г. Киров |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А17-7886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - акционерного общества "Водоканал", ИНН 3702597104, ОГРН 1093702022754
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.10.2021 по делу N А17-7886/2021
по иску акционерного общества "Водоканал" (ИНН 3702597104 ОГРН 1093702022754)
к индивидуальному предпринимателю Макаревич Владилене Станиславовне (ИНН 372900266024 ОГРН 308370227500109)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Макаревич Владилены Станиславовны (далее - Предприниматель, ответчик) 17 375 руб. 57 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года (далее - спорный период) по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.04.2020 N 1001-П (далее - Договор), 721 руб. 09 коп. пени за период с 22.05.2021 по 12.08.2021 с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Исковые требования Предпринимателя основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктах 119, 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что среднесуточный объем для абонента должен быть рассчитан из совокупности объемов за период с 01.07.2020 по 30.06.2021, а не в каждый из расчетных (спорных) периодов в отдельности. Договор заключен сторонами 01.04.2020, т.е. до начала периода, указанного в абзаце 1 пункта 124 Правил N 644, таким образом, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по объектам ответчика рассчитан исходя из периода с 01.07.2020 по 30.06.2021, и в совокупности составил менее 30 куб.м. в сутки. Количество отведенных сточных вод определено истцом на основании данных о показаниях приборов учета. Законодатель устанавливает презумпцию негативного воздействия на работу системы водоотведения при отведении сточных вод таких абонентов, поскольку контроль за составом и свойствами таких сточных вод нецелесообразен ввиду их малого объема (менее 30 куб.м. в сутки). В противном случае, при объеме более 30 куб.м. в сутки Правилами N 644 на ответчика возложена обязанность подавать в организацию ВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года. О том, что объем в апреле 2021 года составит более 30 куб.м. стороны могли узнать только по окончании расчетного месяца, в связи с чем ответчик лишается возможности направить декларацию в соответствии с Правилами, а истец лишается права взыскания платы за негативное воздействие по основаниям п. 123(4) Правил N 644, так как объем за расчетный месяц составил более 30 куб.м. в сутки и по абз. 1 п. 119 Правил N 644, так как ответчиком не представлена декларация. Судом неправильно истолкован п. 123(4) Правил N 644, а именно указано на возможность его применения только при наличии объема менее 30 куб.м. в сутки в каждом из месяцев расчетного периода, а не в совокупности этих месяцев.
Также заявитель не согласен с выводом суда о том, что в отношении сброса поверхностных сточных вод неправомерно начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по абзацу 2 пункта 123(4) Правил N 644. В опровержение данного вывода заявитель ссылается на пункты 23, 25 Правил N 776, пункты 48, 20, 50, 51 Договора, приложение N 1 к Договору. Вынос поверхностных вод с территории объекта ответчика осуществляется неорганизованным сбросом, под которым подразумевается отведение дождевых, талых и поверхностных вод за пределы территории учреждения по естественному уклону рельефа местности. Принимая во внимание факт сброса сточных вод по объекту, составляющих менее 30 куб.м. в сутки, отсутствие декларации относительно указанного объекта ответчика у ресурсоснабжающей организации, спорный объект подпадает под условия, предусмотренные пунктом 123(4) Правил N 644. В материалах дела отсутствуют доказательства существования в спорный период между сторонами разногласий о количестве отпущенных-потребленных энергоресурсов. Факт потребления ответчиком оказанной коммунальной услуги подтвержден материалами дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.11.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.11.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец Постановлением администрации города Иванова от 01.07.2013 N 1384 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Иваново" наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Иваново с зоной деятельности в границах городского округа Иваново, обслуживаемого централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
01.04.2020 Общество (организация ВКХ) и Предприниматель (абонент) заключили Договор (с дополнительным соглашением), по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную техническую воду установленного качества и в объеме, определенном Договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, норматив по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Местом исполнения обязательств по контракту является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ (пункт 3 Договора).
Согласно пункту 8 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по контракту в следующем порядке: 50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребляемой (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц, - до 18 числа текущего месяца; оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата на основании актов о количестве отпущенной холодной воды, оказанных услугах по приему сточных вод и счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "р" пункта 12 Договора).
Организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "д" пункта 13 Договора).
Абонент обязан производить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "е" пункта 14 Договора).
Для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод (пункт 16 Договора).
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и места отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 2 (пункт 17 Договора).
Организация ВКХ в соответствии с условиями Договора обязуется осуществлять прием поверхностных сточных вод абонента в централизованную (общесплавную, ливневую) систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату отведения (приема) поверхностных сточных вод в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором (пункт 48 Договора).
В силу пункта 49 Договора отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения.
Точки приема поверхностных сточных вод у абонента имеются (пункт 50 Договора).
Коммерческий учет принятых организацией ВКХ поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 51 Договора).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 63 Договора).
Договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие по нему с 01.04.2020, договор заключен на срок по 31.12.2020 с условием о пролонгации (пункты 68-70 Договора).
