г. Вологда |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А13-13383/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Коршиковой Н.Ф. по доверенности от 18.01.2021 N Д-142/2021, от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области" Луговиной А.В. по доверенности от 11.01.2022 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу N А13-13383/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; адрес: 107045, Москва, Уланский переулок, дом 26, помещение 3.01; далее - АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", общество, СМО) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области" (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, Тепличный микрорайон, 8а; далее - учреждение, фонд) о признании недействительными требования акта от 28.05.2018 в части пункта 1, пункта 3 в части уплаты штрафа в размере 33 177 руб. 91 коп., в том числе:
штрафа в размере 4 142 руб. 42 коп. по акту РЭ МЭЭ от 16.05.2018 N 8 по акту МЭЭ (целевая) от 21.01.2017 N 328 (бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 1" (далее - БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 1)),
штрафа в размере 7 666 руб. 20 коп. по акту РЭ МЭЭ от 18.05.2018 N 10 по акту МЭЭ (плановая тематическая) от 29.11.2017 N 2524 (бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 3" (далее - БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 3")),
штрафа в размере 6 519 руб. 49 коп. по акту РЭ МЭЭ от 18.05.2018 N 11 по акту МЭЭ (плановая тематическая) от 31.10.2017 N 207 (бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская детская городская поликлиника" (далее - БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника")),
штрафа в размере 7 395 руб. по акту РЭ МЭЭ от 18.05.2018 N 11 по акту МЭЭ (плановая тематическая) от 31.08.2017 N 128 (БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника"),
штрафа в размере 7 454 руб. 80 коп. по акту РЭ МЭЭ от 18.05.2018 N 12 по акту МЭЭ (целевая) от 11.09.2017 N 2328 (общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Бодрость" (далее - ООО "Поликлиника "Бодрость")), а также о признании недействительными требования акта от 28.05.2018 в части пункта 4 и заключительную часть акта от 28.05.2018 в части пункта 12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 1 (ОГРН 1093525001129, ИНН 3525218193; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 45), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Сокольская центральная районная больница" (ОГРН 1023502489273, ИНН 3527002721; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Суворова, дом 21; далее - Сокольская ЦРБ), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Тотемская центральная районная больница" (ОГРН 1023501492310, ИНН 3518000982; адрес: 161300, Вологодская область, Тотемский район, город Тотьма, улица Кирова, дом 53; далее - Тотемская ЦРБ), БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 3" (ОГРН 1033500041585, ИНН 3525075442; адрес: 160025, Вологодская область, город Вологда, Московская улица, дом 2а), БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника" (ОГРН 1183525013011, ИНН 3525424157; адрес: 160001, Вологодская область, Вологда город, Благовещенская улица, дом 30), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодский областной онкологический диспансер" (ОГРН 1023500873142, ИНН 3525080749; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, дом 100), ООО "Поликлиника "Бодрость" (ОГРН 1153525027150, ИНН 3525355802; далее: 160034, Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, дом 9).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу N А13-13383/2018 заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 1 требований акта проверки от 28.05.2018 признан недействительным в части предложения у обществу возместить за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению в сумме, превышающей 220 860 руб. 80 коп., и уплатить фонду за счет собственных средств штраф в размере, превышающем 5 521 руб. 52 коп. Пункт 3 требований акта проверки от 28.05.2018 признан недействительным в части предложения АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" уплатить в бюджет фонда штраф в сумме 33 177 руб. 91 коп. в течение 30 рабочих дней после получения претензии фонда. Пункт 4 требований акта проверки от 28.05.2018 признан недействительным в части предложения обществу уплатить в бюджет территориального фонда из собственных средств штраф в размере, превышающем 2 464 руб. 75 коп. Пункт 12 заключительной части акта проверки от 28.05.2018 признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, с фонда в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в признании недействительным пункта 1 требований акта. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество правомерно произвело зачет средств и в соответствии с установленными требованиями направило часть полученных штрафов на формирование собственных средств в сумме 220 860 руб. 82 коп.
