город Омск |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А70-11745/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу регистрационный номер 08АП-12098/2021) акционерного общества "Транснефть-Сибирь" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2021 по делу N А70-11745/2020 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Транснефть-Сибирь" (ОГРН 1027200789220, ИНН 7201000726, адрес: 625027, город Тюмень, ул.Республики, д. 139) к Инспекции Федеральной налоговой службы по города Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, 15) о признании недействительными решений от 30.12.2019 N 12-8-26/144, от 09.01.2020 N 12-8- 27/149, от 09.01.2020 N 12-8-27/150 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части, при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Транснефть-Сибирь" - Родин Денис Александрович, по доверенности от 23.12.2021 N 20-908 сроком действия 31.12.2023, диплом; Салицкий Станислав Владимирович, по доверенности от 16.02.2022 N 20-51 сроком действия 31.12.2022; Раденко Ольга Михайловна, по доверенности от 13.12.2021 N 20-485 сроком действия 31.12.2022, диплом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 - Токушева Мария Юрьевна, по доверенности от 27.12.2021 N 136 сроком действия 31.12.2022, диплом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - ИФНС по г. Тюмени N 3, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решений от 30.12.2019 N 12-8-26/144, от 09.01.2020 N 12-8-27/149, от 09.01.2020 N12-8-27/150 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 88 718 928 руб., начисления пеней в сумме 9 683 212 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде начисления штрафа в сумме 724 943 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2021 по делу N А70-8599/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В обоснование решения судом первой инстанции указано, что спорное имущество проектировалось и возводилось в составе объектов капитального строительства в соответствии с разрешительной и проектной документацией. Результат строительства - создание на земельном участке, предоставленном для капитального строительства, стационарных, фундаментальных объектов недвижимости. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что спорное имущество, по которому налогоплательщиком применена льгота, относиться к недвижимому имуществу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что спорное технологическое оборудование неправомерно переквалифицировано налоговым органом в недвижимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество; указанное имущество не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций; включение имущества в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 не является препятствием для применения льготы по налогу на имущество; налоговый орган необоснованно отнес трансформаторы и трансформаторные подстанции, принятые на учет после 01.01.2013, к недвижимому имуществу, поскольку данное оборудование представляет собой электроустановки, предназначенные для преобразования напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии; не имелось оснований для отнесения к недвижимому имуществу основных средств, находящихся в проверяемом периоде в аварийном запасе на складе Общества; замощение земельного участка из щебня, асфальтобетона, цементогрунтовой смеси, железобетонных плит (площадки, проезды, подъезды, переезды и т.д.) ошибочно признано составной частью магистрального трубопровода.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, указав на то, что принадлежащие Обществу магистральные нефтепроводы и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, представляют собой совокупность объектов, техники, установок, сооружений, оборудования и др., объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленных как единое целое.
В письменных пояснениях от 26.11.2021 АО "Транснефть - Сибирь" указало на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Определениях от 28.09.2021 N 308-ЭС21-11548, от 20.09.2021 N 305-ЭС21-11548, от 18.10.2021 N 305-ЭС21-12104.
Дополнением к отзыву на апелляционную жалобу от 30.11.2021 Инспекция обосновала отличие спорного дела от приведенных правовых позиций, сослалась на Определения Верховного Суда Российской Федерации по делам N А49-3817/2019 и N А12-19959/2019, вынесенным по спорам с налоговыми органами иных организаций системы "Транснефть" (АО "Транснефть - Дружба" и АО "Транснефть - Приволга") по аналогичным обстоятельствам.
Определением от 12.10.2021 рассмотрение дела было приостановлено до окончания в Верховном Суде Российской Федерации кассационного производства по делу N А40-95182/2020. Определением от 10.12.2021 назначен к рассмотрению вопрос о возобновлении производства по делу.
В письменных пояснениях от 14.01.2022 налоговый орган обосновал отличие обстоятельств спорного дела от обстоятельств по делу N А40-95182/2020.
Определением от 20.01.2022 суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу.
