город Москва |
|
28 февраля 2022 г. |
дело N А40-193318/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УФАС России по г. Москве и ООО "Энергопромсбыт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-193318/21
по заявлению ОАО "РЖД"
к УФАС России по г. Москве
третье лицо: ООО " Энергопромсбыт "
об изменении постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Семенов Г.В. по доверенности от 30.12.2021;
от третьего лица - Суровцев А.А. по доверенности от 03.12.2021;
установил: решением арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2021 изменено постановление УФАС России по г. Москве от 30.08.2021 по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-14083/2021 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования общества оставить без удовлетворения, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Энергопромсбыт" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования общества удовлетворить в полном объеме, постановление антимонопольного органа отменить, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционные жалобы, который в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом к материалам дела, из которого следует, что общество поддерживает апелляционную жалобу ООО "Энергопромсбыт".
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступило заявление, направленное письмом ФАС России исх. от 04.03.2021 N ВК/16089-ПР/21, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации (исх. 19.02.2021 N А26-02-13410531-СО 1), содержащее сведения о нарушении ОАО "РЖД" Правил технологического присоединения энерго- принимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при рассмотрении заявки от 11.12.2020 N 30438 на технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Саратовская область, Балашов, улица Привокзальная, дом 6 к сетям ОАО "РЖД".
По результатам проведенного административного расследования уполномоченным антимонопольного органа составлен протокол по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-14083/2021 (исх. от 13.08.2021 N 48728/21).
Данный протокол составлен в присутствии полномочного представителя ОАО "РЖД" по доверенности, при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
30.08.2021 антимонопольным органом вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-14083/2021 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 600.000 руб.
Данное постановление вынесено в присутствии полномочного представителя ОАО "РЖД" по доверенности.
Полагая, что постановление подлежит изменению в части квалификации правонарушения, а также избранной в отношении заявителя меру ответственности в виде штрафа в связи с ее чрезмерностью, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд правомерно счел, что положения 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом, что заявителем не оспаривается. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, антимонопольным органом соблюдены.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа.
Частью 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 600.000 до 1.000.000 руб.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ на 10.12.2020 ОАО "РЖД" осуществляет деятельность железнодорожного транспорта: междугородние и международные пассажирские перевозки (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 - 49.10) в качестве дополнительного вида деятельности - распределение электроэнергии (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 - 35.13).
Согласно реестру субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, ОАО "РЖД" осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии и включено в I раздел "услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 77.1.15.
Таким образом, ОАО "РЖД" является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электро-сетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, то есть является сетевой организацией.
28.02.2019 между ОАО "РЖД" и ООО "Энергопромсбыт" заключен агентский договор N 2803955, в соответствии с которым вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД", отнесены к деятельности "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт".
Таким образом, "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт", является агентом ОАО "РЖД" в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и заключения соответствующих договоров, на основании агентского договора от 28.12.2018 N 2803955.
Следовательно, на ОАО "РЖД", действующее в качестве сетевой организации, в лице ООО "Энергопромсбыт", лежит обязанность по контролю за деятельностью уполномоченной организации (ООО "Энергопромсбыт" (в лице его филиала "Желдорэнерго")) от лица ОАО "РЖД".
ООО "Энергопромсбыт" ("Желдорэнерго"), не являясь сетевой организацией и осуществляя действия, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям ОАО "РЖД", выступает от имени и за счет ОАО "РЖД", действующего в качестве сетевой организации.
При нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является сетевая организация как лицо, на которое возложена непосредственная обязанность по выполнению возложенных на него государством функций.
Таким образом, на ОАО "РЖД" возложена обязанность по соблюдению Правил технологического присоединения в рамках технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта к электрическим сетям.
На основании изложенного, сетевой организацией, оказывающей непосредственно услуги по передаче электрической энергии, в том числе по технологическому присоединению объектов заявителей к электрическим сетям, является ОАО "РЖД".
Вина ОАО "РЖД" заключается в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта, установленного п. 16 Правил технологического присоединения, в том числе, вследствие нарушения п. 19 Правил технологического присоединения путем указания в договоре срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующего п. 16 Правил технологического присоединения.
За нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена административная ответственность по ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-26/2020 от 20.03.2020 (исх. от 20.03.2020 N НП/14664/20) ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление вступило в силу 14.12.2020 (дело N А40-63198/20).
Таким образом, при проведении административного расследования в отношении ОАО "РЖД" установлен факт повторного совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При этом довод ОАО "РЖД" о том, что административным органом не учтено совершение заявителем правонарушения по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением от 20.03.2020 по делу N 077/04/9.21-26/2020 на территории Саратовской области судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку не имеет значение на территории какого субъекта РФ совершено правонарушение, а имеет значение только сам факт и время его совершения и исполнения для установления признака повторности.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание небольшой период просрочки обязательств, отсутствие каких-либо последствий, характер допущенных нарушений, исполнение в полном объеме обязательств по технологическому присоединению заявителя на дату рассмотрения административного дела, степень вины привлекаемого к ответственности лица, суд первой инстанции счел возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 300.000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доводы апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-193318/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193318/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"