г. Саратов |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А12-23454/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу акционерного общества "Каустик" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года по делу N А12-23454/2021
по заявлению акционерного общества "Каустик" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695,
ИНН 3015066698)
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Каустик" - И.В. Куркина по доверенности от 29.11.2019, сроком на 3 года, С.Г. Брюнина по доверенности от 20.12.2021, сроком по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Каустик" с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее- Управление, Росприроднадзор) об изменении второй категории на первую категорию негативного воздействия на окружающую среду объекта "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"", соответственно, признав недействительным свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - Филиала АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" от 02.06.2021 N 4897788; обязании присвоить объекту по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"" вторую категорию негативного воздействия на окружающую среду и выдать соответствующее свидетельство.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, при рассмотрении заявления об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Управлением неправомерно был произведен перевод тепловой энергии (Гкал) в электрическую (МВт), в связи с чем, объект был незаконно отнесен к 1-й категории НВОС. При этом апеллянт указывает, что суммирование критериев тепловой и электрической энергии не предусмотрено. Общество полагает, что поскольку сведения, указанные в заявлении об актуализации не содержали указания на изменение категории НВОС, Управление не могло присвоить объекту иную - 1-ю категорию, а в соответствии с Административным регламентом N 104 от 06.052.2020 должно было отказать в актуализации сведений об объекте.
В судебное заседание явились представители АО "Каустик".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Через канцелярию суда от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела.
Представитель АО "Каустик" поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года по делу N А12-23454/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 18.05.2021 от АО "Каустик" в Управление поступила заявка N 4897788 об актуализации сведений об объекте HBOC "Волгоградская ТЭЦ-3", в связи с изменением характеристик источников загрязнения окружающей среды, увеличение количества источников.
По итогам рассмотрения заявки Управление произвело перевод Гкал в Мвт/час, в результате которого объем производимой продукции составляет- 629 Мвт/час, проектной мощности - 1418 МВт. Поскольку при переводе Гкал в Мвт/час заявленный объект соответствует I категории НВОС, Управлением 02.06.2021 выдано свидетельство N 4897788 об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением объекту по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"" 1-й категории НВОС.
Считая, что Управление неправомерно присвоило заявленному объекту "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"" 1-ю категорию НВОС, неправомерно произвело перевод объема производимой продукции и проектной мощности из Гкал в МВт/час, АО "Каустик" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований Общества.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 5.5(10) Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, ведет федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
В соответствии с п. 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 492 (далее-Положение 492), Межрегиональное управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Астраханской и Волгоградской областей, а также в Каспийском море.
Исходя из п. 2.20. Положения 492, Межрегиональное управление участвует в ведении федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в состав АО "КАУСТИК" (далее - Общество) входит обособленное подразделение - филиал АО "КАУСТИК" "Волгоградская ТЭЦ-3".
Деятельностью Филиала, как теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), является комбинированная выработка электрической энергии и пара (тепловой энергии), посредством установленного оборудования (турбоагрегаты и котлоагрегаты) для производственных нужд Общества, а также передачи сторонним потребителям.
Согласно выгрузке из ksv.rpn.ru (информационные системы Росприроднадзора) объект "Волгоградская ТЭЦ-3" АО "Каустик" был поставлен на государственный федеральный учет 30.01.2019 г, как объект II категории, имеющий 97 источников выбросов, с указанием суммарного выброса - 3,86485т/год, ОКПД - Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха - объем 1020740 МВт, проектная мощность - 260 КВт. На объекте АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" основным видом топлива является мазут, резервным - сезонные избытки газа.
18.05.2021 АО "Каустик" в Управление подана заявка N 4897788 об актуализации сведений об объекте HBOC "Волгоградская ТЭЦ-3", в связи с изменением характеристик источников загрязнения окружающей среды, увеличение количества источников. Обществом в поданной заявке указано на наличие 98 источников выбросов с суммарным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 11875,448 т/год. Основным видом деятельности является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. Информация о производимой продукции: 35.11.10.112 Электроэнергия, произведенная теплоэлектроцентралями (ТЭЦ) общего назначения. Объем-236 мегаватт-час, проектная мощность - 430 мегаватт-час; 35.30.11.111 Энергия тепловая, отпущенная тепловыми электроцентралями (ТЭЦ). Объем - 541 Гкал/час, проектная мощность -1220 гигакалорий.