Представитель общества в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержал.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав пояснения представителей общества и фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, стороны заключили договор от 29.12.2012 N 03ф/2015 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (далее - договор от 29.12.2012 о финансовом обеспечении ОМС, договор), по условиям которого фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (том 1, листы 53-66).
Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе ОМС Вологодской области на 2017 год, предусмотренное частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), 29.12.2016 заключено (том 2, листы 66-74; далее - Тарифное соглашение от 29.12.2016).
В период с 03.05.2018 по 28.05.2018 должностными лицами фонда на основании приказа от 25.04.2018 N 378 (в редакции от 25.05.2018 N 503) проведена плановая комплексная проверка деятельности АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.05.2018 (с учетом исправлений, изложенных в письме фонда от 06.06.2018 N 09/4278 "Ответ на возражения по акту проверки"; том 4, листы 98-131, 72-80).
В ходе проверки фондом установлено, что соглашения о погашении задолженности по штрафным санкциям зачетом взаимных требований, заключенные АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" с Тотемской ЦРБ (на сумму зачета в размере 333 771 руб. 86 коп.) и с Сокольской ЦРБ (на сумму зачета в размере 939 417 руб. 10 коп.), нарушают порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, предусмотренный Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Приказ N 158н).
Согласно акту проверки от 28.05.2018 за проверенный период путем зачета взаимных требований удержаны штрафы в сумме 883 443,23 руб. (стр. 23 акта).
В акте проверки от 28.05.2018 фондом указаны требования следующего содержания (стр. 63 - 64 акта):
1) на основании частей 11, 12 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, пункта 16 Перечня санкций в приложении 3 к договору о финансовом обеспечении ОМС заключенному с фондом, возместить за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования в бюджет территориального фонда средства, использованные не по целевому назначению в сумме 883 443,23 руб. За использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 88 344,32 руб.;
2) в нарушении пункта 9 договора, в соответствии с пунктом 11.1 за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля приложения N 3 к договору, уменьшить финансирование страховой медицинской организации на сумму 971,50 руб.;
3) в нарушении пункта 9 договора, в соответствии с пунктом 11.5 за необоснованное снятие с медицинских организаций БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 1"; БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 3"; БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника"; ООО "Поликлиника "Бодрость" денежных средств по результатам контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования приложения 3 к договору уплатить в бюджет фонда штраф в размере 36 859,51 руб. в течение 30 рабочих дней после получения претензии фонда;
4) в нарушении пункта 9 договора, в соответствии с пунктом 7 Перечня санкций в приложении 3 к договору с ТФОМС, за предоставление недостоверной отчетности по одному случаю, уплатить в бюджет территориального фонда из собственных средств штраф в размере 9 859 руб.;
5) направить в течение 10 рабочих дней после подписания акта в адрес фонда информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, с подтверждающими документами и сведений о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение.
АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" 31.05.2018 представило в фонд возражения (протокол разногласий) к акту проверки от 28.05.2018 (том 2, листы 69-83).
Фонд, рассмотрев указанные возражения, признал их обоснованными в части, о чем сообщил заявителю в письме от 06.06.2018 N 09/4278 "Ответ на возражения по акту проверки" (том 4, листы 72-78). По существу требования акта проверки от 28.05.2018 оставлены фондом без изменений, вместе с тем указанным письмом фондом исправлены опечатки в сведениях, содержащихся на стр. 47, 50, 60 акта проверки, а именно: в части размера денежных средств, направленных на формирование целевых средств на оплату медицинской помощи (сумма "141 721,62 руб." заменена на сумму "441 721,62 руб."; в части размера денежных средств, направленных на формирование собственных средств страховой медицинской организации (сумма "141 721,62 руб." заменена на сумму "220 860 руб. 82 коп.").
Считая, что акт проверки от 28.05.2018 частично нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ относит к участникам обязательного медицинского страхования территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (ОМС) страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно части 1 статьи 40 названного Закона (в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ) контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ (в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 430-ФЗ) территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 38 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230).
Согласно части 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В пункте 2.23 договора от 29.12.2012 о финансовом обеспечении ОМС предусмотрена обязанность АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с Приказом N 230 и представлять в территориальный фонд отчет о результатах контроля.