18.01.2022 АО "Транснефть - Сибирь" представлены в суд дополнительные пояснения и первичные документы, подтверждающие приобретение и установку спорных основных средств, а также технические планы зданий и сооружений, которые приобщены судом к материалам дела.
Дополнением к отзыву от 27.01.2022 налоговый орган, анализируя дополнительно представленные документы указал на то, информация о месте нахождения ряда спорных объектов, отраженная в пояснениях, по некоторым объектам не соответствует информации, представленной налогоплательщиком ранее в ходе камеральной проверки; из 1 224 спорных объектов пояснения представлены только в отношении 467, которые поделены по кодам ОКОФ как "машины и оборудования", так и "Здания", "Сооружения", что противоречит позиции самого налогоплательщика об учете данных объектов как движимого имущества.
26.01.2022 от АО "Транснефть - Сибирь" поступили пояснения к делу и дополнительные доказательства, которые приобщены к материалам дела.
22.02.2022 от Общества поступила пояснения, в которых заявитель подразделяет свою позицию по делу на обоснование следующих групп объектов: оборудование, введенное в эксплуатацию одновременно с объектами, на которых оно установлено, оборудование, установленное на эксплуатируемые здания и сооружения, оборудование, находящееся в проверяемом периоде в аварийном запасе на складах, замощение земельного участка, оборудование, не требующее монтажа, в том числе, переносное оборудование.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и всех представленных пояснений, представители налогового органа - доводы отзывов и дополнений к ним.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения к ней, отзыв, дополнения к отзывам, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки следующих налоговых деклараций Общества по налогу на имущество организаций:
- за 12 месяцев 2016 года (уточненная (корректировка N 7);
- за 12 месяцев 2017 года (уточненная (корректировка N 3);
- за 12 месяцев 2018 года (первичная).
По выявленным фактам, свидетельствующим о налоговом правонарушении, Инспекцией составлены акты от 01.07.2019 N 140577, от 01.07.2019 N 140578, от 01.07.2019 N 140525 камеральных налоговых проверок в отношении Общества.
По итогам рассмотрения актов, материалов налоговых проверок и письменных возражений Общества Инспекцией были вынесены оспариваемые решения.
Решением Инспекции от 09.01.2020 N 12-8-27/149 заявитель привлечен к налоговой ответственности в общей сумме налоговых санкций в размере 300 654 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на имущество за 2016 год в общей сумме 24 201 356 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 5 933 966 руб.
Решением Инспекции N 12-8-27/150 от 09.01.2020 заявитель привлечен к налоговой ответственности в общей сумме налоговых санкций в размере 408 543 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на имущество за 2017 год в общей сумме 32 704 305 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4 426 615 руб.
Решением Инспекции от 30.12.2019 N -12-8-26/144 заявитель привлечен к налоговой ответственности в общей сумме налоговых санкций в размере 22 058 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на имущество за 2018 год в общей сумме 31 813 268 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 488 922 руб.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС по Тюменской области, Управление, вышестоящий налоговый орган).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 17.04.2020 N 199, которым решения Инспекции отменены в части начисления пени в общей сумме 1 166 291 руб. и штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 6 312 руб.
Кроме того, решения Инспекции были обжалованы заявителем в Федеральную налоговую службу России.
По результатам рассмотрения жалобы, Федеральной налоговой службой было вынесено решение от 01.09.2020 N КЧ-4-9/14003@, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение Инспекции от 09.01.2020 N 12-8-27/149, от 09.01.2020 N 12-8-27/150, от 30.12.2019 N -12-8-26/144 по налогу на имущество организаций за 2016-2018 годы не соответствуют закону, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
30.08.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы обоснованными в части и считает решение суда подлежащим изменению исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, действовавшей в спорный период, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 375 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 25 статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пунктом 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.
С 01.01.2018 года налоговые льготы, указанные в пунктов 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункта 25 статьи 381 НК РФ, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 381.1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 381.1 НК РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.
