г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А42-6246/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизов А.К.
при участии:
от заявителя: Шабанова М.А. по доверенности от 09.01.2024 (онлайн);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43684/2023) Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.11.2023 по делу А42-6246/2023 (судья Калдина К.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вектор"
к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вектор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предостережения Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство) от 05.06.2023 N 18-37/2601.
Решением суда от 15.11.2023 заявленные требования удовлетворены. Предостережение Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области от 05.06.2023 N 18-37/2601 признано недействительным как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, суд обязал указанный орган восстановить права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вектор".
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 29.01.2024.
Определением от 30.01.2024 судебное разбирательство отложено на 12.02.2024.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы; Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поступившего по вопросу изменения платы за содержание и ремонт с апреля 2023 года обращения собственника квартиры, расположенной в МКД по адресу: ул. Зиновьева, д. 22, г. Апатиты, Министерством произведен региональный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках которого, установлено, следующее.
Управление МКД N 22 по ул. Зиновьева в г. Апатиты с 01.04.2021, на основании соответствующей лицензии, осуществляет ООО "УК Вектор".
Согласно протоколу от 03.03.2021 N 1, собственниками помещений названного МКД приняты решения:
- об утверждении и заключении договора управления МКД с ООО "УК Вектор" с 01.04.2021, в том числе, платы за содержание жилого помещения МКД в размере 20,60 руб. с 1 кв.м общей площади помещения, без учета коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с 01.04.2021 (Приложение N 9 к протоколу - проект договора управления);
- утвердить перечень услуг и работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (расшифровка тарифа на содержание жилого помещения МКД) (Приложение N 10 к протоколу).
Во исполнение направленного Министерством для рассмотрения обращения запроса N 18-37/3372 от 15.05.2023, Общество письмом N 525 от 18.05.2023 сообщило, что повышение платы за содержание и ремонт общего имущества было произведено согласно протоколу от 03.03.2021 N 1, которым утвержден договор управления.
Пунктом 5.3 Договора, которым предусмотрено, что изменение состава и размера платы по управлению и за содержание (обслуживание) общего имущества МКД по окончании периода, предусмотренного пунктом 5.2 договора управления МКД, осуществляется на основании ежегодного решения общего собрания.
В случае непринятия (не проведения ежегодного общего собрания) решения собственников об изменении платы, размер платы за содержание и ремонт общего имущества ежегодно индексируется на процент изменения уровня инфляции, установленного государственными органами РФ, за предыдущий год, и определяется в соответствии с опубликованными Федеральной службой государственной статистики (Росстат) Индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (https://rosstat.gov.ru/statistics/price), ООО "УК Вектор" уведомило собственников/нанимателей помещений в платежных документах, в том числе за февраль 2023 года об увеличении с 01.04.2023 тарифа за "содержание жилого помещения" на уровень инфляции, установленный государственными органами РФ, за предыдущий год - 11,94%, что составило 24,99 руб. за кв.м.
Указав, что с апреля 2023 года ООО "УК Вектор" увеличило размера платы за содержание жилого помещения применив размер процентной ставки 11,94% самостоятельно, ссылаясь на основные показатели инфляции РФ, за предыдущий год, в отсутствие доказательств принятия собственниками помещений МКД повышения платы за содержание жилого помещения с апреля 2023 года до 24,99 руб./кв. м, при этом увеличение (индексация) размера платы за содержание жилого помещения исходя из установленного Законом N 390-ФЗ уровня инфляции с апреля 2023 года не должно превышать 4%, Министерство, посчитав, что ООО "УК Вектор" допустило нарушение части 7 статьи 156, части 14 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пунктов 17, 31, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), вынесло в адрес Общества предостережение от 05.06.2023 N 18-37/2601, в котором указало на недопустимость выявленных нарушений и предложило принять меры по соблюдению требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а именно:
- произвести начисление платы за содержание жилого помещения с апреля 2023 года исходя из 23,23 руб./кв.м, с учетом индексации 4%;
- произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения потребителям многоквартирного дома с апреля по май 2023 года;
- уведомление об исполнении предостережения направить в адрес Министерства в срок до 03.08.2023.
