г. Челябинск |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А76-25902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Скобелкина А.П., Плаксиной Н.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2021 по делу N А76-25902/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Меденец Е.Я. (доверенность от 29.12.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Сервиском", (далее - заявитель, ООО "Сервиском", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд, учреждение) о признании недействительным решения государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального Российской Федерации в лице филиала N 2 от 09.07.2021 N 740221200059104.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, решение государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального Российской Федерации в лице филиала N 2 от 09.07.2021 N 740221200059104 признано недействительным, суд обязал учреждение восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Сервиском" путем принятия в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу решения о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за октябрь - ноябрь 2020 в сумме 5 693,44 рублей.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица, исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Положения пункта 2.1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) не могут быть применены. Застрахованные лица отработали два года в ООО "Сервиском", но при этом не отработали два года в ООО "Вива", поэтому они не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности по двум местам работы. Средний заработок для расчета пособий не должен превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
В представленном отзыве ООО "Сервиском" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2021 ООО "Сервиском" (страхователь) обратилось в государственное учреждение - Челябинское региональное отделение фонда социального Российской Федерации в лице филиала N 2 (страховщик) с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового возмещения в размере 13485,64 рублей.
Страховщиком в отношении страхователя проведена камеральная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" за период с 01.01.2017 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 28.05.2021 N 740221200059101.
09.07.2021 по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений страхователя страховщиком принято решение N 740221200059104 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету расходы в сумме 5693 рубля 44 копейки, предложено произвести корректировку сумм расходов путем отражения суммы не принятых к зачету расходов, доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправильный расчет пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам - Вовк О.Г., Купцову А.В. в общей сумме 5693,44 рубля, что привело к переплате пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с указанным, ООО "Сервиском" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страхователем правомерны выплачены спорные пособия застрахованным лицам.
Заслушав объяснения представителя Фонда, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который в свою очередь определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Фонд осуществляет контроль за целевым использованием средств обязательного социального страхования и в случаях, установленных законодательством, возмещает страхователям расходы, произведенные на выплату пособий.
Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения (часть 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя)
Таким образом, решение принято Фондом в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Как следует из подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности является видом страхового обеспечения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
В соответствии с частью 2.1 вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Из содержания части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ следует, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. При этом, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются застрахованному лицу страховщиком по каждому из страхователей.
Как следует из материалов дела, страховые случаи (утрата трудоспособности вследствие заболевания) у застрахованных лиц Купцова А.В. и Вовк О.Г. наступили в 2020 году, соответственно, расчетный период для расчета пособий по временной нетрудоспособности составляет 2018-2019 годы.
Из трудовой книжки Вовк О.Г. следует, что она работала с 01.03.2016 по 23.04.2018 в ООО "Оливер", с 04.05.2018 по 31.12.2019 в ООО "Шафран", а с 01.01.2020 ее основное место работы в ООО "Вива".
Также из трудового договора от 06.06.2018 N 12 и дополнительному соглашению к нему от 25.12.2018 следует, что Вовк О.Г. работала по совместительству в ООО "Сервиском" с 06.06.2018 и на момент наступления страхового случая.
Из трудовой книжки Купцова А.В. следует, что с 01.11.2016 по 24.11.2020 он работал в ООО "Шафран", а с 25.01.2020 его основное место работы в ООО "Вива".
Также из трудового договора от 06.06.2018 N 22 и дополнительному соглашению к нему от 25.12.2018 следует, что Купцов А.В. работал по совместительству в ООО "Сервиском" с 06.06.2018 и на момент наступления страхового случая.
ООО "Сервиском" назначение и выплата пособия Вовк О.Г. произведена на основании листка нетрудоспособности N 910042323674 за период с 02.11.2020 по 11.11.2020 по месту работы по совместительству застрахованного лица в ООО "Сервиском", при этом расчет пособия произведен только из фактического среднего заработка за время работы в ООО "Сервиском".
ООО "Сервиском" назначение и выплата пособия Купцову А.В. произведена на основании листка нетрудоспособности N 910038540511 за период с 05.10.2020 по 16.10.2020 по месту работы по совместительству застрахованного лица в ООО "Сервиском", при этом расчет пособия произведен только из фактического среднего заработка за время работы в ООО "Сервиском".
Также указанным застрахованным лицам по основному месту работы в ООО "Вива" за эти же периоды нетрудоспособности назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности N 910042323673, N 910038540069, при этом при определении среднего заработка учтена заработная плата застрахованных лиц в ООО "Шафран", заработная плата в ООО "Сервиском" не учитывалась.
Фондом при проведении проверки была применена норма части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Между тем, Вовк О.Г. на момент наступления страхового случая (в 2020 г.) была занята у двух страхователей - в ООО "Вива" (основное место работы) и в ООО "Сервиском" (по совместительству), а в два предшествующих года (2018 - 2019 гг.) была занята как в ООО "Сервиском" с 06.06.2018 по 31.12.2018 и полный 2019 г., так и у двух других страхователей: в ООО "Оливер" (с 01.01.2018 по 23.04.2018), в ООО "Шафран" с 04.05.2018 по 31.12.2019,
Купцов А.В. на момент наступления страхового случая (в 2020 г.) был занят у двух страхователей - в ООО "Вива" (основное место работы) и в ООО "Сервиском" (по совместительству), а в два предшествующих года (2018 - 2019 гг.) был занят как в ООО "Сервиском" с 06.06.2018 по 31.12.2018 и полный 2019 г., так и в ООО "Шафран" (с 01.01.2018 по 31.12.2019).
Следовательно, фактические условия занятости застрахованных лиц для определения страхователя (страхователей) для назначения и выплаты пособия по нетрудоспособности и возможности получения пособия только по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица под регулирование нормой части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ не подпадают.
В силу частей 1 и 2 статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, исходя из принципов обязательного социального страхования, направленных на социальную защиту работающих граждан от возможного изменения материального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, что выражается в предоставлении экономической меры поддержки, направленной на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, в том числе, вследствие заболевания, застрахованное лицо при наступлении страхового случая (временная нетрудоспособность вследствие заболевания) вправе получить страховое обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности, а страховщик обязан осуществить такое обеспечение.
Также следует отметить, что принципы формирования страхового обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности) позволяют учесть средний заработок застрахованного лица за время его работы у другого страхователя (других страхователей).
Поскольку Закон N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, позволяет назначать и выплачивать пособие по временной нетрудоспособности страхователями по всем местам работы, которое подлежит исчислению из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ), то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности применения указанной нормы по аналогии к спорной ситуации.
Так, заявителем пособие по временной нетрудоспособности назначено и выплачено только из среднего заработка застрахованных лиц за время работы в ООО "Сервиском", что аналогично порядку, установленному частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
В свою очередь, предлагаемое страховщиком ограничительное толкование Закона N 255-ФЗ не соответствует принципам обязательного социального страхования и нарушает права застрахованных лиц на гарантированное законодателем страховое обеспечение при наступлении страхового случая.
Ссылка Фонда на часть 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ подлежит отклонению.
В силу части 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Следовательно, данная норма предусматривает представление застрахованным лицом справки с места работы у другого страхователя для тех случаев, когда застрахованное лицо обращается за назначением пособия по одному из последних мест работы.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Фонда правовых и фактических оснований для отказа в принятию к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за октябрь - ноябрь 2020 г. в сумме 5 693,44 рублей, в связи с чем правомерно признал решение государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального Российской Федерации в лице филиала N 2 от 09.07.2021 N 740221200059104 недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2021 по делу N А76-25902/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25902/2021
Истец: ООО "Сервиском"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