В силу статьи 4 Закона Тюменской области от 24.10.2017 N 74 "О предоставлении налоговых льгот на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов отдельным категориям налогоплательщиков" (далее - Закон Тюменской области N74), принятым постановлением Тюменской областной Думы от 19.10.2017 N 765, установлена ставка налога на имущество организации в 2018 году - 0,55 процента организациям в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 части первой НК РФ взаимозависимыми.
Таким образом, в период 2016-2017 года пунктом 25 статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождались организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 года на учет в качестве основных средств.
В 2018 году на территории Тюменской области была установлена льготная ставка налога на имущество организации - 0,55 процента организациям в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 года на учет в качестве основных средств.
Камеральной налоговой проверкой по налогу на имущество за 2016 и 2017 годы было установлено, что налогоплательщиком была заявлены льгота по пункту 25 статьи 381 НК РФ по коду 2010257 в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
По мнению проверяющих, Обществом в нарушение пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, статьи 376, пункта 3 статьи 380 НК РФ занижена налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении имущества магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью магистральных трубопроводов, в связи с необоснованным применением в 2016-2017 годах налоговой льготы по пункта 25 статьи 381 НК РФ в отношении объектов основных средств (Приложение N 1).
В тексте решения указано, что данные объекты не могут классифицироваться как объекты движимого имущества, а являются неотъемлемой частью нефтепровода как единого комплекса, и относятся к имуществу магистрального трубопровода, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью магистральных трубопроводов, облагаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Камеральной проверкой по налогу на имущество за 2018 год выявлено, что налогоплательщик на основании статьи 4 Закона Тюменской области N 74 в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств применены льготная ставка налогообложения.
Согласно представленным Обществом пояснениям, движимое имущество, в отношении которого заявлена льгота по коду 2012400 принято на учет с 01.01.2013 года и получено от не взаимозависимых лиц.
В результате проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год на основании представленных пояснений и документов объектов основных средств, принятых с 01.01.2013 на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение имущества между лицами, признаваемые в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105 НК РФ взаимозависимыми, подлежащих льготному налогообложению в соответствии со статьей 4 Закона Тюменской области N 74, налоговом органом не установлено.
Налогоплательщик, оспаривая выводы налогового органа, указывает, что движимое имущество в 2016-2017 годах не подлежало налогообложению, а в 2018 году к нему применялась льготная ставка.
В состав данного имущество Обществом включены следующие объекты: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы, комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтры-грязеуловители, системы линейной телемеханики, и пр.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы. Как было выше сказано, в соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемые периоды, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождались от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 11 статьи 381 Кодекса) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (пункт 3 статьи 380 названного Кодекса).
Кроме того, с 01.01.2013 в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса (в редакции, действующей в налоговых периодах в 2013 - 2014 годы) не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Как следует из решений Инспекции и не оспаривается заявителем, основным видом деятельности АО "Транснефть - Сибирь" в соответствии с присвоенным кодом ОКВЭД 60.30.11 является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Для осуществления заявленного вида деятельности предприятием при помощи капитального строительства созданы необходимые для этого объекты и сооружения трубопроводного транспорта.
Производственные объекты предприятия располагаются в шести субъектах Российской Федерации: Тюменской, Свердловской, и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском (Югра) и Ямало-Ненецком автономных округах.
Налогоплательщику на праве собственности принадлежат участки магистральных нефтепроводов - Сургут - Горький - Полоцк. Холмогоры - Клин, Усть-Балык - Курган - Уфа -Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев, Усть-Балык - Омск.
Магистральные нефтепроводы характеризуются большой протяженностью, поэтому перекачка ведется несколькими промежуточными нефтеперекачивающими станциями, расположенными по трассе.
Режим работы трубопроводов - непрерывный (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).
С интервалом 10 - 30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта.
Промежуточные нефтеперекачивающие станции располагаются на нефтепроводах с интервалом 50 - 150 км и оборудованы центробежными насосами с электроприводом.
В начале нефтепровода находится головная насосная станция. Головная насосная станция отличается от промежуточных наличием резервуарного парка объемом, равным двух-, трехсуточной пропускной способности нефтепровода.