Согласно данным, представленным в заявке N 4897788 от 18.05.2021 г., объем производимой продукции составляет 541Гкал/час., проектная мощность 1220 Гкал.
Управлением произведен перевод Гкал в Мвт/час, в результате чего, объем производимой продукции составляет - 629 Мвт/час, проектная мощность - 1418 МВт, что соответствует I категории НВОС. Управлением 02.06.2021 выдано свидетельство N 4897788 об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением объекту по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" 1-й категории НВОС.
В апелляционной жалобе Общество указало, что при рассмотрении заявления об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Управлением неправомерно был произведен перевод тепловой энергии (Гкал) в электрическую (МВт), в связи с чем, объект был незаконно отнесен к 1-й категории НВОС.
Апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1); сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6); при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный) определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее Критерии N 903).
На основании п.7.1. ст. 65 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.
При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9, 10 статьи 69.2 Закона N 7- ФЗ, пункт 31 Правил, форма свидетельства об актуализации - приложение 2).
Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Согласно подпункту "6" пункта 1 Критериев N 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС к I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
В свою очередь, критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС ко II категории, в соответствии с абзаце 2 подпунктом "1" пункта 2 указанных Критериев, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Дифференциация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории осуществляется на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, биологического и иного характера.
Как установлено выше, в состав АО "КАУСТИК" входит обособленное подразделение - филиал АО "КАУСТИК" "Волгоградская ТЭЦ-3".
Деятельностью Филиала, как теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), является комбинированная выработка электрической энергии и пара (тепловой энергии), посредством установленного оборудования (турбоагрегаты и котлоагрегаты) для производственных нужд Общества, а также передачи сторонним потребителям.
Тплоэлктроцентрамль (ТЭЦ) - разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).
Энергетические продукты - это продукты, которые выделяются, либо напрямую получаются из природных ресурсов (их называют первичными продуктами), таких как сырая нефть, каменный уголь, природный газ, либо производятся из первичных продуктов. Все энергетические продукты, которые не являются первичными, но производятся из них, называются вторичными продуктами. Вторичная энергия получается в результате преобразования первичной, либо вторичной энергии.
Электричество и тепло могут быть получены в форме как первичного, так и вторичного продукта. Вторичное тепло образуется при использовании энергетических продуктов, уже добытых или произведенных (например, тепло, образующееся на ТЭЦ).
Максимальная электрогенерирующая мощность определяется как сумма максимальных мощностей всех отдельных станций, при которых они могут вырабатывать электроэнергию.
В свою очередь под производственной мощностью понимается потенциальная способность предприятия производить максимальное количество продукции за определенное время при наилучшем использовании оборудования, трудовых, финансовых, материальных ресурсов.
Мощность - это физическая величина, равная скорости изменения энергии системы.
В энергетике принят ряд определений производственных мощностей.
Установленная мощность - это суммарная паспортная мощность энергетического оборудования.
Рабочая мощность - это мощность, с которой оборудование может работать при максимальной нагрузке потребителя, она меньше установленной на величину ограничений (износ оборудования, выведение части оборудования в ремонт).
Теплоэлектроцентраль - ТЭЦ - разновидность ТЭС (теплоэлектростанций). Она, помимо генерации электроэнергии, осуществляет подачу горячей воды в центральную систему отопления и для бытовых нужд.
Определение количества теплоты является задачей термодинамики. Это понятие сравнимо с работой, которую выполняет рабочее тело.
Для оценки эффективности работы тепловых электростанций необходимо соизмерять химическую энергию топлива, сжигаемого в котлах, с количеством электрической энергии, вырабатываемой электростанцией.
Единицами измерения тепла являются калория, джоуль.
На различных устройствах сферы теплоэнергетики указывают различные метрические величины. Так, например, на отопительных котлах и обогревателях чаще указывают киловатт и киловатт в час. На счетных приборах (счетчиках) чаще встречаются Гкал.
Указанные величины имеют постоянное значение.
1 Гкал/ч=1162,7907 КВт или 1.163 МВт.
Перевод из одной системы измерения тепла в другую:
1 Кал = 4,1868 Дж; 1 Дж = 1868= 0,239 Кал
При этом, если величина представлена в МВт ее можно обратно перевести в Гкал/ч, умножив на постоянное значение 0,860.