Во исполнение условий договора Общество в Спорный период поставляло Предпринимателю холодную воду, оказывало услуги водоотведения и выставило для оплаты соответствующие счета-фактуры и акты о количестве отпущенной/полученной холодной воды, оказанных услугах по приему сточных вод.
Количество отведенных сточных вод определено истцом на основании данных показаний прибора учета за апрель 2021 года, количество поверхностных сточных вод определено в соответствии с Приложением N 2 к Договору - 729 куб.м.
Общество, полагая, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика - здания, расположенного в г. Иваново: ул. Спартака, д. 13, составил менее 30 куб.м в сутки, объем поверхностных сточных вод также составил менее 30 куб.м в сутки, сформировал и выставил ответчику для оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения счет-фактуру с приложением соответствующего акта на сумму 17 375 руб. 57 коп.
Претензией от 13.05.2021 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644.
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Подпунктами "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 установлены следующие обязанности абонента: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
В пункте 118 Правил N 644 установлено: в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Аналогичная обязанность абонента предусмотрена в пункте 10 статьи 7 Закона о водоотведении.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
Истец считает, что расчет платы за спорный период должен производиться в порядке, предусмотренном пунктом 123(4) Правил N 644.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом повышающего коэффициента для абонентов, осуществляющих профессиональные виды деятельности, перечисленные в пункте 123(4) Правил N 644, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пункт 118 Правил N 644 устанавливает обязанность абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
Порядок определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения закреплен в разделе VII Правил N 644.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Положения пункта 123(4) Правил N 644 в целях определения условий для начисления абонентам платы за негативное воздействие отсылают к положениям пункта 124 Правил N 644.
Пунктом 124 Правил N 644 определена категория абонентов, для которых установлена обязанность подачи в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации в отношении сточных вод, сбрасываемых с объекта, а также установлен период, за который должен определятся среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента (с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильной позицию истца о том, что среднесуточный объем для абонента должен быть рассчитан из совокупности объемов за период с 01.07.2020 по 30.06.2021, а не в каждый из расчетных (спорных) периодов в отдельности.
Истцом представлена справка об объемах водоотведения за период с 01.09.2019 по 30.06.2021, согласно которой среднесуточный объем сброшенных сточных вод со спорного объекта ответчика за период с апреля 2020 года по июнь 2021 года составил менее 30 куб.м в сутки, из чего следует, что Общество правомерно отнесло ответчика к категории абонентов, на которых распространяется действие пункта 123(4) Правил N 644.
Также заявитель не согласен с решением в части отказа во взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по абзацу 2 пункта 123(4) Правил N 644 за сброс поверхностных сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу пункта 2 Правил N 644, Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" под поверхностными сточными водами понимаются принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды, отводимые с поверхности земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу пункта 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Вынос поверхностных вод с территории объекта ответчика осуществляется неорганизованным сбросом, под которым подразумевается отведение дождевых, талых и поверхностных вод за пределы территории учреждения по естественному уклону рельефа местности.
Пункт 123(4) Правил N 644 предусматривает формулу расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для объектов абонентов, при наличии любого из условий, в том числе при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (абзац третий).
Пунктом 48 Договора предусмотрена обязанность организации ВКХ в соответствии с условиями Договора осуществлять прием поверхностных сточных вод абонента в централизованную (общесплавную, ливневую) систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, и обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату отведения (приема) поверхностных сточных вод в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором.
В силу пункта 49 Договора отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения.
Коммерческий учет принятых организацией ВКХ поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 51 Договора).
Режим приема сточных вод определен сторонами в Приложении N 1 к Договору с указанием объекта, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Спартака, 13.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что сброс поверхностных сточных вод не подпадает под определение сброса сточных вод с объекта абонента применительно к положениям пункта 123(4) Правил N 644.
Ссылка суда первой инстанции на Типовой договор, и указание на то, что сторонами не определены точки приема поверхностных сточных вод, а также не приведена топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500, не имеют правового значения, поскольку условиями Договора предусмотрено, что отведение поверхностных сточных вод абонента осуществляется с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения, точки приема поверхностных сточных вод у абонента имеются, коммерческий учет принятых организацией ВКХ поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, а также учитывая отсутствие декларации относительно объекта ответчика, суд апелляционной инстанции считает требования истца в части взыскания платы за негативное воздействие в сумме 17 375 руб. 57 коп. подлежащими удовлетворению.
Частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с пунктом 65 статьи Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Факт нарушения ответчиком обязательств по внесению платы за негативное воздействие на ЦСВ подтвержден материалами дела.
Требование истца о взыскании неустойки, рассчитанной на основании части 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, за период с 22.05.2021 по 12.08.2021 с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга является правомерным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.10.2021 по делу N А17-7886/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования акционерного общества "Водоканал" удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Макаревич Владилены Станиславовны в пользу акционерного общества "Водоканал" 17 375 руб. 57 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2021 года, 721 руб. 09 коп. пени за период с 22.05.2021 по 12.08.2021; пени, начисленные с 13.08.2021 по день фактической оплаты долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
Т.В. Чернигина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7886/2021
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ИП Макаревич Владилена Станиславовна