Если длина нефтепровода превышает 800 км, его разбивают на эксплуатационные участки, в пределах которых возможна независимая работа насосного оборудования. Промежуточные насосные станции на границах участков должны располагать резервуарным парком объемом, равным 0.3 - 1,5 суточной пропускной способности нефтепровода. Как головная, так и промежуточные насосные станции с резервуарными парками оборудуются подпорными насосами. Конечный пункт нефтепровода - либо резервуарный парк нефтеперерабатывающего завода, либо перевалочная нефтебаза.
Общество эксплуатирует нефтеперекачивающие станции, относящиеся к Тобольскому и Тюменскому УМН - ЛПДС "Муген", ЛПДС "Демьянское", ЛПДС "Кедровое", ЛПДС "Уват", ЛПДС "Аремзяны", ЛПДС "Сетово", ЛПДС "Бачкун", ЛПДС "Торгили", ЛПДС "им.Чепурского", ЛПДС "Исетское", ЛПДС "Чаши", НППС "Тюмень", высоковольтные линии электропередачи, трансформаторные подстанции очистные сооружения, большое количество резервуаров для хранения нефти, суммарная емкость которых составляет более 3,3 млн. мЗ.
Промежуточные насосные станции НПС "Муген-1", НПС "Муген-2", НПС "Муген-3", НПС "Муген-4", НПС "Демьянское-2", НПС "Уват-1", НПС "Уват-2", НПС "Уват-3", НПС "Аремзяны-2", НПС "Аремзяны-3", НПС "Сетово-1", НПС "Сетово-2". НПС "Кедровое-1", НПС "Чаши-1", НПС "Чаши-2", НПС "Исетское-1", НПС "Исетское-2", НПС "Бачкун-1", НПС "Бачкун-2", НПС "Чепурского-1", НПС "Чепурского-2" оборудованы системой сглаживания волн давления (ССВД).
Промежуточные насосные станции НПС "Демьянское-4". НПС "Кедровое-2". НППС "Исетское-3" системы сглаживания волн давления не имеют. Данные НПС (НППС) обеспечивают выполнение аналогичных основных технологических операций, что и перечисленные выше НПС, за исключением приема нефти (нефтепродукта) от ССВД в аварийную емкость при резком изменении давления на приеме НПС (НППС) в результате остановки станции или насосного агрегата.
До 01.01.2013 общество использовало налоговую льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении принадлежащих ему магистральных трубопроводов и соответствующего имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Общество в отношении части спорного имущества в 2016 и 2017 году применило льготу, установленную пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
В 2018 году в отношении данного имущества применялась льготная ставка налогообложения по закону Тюменской области N 74.
Однако, налогоплательщиком не было учтено следующее. Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Из пункта 1 статьи 134 ГК РФ следует, что если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 2 статьи 133 ГК РФ замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
Судебная коллегия считает, что приведенные положений Гражданского Кодекса Российской Федерации допускают существование объекта недвижимого имущества в качестве неделимой вещи, которая может включать в себя составные части.
Общество не оспаривает тот факт, что спорные объекты являются неотъемлемой технологической частью принадлежащих ему магистральных трубопроводов. Однако полагает, что поскольку данные объекты являются движимым имуществом, а не сооружениями, им правомерно применена льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) в 2016-2017 годах и льготная ставка (0,55% для движимого имущества) по Закону Тюменской области N 74 в 2018 году.
Тем не менее, в соответствии с пунктами 3.18, 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов" линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Из положений ГОСТ Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" следует, что запорная арматура - это вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды. К запорной арматуре относятся задвижки, в том числе шиберные и клиновые.
Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе:
- трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;
- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
- линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
- сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
- вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;
- головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;
- компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" установлен аналогичный перечень имущества, входящего в состав магистрального трубопровода.
Согласно пункту 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Как верно указал суд первой инстанции, магистральный трубопровод представляет собой единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя собственно трубопровод, линейные части, а также сооружения и оборудование, необходимые для его эксплуатации и являющиеся его неотъемлемой технологической частью.