На основании пункта 4.11 названного договора фонд обязуется осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводить проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий, сверки расчетов со страховой медицинской организацией, а также между страховой медицинской организацией и медицинскими организациями при досрочном расторжении или прекращении настоящего договора.
Согласно пункту 6.3 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за нарушение установленных в настоящем договоре сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменениях в этих данных; использование не по целевому назначению целевых средств; невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что страховая медицинская организация выплачивает штрафы, пени и осуществляет восстановление средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, по условиям договора за счет собственных средств, а также в случае невыполнения условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи за счет средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию путем перечисления на расчетный счет территориального фонда в течение десяти рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом.
Согласно пункту 9 договора при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно приложению 3 к договору.
В соответствии пунктом 11.5 Перечня санкций за нарушения договорных обязательств (далее - Перечень санкций), установленный типовым договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н, необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования влечет штраф в размере 100 % от суммы средств необоснованного применения к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что между АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а именно: от 25.01.2013 N 19 - договор с Сокольской ЦРБ (том 2, листы 101-104); от 25.01.2013 N 22 - договор с Тотемской ЦРБ (том 2, листы 105-108).
Кроме того, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" заключены: с Тотемской ЦРБ - соглашение от 16.05.2017 о погашении задолженности по штрафным санкциям зачетом взаимных требований (к договору от 25.01.2013 N 22 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС) (том 2, лист 109); с Сокольской ЦРБ - соглашение от 24.05.2017 (к договору от 25.01.2013 N 19 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС) (том 2, лист 139). Указанные дополнительные соглашения предусматривают право АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в одностороннем порядке осуществлять удержание штрафных санкций из сумм целевого финансирования подлежащей оплате медицинской помощи.
Фондом в рамках проверки установлено и зафиксировано актом проверки от 28.05.2018, что фактически подобным образом из средств целевого финансирования АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" удержано штрафных санкций на общую сумму 883 443,23 руб., тем самым общество в нарушение статей 14, 37, 38, 39 Закона N 326-ФЗ, раздела VIII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом N 158н, допустило уменьшение оплаты медицинской помощи, в том числе Сокольской ЦРБ в июне-августе 2017 года на сумму 674 966,37 руб. (в июне 2017 года - 224 966,37 руб., в июле 2017 года - 200 000 руб., в августе 2017 года - 250 000 руб.); Тотемской ЦРБ в мае-августе 2017 года на сумму 208 476,86 руб. (в мае 2017 года - 52476,86 руб., в июне 2017 года - 52 000 руб., в июле 2017 года - 52 000 руб., в августе 2017 года - 52 000 руб.).
Фонд установил, что средства, полученные заявителем от фонда области по договору от 29.12.2012 о финансовом обеспечении ОМС и предназначенные для оплаты медицинской помощи Сокольской ЦРБ, Тотемской ЦРБ, фактически направлены заявителем на следующие цели: 220 860,8 руб. на формирование нормированного страхового запаса (НСЗ) территориального фонда, 441 721,62 руб. целевых средств на оплату медицинской помощи, 220 860 руб. 82 коп. на пополнение собственных средств страховой медицинской организации.
Пояснительной запиской к форме N 10 (ОМС)) за январь-декабрь 2017 года по сумме удержанных в 2017 году штрафов, представленной заявителем в материалы дела, подтверждено формирование целевых средств в указанных Фондом размерах именно за счет средств удержанных штрафов (том 4, лист 57).
Суд первой инстанции признал, что совокупность действий общества по удержанию подобным образом штрафов в сумме 220 860,82 руб. с медицинских организаций из средств целевого финансирования, а также по распределению удержанных средств по такому направлению, как на формирование собственных средств в сумме 220 860,82 руб., обоснованно расценена фондом как нецелевое использование средств ОМС.
В остальной части спорных средств ОМС суд посчитал, что их нецелевое использование фондом не доказано.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства). Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н.
