г. Челябинск |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А07-2226/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2021 по делу N А07-2226/2020.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, общество, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Государственный комитет, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору) о признании недействительным и отмене предписание от 20.01.2020 N НО-20-036-001.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия Плюс" (далее - ООО "БЖИ+"), муниципальное унитарное предприятие "Электрические сети" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее -МУП "Электрические Сети" городского округа Город Стерлитамак), Администрация городского округа город Стерлитамак (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2021 (резолютивная часть решения объявлена 07.09.2021) заявленные требования удовлетворены. Предписание Государственного комитета от 20.01.2020 N НО-20-036-001. Кроме того, с заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Государственный комитет (далее - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда о том, что ответственным лицом за бесперебойную подачу горячей воды в многоквартирный дом является орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения статей 539, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от б мая 2011 г. N 354), апеллянт отмечает, что ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена для лиц, которыми допущено нарушение названных Правил, в связи с чем ресурсоснабжающая организация также может выступать в качестве субъекта ответственности за нарушение Правил.
Податель жалобы указывает, что между ООО "БашРТС" и ООО УК "ТЖХ" заключен договор горячего водоснабжения для целей предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения от 12.02.2018 N 51220/ГВС, в соответствии с которым заявитель обязуется подавать абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качестве и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи. Таким образом, в соответствии с условиями договора и положениями части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", обязанность обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества находится в сфере совместного ведения ресурсоснабжающей организации и уполномоченного органа местного самоуправления.
Заинтересованное лицо также отмечает, что с момента передачи обществу 25.05.2019 по акту приема-передачи сетей тепловых сетей, обеспечивающих дом N 17 по ул. Шаймуратова в г. Стерлитамак, до даты выявления нарушения качества подачи ресурса, ООО "БашРТС" не предприняты какие-либо меры, направленные, на обеспечение абонентов ресурсом (горячей водой) надлежащего качества. При этом выводы суда о том, что передача тепловых сетей в аренду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности осуществления контроля за их состоянием, не имеют правового значения, поскольку в данном случае проверка проводилась именно в отношении исполнителя коммунальной услуги - ООО "БашРТС", обязанность которого заключается в обеспечении собственников помещений спорного многоквартирного дома коммунальной услугой надлежащего качества. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, что ООО "БашРТС" были предприняты все зависящие от него меры по исполнению требований действующего законодательства, в том числе путем обращения в орган местного самоуправления либо или иными действиями.
Оспариваемое предписание не содержало требований и не вменяло заявителю обязанность по восстановлению циркуляционной линии системы горячего водоснабжения. В качестве мер по устранению выявленных нарушений в предписании указано "привести температуру горячей воды на вводе в дом в соответствие с нормативными требованиями", а также произвести перерасчет размера платы в установленном порядке.
ООО "БашРТС" представило в материалы дела отзыв от 17.02.2022, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения от 11.12.2019 N 6213 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "БашРТС" с целью проверки, в том числе: обращения физического лица от 19.11.2019 рег. N 20974, по многоквартирному жилому дому по адресу: 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Шаймуратова, 17.
По результатам проверки составлен акт проверки N 20-6213-3602 от 20.01.2020 и выдано предписание N ЦО-20-036-001 от 20.01.2020.
В качестве мер, предписываемых для устранения выявленного нарушения, Обществу предписано "Устранить выявленные нарушения:
- устранить нарушения п.п г) п. 27, п.п. г) п. 47 Правил горячего водоснабжения, утв. Постановлением РФ от 29.07.2013 N 642, путем приведения температуры горячей воды на вводе в д. N 17 по ул. Шаймуратова г. Стерлитамак в соответствие с. п. 98 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09; в соответствии с п. 98, п. 87 Правил N 354 и п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 провести снижение размера платы за предоставление коммунального ресурса "горячая вода" не надлежащего качества.
Посчитав данное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным оспариваемое предписание, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных заинтересованным лицом нарушений неправомерно возложена на заявителя, поскольку указанные нарушения находятся в сфере ответственности органа местного самоуправления, в связи с чем у ООО "БашРТС" отсутствует обязанность, а также возможность по их устранению, сто свидетельствует о неисполнимости предписания.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с частью 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Таким образом, проверка проведена и предписание выдано Государственным комитетом в пределах предоставленных полномочий.
В силу статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении) организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60°С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50°С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75°С.
В соответствии с п. 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Как следует из материалов дела, МКД N 17 по ул. Шаймуратова г. Стерлитамак РБ находится в управлении ООО "БЖИ+".
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной проверки Государственным комитетом в отношении многоквартирного дома N 17 по ул. Шаймуратова г. Стерлитамак Республики Башкортостан. выявлены факты несоответствия температуры горячей воды установленным нормам (требованиям).