В рассматриваемом случае назначение спорного оборудования - обеспечение функционирования магистрального трубопровода.
Объекты имущества, установленные на магистральном трубопроводе, не имеют самостоятельных функций в отрыве от трубопровода, как и сам трубопровод не может функционировать без указанных объектов, то есть данные объекты образуют с магистральным трубопроводом единую функционально-связанную систему, а соответственно не могут рассматриваться в отрыве от единого недвижимого комплекса - магистрального трубопровода.
Спорные объекты имущества устанавливались на объекте капитального строительства - магистральных трубопроводах, объединенных единым технологическим (производственным) процессом (назначением) с иными основными средствами, установленными на нем.
При этом с учетом положений статей 130, 133 ГК Российской Федерации и приведенных правовых норм магистральный трубопровод прочно связан с землей, является объектом недвижимого имущества и по своей природе неделимой вещью, которая включает в себя необходимые для ее функционирования и обслуживания составные части.
Кроме того, в силу пунктов 1 и 2 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере; нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера; налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21.03.1997 N 5-П и от 28.03.2000 N 5-П; определения от 19.11.2015 N 2552-О, от 29.03.2016 NN 85-О, от 19.07.2016 N 1458-О и др.).
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождались от налогообложения организации - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Таким образом, в тот период основанием для получения права на применение льготы являлось наличие у налогоплательщика в качестве основного средства магистрального трубопровода и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью. Соответственно, это право законодатель связывал с функциональным назначением и технологической принадлежностью указанных объектов в их совокупности.
С 01.01.2013 в законодательство о налогах и сборах внесены изменения, указанная налоговая льгота отменена, в том числе, в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом, пунктом 3 статьи 380 НК РФ специально оговорено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, для магистральных трубопроводов, которые рассматриваются законодателем как единый объект, предусмотрено специальное правовое регулирование в виде пониженных налоговых ставок. Перечень имущества, подпадающего под специальное регулирование, в силу норм налогового законодательства должен определяться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В 2013 году в Постановление N 504 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292, с учетом которых Постановление N 504 устанавливает Перечень не только имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 НК РФ, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Таким образом, право на налоговую льготу (до 2013 года) и льготные ставки (в том числе, в период 2016-2018 годов) возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ, пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно Перечню N 504 к имуществу, относящееся к магистральным нефтепроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью относятся, среди прочего: площадки производственные, сооружения производственного назначения, не включенные в другие группировки, арматура для магистральных трубопроводов, насосы и оборудование компрессорное, устройства гидро- и пневмоавтоматики, дорога автомобильная с усовершенствованным, облегченным или переходным типом дорожного покрытия, оборудование слива-налива нефти, электроприводы к арматуре промышленной трубопроводной, аппаратура электрическая высоковольтная, электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые, аппаратура электрическая низковольтная, провода и кабели силовые, источники автономного питания силовые, электрооборудование сигнальное звуковое и визуальное, оборудование для контроля технологических процессов, аппаратура и системы контроля процессов добычи, подготовки, транспортировки и хранения нефти, нефтепродуктов и газа, аппаратура и устройства специализированные для автоматизации технологических процессов, автоматизации технологических процессов, аппаратура для электромагнитных исследований, машины, устройства, оборудование для ремонта, технического обслуживания, локализации и ликвидации последствий аварии на магистральных нефтепроводах.
Следовательно, все спорные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода и их нельзя рассматривать в отрыве от функционирующего трубопровода, поскольку данные объекты отвечают за обеспечение эксплуатации и безопасность магистрального трубопровода.