В пункт 2.2 договора от 25.01.2013 N 19, заключенного обществом с Сокольской ЦРБ, и в пункт 2.2 договора от 25.01.2013 N 22, заключенного обществом с Тотемской ЦРБ, включено условие о том, что страховая медицинская организация вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов (в размере, предусмотренном в приложении 3 к настоящему договору).
Суд первой инстанции согласился с позицией фонда о том, что цели направления средств ОМС в сумме 220 860,82 руб. не достигнуты, медицинские организации профинансированы не в полном объеме, что ведет к отсутствию средств на текущую деятельность, нарушению прав граждан на качественное оказание медицинской помощи.
Доводы заявителя о правомерности произведенного зачета (уменьшения текущего финансирования на сумму штрафов) судом первой инстанции отклонены в отсутствие доказательств того, что получение страховой компанией средств ОМС влечет за собой переход этих средств в собственность указанного лица, исходя из правового режима финансовых средств, поступающих в медицинскую организацию и страховую медицинскую организацию.
При этом суд применил правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 303-КГ18-19581 по делу N А73-14451/2017.
Учитывая вышеизложенное, суд признал недействительным пункт 1 требований составленного фондом акта проверки от 28.05.2018 в части предложения АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" возместить за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования в бюджет территориального фонда средства, использованные не по целевому назначению в сумме, превышающей 220 860 руб. 80 коп. В остальной части требования заявителя о признании недействительным пункта 1 требований составленного фондом акта проверки от 28.05.2018 отклонены.
Ссылки апеллянта на возможность направления части полученных сумм штрафов на формирование собственных средств СМО коллегией судей не принимаются на основании следующего.
Статья 26 Закона N 326-ФЗ определяет состав бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов, статья 28 - источники формирования средств страховой медицинской организации и их расходование.
В силу части 6.2 статьи 26 Закона N 326-ФЗ нормированный страховой запас (НСЗ) территориального фонда в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, формируется за счет средств от применения в соответствии со статьей 41 настоящего Закона санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и в объеме, определяемом в соответствии с частью 6.3 настоящей статьи.
Согласно подпункту "г" пункта 2 части 6.3 статьи 26 вышеназванного Закона объем средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования определяется как сумма средств от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, - 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
На основании подпункта "г" пункта 2 части 1 статьи 28 упомянутого Закона целевые средства страховой медицинской организации формируются за счет средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в соответствии со статьей 41 настоящего Закона в размере 50 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Собственными средствами страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования являются - 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (пункт 4 части 4 статьи 28 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, суммы штрафов, полученные от медицинских организаций, могут быть направлены СМО на формирование нормированного страховой запаса (НСЗ) территориального фонда, целевых средств СМО, собственных средств СМО.
Вместе с тем на основании пункта 4 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ СМО обязана использовать полученные по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования средств по целевому назначению.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается использование их на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Материалами дела подтверждается и заявителем жалобы не отрицается, что из средств, полученных от фонда, обществом удержаны штрафы с медицинских организаций.
Вместе с тем часть таких средств (25 %, что составило 220 860,82 руб.) направлена на пополнение собственных средств страховой медицинской организации, то есть не на цели, соответствующие условиям их получения.
Согласно частям 11, 12 статьи 38 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Средства, использованные не по целевому назначению, страховая медицинская организация возмещает за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования территориальным фондом.
На основании указанной нормы фондом исчислен штраф в размере 88 334,32 руб.
В отношении штрафа суд первой инстанции применил положения статьи 333 ГК, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 24.06.2009 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, и признал незаконным пункт 1 требований составленного фондом акта проверки от 28.05.2018 в части предложения АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере, превышающем 5521 руб. 52 коп.
В отношении результатов рассмотрения данного требования апелляционная жалоба дополнительных возражений не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу N А13-13383/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13383/2018
Истец: АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" Вологодский филиал
Ответчик: ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Вологодской области
Третье лицо: БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 1", БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 3", БУЗ ВО "Вологодская детская городская поликлиника", БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер", БУЗ ВО "Сокольская центральная районная больница", БУЗ ВО "Тотемская центральная районная больница", ООО "Поликлиника "Бодрость"