В частности, согласно акту проверки от 20.01.2020 N 20-6213-3602 в точке водоразбора температура горячего водоснабжения в 11 час. 49 мин. в ванной комнате составила +53.0°С. Перед снятием показаний температуры, горячая вода сливалась в течение 3 мин. Замеры проводились термометром контактным цифровым типа ТК-5.09. Для исключения факта смешивания холодной воды с горячей в смесителе (кран), в ходе проведения замеров, подача холодной воды перекрывалась на отсекающем устройстве на вводе в квартиру на стояковом трубопроводе холодного водоснабжения. Также проведены замеры температуры горячей воды на вводе в дом, температура горячей воды в 11 час.40 мин. составила на подающем трубопроводе +50,6°С.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что в многоквартирный дом N 17 по ул. Шаймуратова г. Стерлитамак Республики Башкортостан коммунальный ресурс горячая вода поставляется ненадлежащего качества. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, установив факт нарушения требований к качеству поставляемого коммунального ресурса, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Государственного комитета оснований для выдачи предписания ООО "БашРТС".
В частности, судом первой инстанции установлено, что технологически связанные энергетические объекты, используемые заявителем в целях передачи тепловой энергии и производства коммунального ресурса "горячая вода", обеспечения теплоснабжения городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, переданы ООО "БашРТС" муниципальным унитарным предприятием "Электрические сети" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по договору аренды от 21.05.2019 N 119-71 во временное владение и пользование на праве хозяйственного ведения (пункт 1.2 договора).
Согласно акту приема-передачи договору аренды от 21.05.2019 N 119-71 заявителю в составе имущества переданы сети горячего водоснабжения, обеспечивающие дом N17 по ул. Шаймуратова в г. Стерлитамак коммунальным ресурсом "горячее водоснабжение". При этом согласно условиям договора аренды, переданные заявителю объекты находятся в муниципальной собственности городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 6, частей 1,4,6-8 статьи 24 Закона N 416-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи горячей воды установленного качества является публично-правовой и возложена в пределах муниципального образования на соответствующий орган местного самоуправления независимо от того находятся или не находятся данные источники горячего водоснабжения в муниципальной собственности.
При этом судом также отмечено, что передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит основной цели создания органов местного самоуправления, которой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.12.2010 N 22-П, является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, в случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона о водоснабжении изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Суд первой инстанции также исходил из того, что организация системы горячего водоснабжения производится на основании инвестиционной программы, которая разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций. Согласно положениям статьи 40 Закона N 416-ФЗ разработка инвестиционной программы по организации горячего водоснабжения в силу закона требует значительных временных и денежных затрат.
Установив вышеуказанные обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ООО "БашРТС" возможности осуществить в полном объеме меры, направленные на устранение выявленных нарушений в срок, указанный в оспариваемом предписании в силу наличия объективных причин, установленных федеральным законодательством.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным указанный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 104 Правил N 354 установлено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Согласно пункту 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
На основании пункта 148 (52) Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, 12.02.2018 между ООО "БашРТС" и ООО УК "ТЖХ" заключен договор горячего водоснабжения для целей предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения N 51220/ГВС, в соответствии с которым ООО "БашРТС" обязуется подавать абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качестве и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи.
Таким образом, для собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Шаймуратова в г. Стерлитамак Республики Башкортостан ООО "БашРТС" как ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг по предоставлению коммунальной услуги "горячее водоснабжение", следовательно, несет ответственность за качество коммунального ресурса (горячей воды) до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Как обоснованно отмечено заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, с момента передачи обществу 25.05.2019 по акту приема-передачи сетей тепловых сетей, обеспечивающих дом N 17 по ул. Шаймуратова в г. Стерлитамак, до даты выявления нарушения качества подачи ресурса, ООО "БашРТС" не предприняты какие-либо меры, направленные, на обеспечение абонентов ресурсом (горячей водой) надлежащего качества. Доказательств обратного материалы дела не содержат (статья 65 АПК РФ).
При этом вопреки выводам суда о незаконности оспариваемого предписания ввиду его неисполнимости, предписание не содержало требований и не вменяло заявителю обязанность по восстановлению циркуляционной линии системы горячего водоснабжения.
В данном случае в качестве мер по устранению выявленных нарушений в предписании указано "привести температуру горячей воды на вводе в дом в соответствие с нормативными требованиями", а также произвести перерасчет размера платы в установленном порядке, что является обязанностью ООО "БашРТС" как исполнителя коммунальной услуги на основании прямого договора с потребителями (собственниками помещений МКД N 17 по ул. Шаймуратова в г. Стерлитамак Республики Башкортостан) от 12.02.2018 N 51220/ГВС.
Требований к обществу совершить действия не предусмотренные законодательством для исполнителя коммунальной услуги предписание не содержит.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Государственного комитета от 20.01.2020 N НО-20-036-001 является законным и обоснованным и не нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следовало отказать на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственный комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2021 по делу N А07-2226/2020 отменить, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2226/2020
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГК РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: Администрация ГО г. Стерлитамак, ГУП Электрические сети, МУП "Электрические сети", ООО "БАШЖИЛИНДУСТРИЯ ПЛЮС"