Все имущество, которое налогоплательщиком освобождено в 2016-2017 году от налогообложения по пункту 25 статьи 381 НК РФ в качестве движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, а в 2018 году в отношении данного имущества применена льготная ставка налогообложения по закону Тюменской области N 74, относится к единому комплексу - магистральный нефтепровод, который облагается налогом на имущество организаций как объект недвижимости, но с применение льготных ставок, предусмотренных пунктом 3 статьи 280 НК РФ: в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Вопреки указанию подателя апелляционной жалобы, включение имущества в перечень, утвержденный Постановлением N 504, является препятствием для применения льготы по налогу на имущество, поскольку, как было выше сказано частью 3 статьи 380 НК РФ для нефтепроводов установлено специальное правовое регулирование, отличное от иных объектов, для который применяется общая налоговая ставка, установленная пунктом 1, 1.1 статьи 380 НК РФ.
При этом, трансформаторы и трансформаторные подстанции, принятые на учет после 01.01.2013, поскольку данное оборудование представляет собой электроустановки, предназначенные для преобразования напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии; замощение земельного участка из щебня, асфальтобетона, цементогрунтовой смеси, железобетонных плит (площадки, проезды, подъезды, переезды и т.д.); оборудование, не требующее монтажа, к которому налогоплательщик относит датчики загазованности, агрегаты насосные, аппараты управления оперативным током, блоки микропроцессоров релейной защиты ошибочно исключается налогоплательщиком из составной части магистрального трубопровода, поскольку также предусмотрены Постановлением N 504.
С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии у общества законных оснований для квалификации спорного оборудования в качестве движимого имущества, которое может быть освобождено от налогообложения в 2016-2017 году и к которому не может быть применена ставка 0,55 процента в 2018 году по мотиву применения положений и пункта 25 статьи 381 Кодекса.
Ссылку общества на определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 N308-ЭС20-23222, от 28.09.2021 N308-ЭС21-6663, от 13.12.2021 N305-ЭС21-12104 не может мыть принята во внимание, поскольку они приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Однако, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы о необоснованном отнесении к имуществу магистрального нефтепровода основных средств, находящихся в проверяемом периоде в аварийном запасе на складе Общества.
Сумма доначисленного налога на имущество организаций по данным основным средствам составляет 1 551 215 руб., в том числе: за 2016 год по решению от 09.01.2020 N 12-8-27/149 - 816 958 руб. за 2017 год по решению от 09.01.2020 N 12-8-27/150 - 734 257 руб.
Как поясняет заявитель, следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом часть из основных средств (34 шт.) находились в проверяемом периоде в аварийном запасе на складах Общества (перечень приведен в пункте 2.2 апелляционной жалобы).
Ниже приведены обстоятельства приобретения основных средств, находившихся в проверяемом периоде в аварийном запасе, с указанием подтверждающих документов в разрезе каждого основного средства.
Так, агрегат насосный АШ-40-4 инвентарный номер 13.1/47252/01 собственного производства ТРМЗ АО "Транснефть - Сибирь" получен согласно накладной на отпуск материалов на сторону ф. М-15 N 224 от 21.03.2016, поставлен на учет 31.03.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находился на складе АО "Транснефть - Сибирь" "Тюменская база производственно - технического обслуживания и комплектации оборудованием" (далее - ТБПТОиКО).
Затвор обратный DN 800, PN 8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47253/01 приобретен по договору с ООО "МТПК" от 21.12.2015 N 97472-РЭН-СНП-16 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 48 от 28.03.2016, поставлен на учет 13.05.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находился на складе ТБПТОиКО.