Не согласившись с указанным предостережением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае вынесение оспариваемого предостережения в отсутствии достаточных оснований, не соответствует вышеуказанным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя, на основании чего, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из определения нормативного правового акта, данного в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167 (пункт 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властнораспорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально-определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативным правовым актом, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, вынесенный компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и адресованный конкретному лицу, в силу чего порождающий для последнего определенные юридические последствия.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пунктом 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме,.. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из протокола N 1 от 03.03.2021 собственниками МКД принято решение об утверждении и заключении договора управления МКД с Обществом с 01.04.2021, в том числе платы за содержание жилого помещения в размере 20,60 руб. с кв.м. По условиям заключенного с управляющей организацией договора, указанным в пункте 5.2, размер платы по управлению и за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается общим собранием Собственников помещений сроком не менее чем на один год (текущий год).
В силу пункта 5.3 названного договора изменение состава и размера платы по управлению и за содержание (обслуживание) общего имущества многоквартирного дома по окончании периода, предусмотренного пунктом 5.2. настоящего Договора, осуществляется на основании ежегодного Решения Общего собрания. В случае не принятия (не проведения ежегодного Общего собрания) решения Собственниками об изменении платы, размер платы за содержание и ремонт общего имущества ежегодно индексируется на процент изменения уровня инфляции, установленного государственными органами РФ, за предыдущий год, и определяется в соответствии с опубликованными Федеральной службой государственной статистики (Росстат) Индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (https://rosstat.gov.ru/statistics/price).
При этом, из буквального толкования вышеназванных условий договора прямо следует, что индексация производится на процент изменения уровня инфляции, установленного государственными органами РФ, за предыдущий год, и определяется в соответствии с опубликованными Федеральной службой государственной статистики (Росстат) Индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (https://rosstat.gov.ru/statistics/price).
В рассматриваемом случае, фиксированный тариф на первый год действия договора с 01.04.2021 установлен в размере 20,60 руб. за кв.м.
Как усматривается из материалов дела, с 01.04.2022 Общество, исходя из данных Росстата Российской Федерации по индексу потребительских цен в декабре 2021 года к декабрю 2020 года, которые составили 108,39%, произвело индексацию тарифа на 8,39 %, что составило 22,33 руб.; с 01.04.2023 индексация произведена на 11,94 % (по индексу потребительских цен в декабре 2022 года к декабрю 2021 года - 111,94%), что составило 24,99 руб. за кв. м, о чем, собственники были уведомлены заблаговременно, путем размещения соответствующей информации в платежно-расчетных документах за февраль 2022 года и 2023 года соответственно.
Как верно указано судом первой инстанции, само по себе наличие в решении общего собрания условия об утверждении размера ежегодной индексации платы за содержание и ремонт помещений на уровень официально установленной инфляции за истекший год, можно рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников такого дома решения об установлении порядка изменения ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, собственниками помещений в МКД фактически принято решение, предоставляющее Обществу право, индексации размера платы за содержание жилого помещения при отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.
Иного решения по размеру платы за содержание и ремонт общедомового имущества МКД с момента извещения в квитанциях за февраль до выставления квитанций за апрель по тарифу с учетом индексации, собственниками не принималось, доказательств обратного в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку материалы дела содержат доказательств, опровергающих принятие собственниками помещений в МККД решения об индексации платы, кроме того, положения условий договора управления (пункты 5.2, 5.3) в установленном законом порядке недействительными не признаны, доказательств иного в материалы дела не представлено, оснований для применения Обществом при индексации данных указанных в федеральном законодательстве о бюджете на очередной финансовый год, не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление Министерства вынесено в отсутствии достаточных оснований и нарушает права и законные интересы Общества, в вязи с чем, правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15 ноября 2023 года по делу N А42-6246/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6246/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВЕКТОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