1 Гкал/час = 4,1868*1000000000 Дж/3600 сек = 11630000 Дж/сек=1,163 МДж/сек=1,163 МВт или 1 МВт=1/1,163=0,860 Гкал/час.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что перевод Гкал в МВт является формальным расчётным процессом различных метрических величин имеющих постоянное значение, Управлением правомерно произведен перевод Гкал в МВт с целью определения в МВт объема производимой продукции и проектной мощности источников НВОС.
В заявке Общество указало количество энергии тепловой, отпущенной тепловыми электроцентралями (ТЭЦ): объем - 541 Гкал/час, проектная мощность -1220 Гкал.
При переводе в МВт/ч составляет: объем производимой продукции - 629 Мвт/час, проектная мощность - 1418 МВт, что свидетельствует об отнесении спорного объекта к 1 категории НВОС.
Представленный расчет проверен судами и является верным.
Объем производимой продукции и проектная мощность объекта НВОС заявленные Обществом превышают 500 МВт.
Согласно подпункту "6" пункта 1 Критериев N 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС к I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Таким образом, объект по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"", относится к 1-й категории НВОС.
Доводы Общества о том, что Управлением неправомерно осуществлен перевод Гкал в МВт/час, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку перевод Гкал в Мвт/час возможен, поскольку основан на законах физики. Указанный перевод Гкал в МВт является формальным расчётным процессом различных метрических величин имеющих постоянное значение, перевод Гкал в МВт произведен с целью определения в МВт объема производимой продукции и проектной мощности источников НВОС.
Ссылка Общества на использование в качестве основного вида топлива - газа, что является одним из оснований отнесения объекта НВОС ко второй категории, апелляционным судом отклоняется, поскольку и подпункт "6" пункта 1 и абзац 2 подпункта "1" пункта 2 Критериев N 2398 имеют указание на использование оборудования при потреблении в качестве основного - газообразного топлива.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" в случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
Относительно доводов Общества о том, что поскольку сведения, указанные в заявлении об актуализации не содержали указания на изменение категории НВОС, Управление не могло присвоить объекту иную - 1-ю категорию, а в соответствии с Административным регламентом N 104 от 06.052.2020 должно было отказать в актуализации сведений об объекте, апелляционный суд исходит из следующего.
Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (утв. Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым полномочия по предоставлению государственной услуги переданы на основании соглашений в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяет порядок их взаимодействия при предоставлении государственной услуги.
Согласно пп. б п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги при актуализации сведений об объекте НВОС является выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо перенаправление сведений об объекте НВОС в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) либо направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС.
Свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС содержит, в том числе, код объекта НВОС в государственном реестре и присвоенную ему категорию негативного воздействия, основания актуализации сведений об объекте НВОС и перечень актуализированных сведений, содержащихся в государственном реестре.
При этом, в силу п. 75 Административного регламента основаниями для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, являются:
а) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;
б) непредставление сведений, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента;
в) представление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
В силу п. 76 Административного регламента при соответствии заявительных документов установленным требованиям ответственный специалист вносит в федеральный государственный реестр актуальные сведения об объекте НВОС и выдает заявителю свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, которое подписывается должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги в уполномоченном органе, или лицом, исполняющим его обязанности, и заверяется печатью.
В рассматриваемом случае, Обществом были предоставлены сведения и документы, содержащие полную и достоверную информацию, в связи с чем, у Управления отсутствовали основания для отказа в актуализации, предоставленных сведений об объекте НВОС.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил N 572). По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил N 572).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункты 29, 32 Правил N 572).
В силу пункта 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (п. 9 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).
Из анализа указанных норм, апелляционный суд приходит к выводу, что Управление было вправе на стадии получения заявки об актуализации сведений изменить критерии спорных объектов НВОС в соответствии с техническими характеристиками данных объектов.
Государственная услуга оказана юридическому лицу без нарушений норм действующего законодательства РФ, категория объекта присвоена в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, Свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - Филиала АО "КАУСТИК" "Волгоградская ТЭЦ-3" от 02.06.2021 г. N 4897788 выдано законно.
Иные доводы Общества основаны на ошибочном толковании норм права.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года по делу N А12-23454/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23454/2021
Истец: АО "КАУСТИК"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7834/2023
23.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4015/2023
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19251/2022
28.02.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-224/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23454/2021