Регулятор давления DN 700 PN 8.0 МПа в к-те с эл/приводом инвентарный номер 13.1/47256/01 приобретен по договору с ООО "Магистраль- Строй-Инвест" от 14/02/2012 N 40064-22808-СНП-12 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 110 от 20.07.2012 поставлен на учет 17.10.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находился на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1200, PN8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47242/01 приобретена по спецификации к договору с ООО "МТД ПТПА" N А-3.7.14/СНП-320-083-0660 от 02.07.2013, поставлена на учет 30.11.2014 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN 8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47266/01 приобретена по договору с ООО "ТМС" N ТСИБ-01-320-84710 от 03.10.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 548 от 23.08.2016, поставлена на учет 12.10.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN 8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47267/01 приобретена по договору с ООО "ТМС" N ТСИБ-01-320-84710 от 03.10.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 555 от 07.09.2016, поставлена на учет 12.10.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47233/01 приобретена по спецификации к договору с ООО "МТД ПТПА" N А-3.7.14/СНП-320-083-0660 от 02.07.2013, поставлена на учет 31.10.2014 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47240/01 приобретена по договору с ООО "МТД ПТПА" N А-3.7.14/ СНП-320- 083-0660 от 02.07.2013 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 311 от 11.07.2014, поставлена на учет 31.10.2014 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 500, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47274/01 приобретена по договору с ООО "МТПК" N ТСИБ-01-260-27443 от 24.03.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 44 от 17.03.2017, поставлена на учет 03.04.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 500, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47278/01 приобретена по договору с ООО "МТПК" N ТСИБ-01-260- 33569 от 11.04.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 57 от 31.03.2017, поставлена на учет 24.04.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 500, PN8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47247/01 приобретена по договору с ООО "Гусар" N А-3.58.15/СНП-320- 022-0120 от 06.02.2015 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 5865 от 30.10.2015, поставлена на учет 14.12.2015 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 700, PN8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47270/01 приобретена по договору с ООО "МТПК" N ТСИБ-01-260-27443 от 24.03.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 8 от 23.01.2017, поставлена на учет 03.04.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 700, PN8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47271/01 приобретена по договору с ООО "МТПК" N ТСИБ-01-260-27443 от 24.03.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 8 от 23.01.2017, поставлена на учет 03.04.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1000-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000010 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4319 от 22.12.2016 согласно накладнойф. ТОРГ-12 N КТ-00000128 от 13.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1000-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000011 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4319 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000131 от 17.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1000-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000013 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4319 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000128 от 13.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1000-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000014 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4319 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000136 от 20.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47241/01 приобретена по спецификации к договору с ООО "МТД ПТПА" N А-3.11.14/СНП-320-092-0732 от 01.08.2013, поставлена на учет 30.11.2014 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1000-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000015 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4319 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000136 от 20.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1200-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000020 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4321 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000129 от 16.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1200-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000016 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4321 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000119 от 30.09.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1200-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000017 приобретена по договору с ООО ТД "Корнет" N 01/ТСИБ-01- 260-16-4372 от 26.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N ТД 24/10-001 от 24.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1200-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000018 приобретена по договору с ООО ТД "Корнет" N 01/ТСИБ-01- 260-16-4372 от 26.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N ТД 26/10-001 от 26.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-1200-8,0-P5,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000019 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4321 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000127 от 12.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-500-6.3-Р3.0-СВ-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000008 приобретена по договору с ООО "Премьер" N А-3.78.17/СНПТСИБ-01-260-17-107 от 16.01.2017, согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 644 от 19.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-500-6,3-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000009 приобретена по договору с ООО "Премьер" N 01/ТСИБ-01- 260-17-107 от 16.01.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 644 от 19.10.2017, поставлена на учет 15.11.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-700-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000029 приобретена по договору с ООО "Премьер" N 01/ТСИБ-01- 260-17-107 от 16.01.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 771 от 11.12.2017, поставлена на учет 18.12.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-700-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000030 приобретена по договору с ООО "Премьер" N 01/ТСИБ-01- 260-17-107 от 16.01.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 771 от 11.12.2017, поставлена на учет 18.12.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-700-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000038 приобретена по договору с ООО "Премьер" N 01/ТСИБ-01- 9 260-17-107 от 16.01.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 813 от 25.12.2017, поставлена на учет 25.01.2018 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1000, PN6,3 Мпа инвентарный номер 13.1/47268/01 приобретена по договору с ООО "ТМС" N ТСИБ-01-320-84710 от 03.10.2016, поставлена на учет 12.10.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка ЗШ-700-8,0-P3,0-Св-ЭП-С0-ХЛ1 инвентарный номер 130000000039 приобретена по договору с ООО "Премьер" N 01/ТСИБ-01- 260-17-107 от 16.01.2017 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 153 от 08.02.2018, поставлена на учет 20.02.2018 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная N1000, РИ8.0 Мпа инвентарный номер 130000000005 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 116257-РЭН-ТСИБ-17 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ00000112 от 22.09.2017, поставлена на учет 06.10.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Задвижка шиберная DN 1200, PN 8,0 Мпа инвентарный номер 130000000004 приобретена по договору с ООО "ТД "Спецтехкомплект Поставка" N 01/ТСИБ-01-260-16-4321 от 22.12.2016 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N КТ-00000120 от 30.09.2017, поставлена на учет 16.10.2017 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находилась на складе ТБПТОиКО.
