город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2022 г. |
дело N А32-33262/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.12.2021 по делу N А32-33262/2021
по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, управление Ростехнадзора, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 142-186-17 от 13.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что до 30.01.2021 законодательство не предусматривало получение временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Управлением не исследованы факты, не установлена дата, когда было произведено подключение, начаты пуско-наладочные работы. Обращение школы в управление за получением, предусмотренного пунктом 6.2.19 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), разрешения не свидетельствует о нарушении АО "АТЭК" законодательства. Общество считает, что имеются смягчающие обстоятельства, имеется основанием для применения малозначительности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МБОУ СОШ N 24 обратилось в управление Ростехнадзора с заявлением о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию теплопотребляюшей установки.
При рассмотрении указанного заявления у АО "АТЭК" были запрошены данные об объеме потребления тепловой энергии за март и апрель 2021 года на объекте "Реконструкция МБОУ СОШ N 24 по адресу: Новороссийск, ст. Раевская, ул. Красная, 40, с увеличением вместимости и выделением блоков начального образования на 400 мест (II этап. Блок начального образования на 400 мест)".
Согласно информации АО "АТЭК" объём потреблённой тепловой энергии на объекте МБОУ СОШ N 24 в марте 2021 составил 52,897 Гкал, в апреле 2021 - 31,816 Гкал.
В апреле и мае 2021 года на объект МБОУ СОШ N 24 была подана тепловая энергия без соответствующего разрешения.
На основании изложенного управление пришло к выводу, что подключение тепловых сетей блока школы выполнено без разрешения, что является нарушением требований п.6.2.19 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено в отношении АО "АТЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 09.07.2021 N 142-186-17 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ.
Постановлением от 13.07.2021 N 142-186-17 АО "АТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 6.2.19 Правил N 115 подключение тепловых сетей и систем теплопотребления после монтажа и реконструкции производится на основании разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.01.2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N85) до подачи тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пуско-наладочных работ (подпункт "е") должно быть получено временное разрешение органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пуско-наладочных работ (подпункт "д").
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что указанные положения вступили в законную силу с 30.01.2021, что исключает обязанность получения временного разрешения, кроме того не исследована дата подключения и начала пуско-наладочных работ. Указанное отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.
Административным органом у общества запрошены данные об объеме потребления тепловой энергии за март и апрель 2021 года. Правила выдачи N 85 действовали в период март - апрель 2021 года. Вместе с тем, вопреки доводам общества, оно должно было в рассматриваемый период подачи энергии обратиться за получением или уже иметь временное разрешение на подачу тепловой энергии.
В материалы дела не представлено доказательств того, что АО "АТЭК" предприняло меры по соблюдению вышеуказанных требований.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: ответом на запрос от 22.06.2012, заявлением о проверке, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом выявления административного правонарушения - 29.06.2021.
Ранее АО "АТЭК" постановлением от 25.11.2020 N 208-108-17 привлекалось к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ (дело N А32-1335/2021).
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. соответствует размеру санкции ст. 9.11 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
С учетом ранее совершенного правонарушения, обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере тепловых энергоустановок, целью регулирования которых является, в том числе обеспечение безопасной эксплуатации опасных объектов, предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности, заключающейся в соблюдении требований при эксплуатации энергоустановок, целью которого является, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации объекта для жизни и здоровья людей.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2021 по делу N А32-33262/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33262/2021
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК", Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказское управление Ростехнадзора
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Новороссийский территориальный отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)