабельные линии 6 Кв", расположенные по адресу: г.Владивосток, пер.Камский, д.6, находились в оперативном управлении у ФГКОУ "Владивостокское президентское кадетское училище" (с 20.11.201, а впоследующем у ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (с 14.03.2018).
Поскольку вышеперечисленные здания и иное имущество находились в собственности Российской Федерации с 15.07.2015 и в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации. данные объекты относятся к объектам военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607, учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12 Устава).
Пунктом 13 устава предусмотрено осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ являются основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Как следует из пояснений представителя Министерства обороны Российской Федерации, в централизованные контракты, заключенные АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", как исполнителем закупок, связанных с поставкой водоснабжения и водоотведения, для объектов министерства на 2017 год, спорный объект по ул.Камский переулок, 6, не вошел.
Доказательств включения спорного объекта в государственные контракты на водоснабжение и водоотведение, заключенные на 2017 год, с 505 территориальным отделением эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках ВВО либо иными лицами, ответчиками не представлено.
Как следует из распоряжения Правительства РФ от 09.11.2016 N 2365-р, лицу, осуществляющему закупку работ и услуг, связанных с водоснабжением и водоотведением Министерством обороны РФ, передаются объекты водоснабжения и водоотведения и соответствующие сети, необходимые для исполнения государственных контрактов.
Из письма Департамента имущественных отношений Минобороны Российской Федерации, судом первой инстанции, верно установлено, что объекты ВКХ министерства, расположенные на территории Приморского края, закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приказом директора Департамента от 13.04.2017 N 1168.
Наружные сети водоснабжения и водоотведения военных городков в Приморском крае переданы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в 2017 году ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по акту приема-передачи недвижимого имущества (объекты водопроводно-канализационного хозяйства) N 1.
Таким образом, установив надлежащего ответчика по делу, а также факт водоснабжения истцом объектов ответчика и оказания последнему услуг по водоотведению, что подтверждается материалами дела (в том числе счетами-фактурами, актами оказанных услуг за спорный период) и не оспаривалось ответчиком, в отсутствие доказательств оплаты задолженности, суд первой инстанции, обоснованно счел, что на стороне ответчика образовалась задолженность в сумме 686 319 руб. 24 коп.
Ввиду изложенного требование о взыскании спорного долга за водоснабжение и водоотведение в период с мая по декабрь 2017 года правомерно признано судом подлежащим удовлетворено в полном объёме.
Оснований для иных выводов апелляционная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2021 по делу N А51-6511/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6511/2020
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМОРСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище МО РФ"