Затвор обратный DN 1000, PN 8,0 Мпа инвентарный номер 13.1/47254/01 приобретен по договору с ООО ТД "Энергомашкомплект" N А3.29.16/СНП-320-262-1156 от 05.11.2015 согласно накладной ф. ТОРГ-12 N 1125/844 от 29.03.2016, поставлен на учет 13.05.2016 в качестве аварийного запаса (акт ф. ОС-1, акт закладки) и в проверяемом периоде находился на складе ТБПТОиКО.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что "нахождение таких объектов на складе не изменяет их назначения, а равно не дает оснований для признания объектов движимым имуществом".
Действительно, в силу 8.5 "РД 153-39.4-114-01. Руководящий документ. Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах" для каждого участка нефтепровода должен быть создан аварийный запас труб, арматуры, деталей нефтепроводов в объеме и количестве, соответствующем требованиям ПТЭ МН (РД 153-39.4-056-00).
Аварийно-восстановительные службы должны проводить плановые работы на своем участке по графику с целью предотвращения аварии; оперативно ликвидировать аварии и их последствия; содержать в постоянной готовности все технические и транспортные средства, используемые при ликвидации аварии; проводить обслуживание и содержать все объекты на закрепленном участке магистрального нефтепровода в состоянии, отвечающем требованиям Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, Правил охраны магистральных трубопроводов и других нормативных документов (пункт 8.6 РД 153-39.4-114-01).
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что спорное оборудование, находившееся в проверяемом периоде на складах Общества в аварийном запасе, не было установлено (смонтировано) и не эксплуатировалось, что подтверждается представленными в материалы дела инвентарными карточками, техническими паспортами, актами о приеме-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), актами закладки оборудования и материалов в аварийный запас, распорядительными письмами и факсограммами.
Установка оборудования из состава аварийного запаса осуществляется, как указано в пункт 8.6 РД 153-39.4-114-01, в случае плановых работ по графику с целью предотвращения аварии, оперативной ликвидировать аварии, технического обслуживания объектов на закрепленном участке магистрального нефтепровода, что предполагает замену выбывшего из эксплуатации оборудования на новое.
При этом, в силу пункта 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
Следовательно, объекты аварийного запаса, находящиеся на складах являются движимым имуществом до момента их установки на магистральной нефтепроводе взамен списанного аналогичного оборудования, пришедшего в негодность в силу истечения срока службы или поломки.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда и удовлетворяет заявленные требования в части стоимости аварийного запаса, что влечет частичное удовлетворение заявленных требований за 2016 год по решению от 09.01.2020 N 12-8-27/149 - 816 958 руб. за 2017 год по решению от 09.01.2020 N 12-8-27/150 - 734 257 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции оставляется судом апелляционной инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в порядке статьи 110 АПК РФ с учетом частичного удовлетворения двух из трех оспариваемых ненормативных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Сибирь" удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.08.2021 по делу N А70-11745/2020 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление акционерного общества "Транснефть-Сибирь" удовлетворить частично. Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по города Тюмени N 3 от 09.01.2020 N 12-8- 27/149 в части доначисления 816 958 руб. налога на имущества, соответствующих сумм пени и штрафов, от 09.01.2020 N 12-8-27/150 в части доначисления 734 257 руб. налога на имущества, соответствующих сумм пени и штрафов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по города Тюмени N 3 6000 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11745/2020
Истец: АО "Транснефть-Сибирь"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 3