г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А41-26599/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ГКУ МО "Мособллес" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ТО N 2 Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от филиала ППК "Роскадастр" по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 января 2024 года по делу N А41-26599/23
по заявлению государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьих лиц: территориального отдела N 2 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее -заявитель, учреждение, ГКУ Московской области "Мособллес") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо, управление), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение, оформленное уведомлением от 30.01.2023 N КУВД-001/2022-47638334/6 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:08:0000000:64380, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Истра, пос. Румянцево, улица Садовая, д. 35, помещение 1;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить регистрацию изменений указанного выше объекта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены территориальный отдел N 2 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года по делу N А41-26599/23 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 72-76).
Не согласившись с данным судебным актом, ГКУ Московской области "Мособллес" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГКУ "Мособллес" на праве оперативного управления владеет объектом недвижимости с кадастровым номером 50:08:0000000:64380, расположенным по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Истра, пос. Румянцево, улица Садовая, д. 35, помещение 1, площадью 153,2 кв.м.
18 июня 2021 года между ГКУ "Мособллес" (заказчик) и ООО "Межа" (подрядчик) был заключен государственный контракт N 14, по условиям которого подрядчик обязуется в обусловленные контрактом сроки оказать заказчику услуги, перечисленные в приложении N 1 к контракту "Сведения об объекте закупки", а заказчик обязуется принять и оплатить услуги, в порядке и в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом (т. 1 л. д. 8-14).
В связи с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером 50:08:0000000:64380 кадастровым инженером ООО "Межа" был подготовлен технический план указанного помещения от 07.03.2023(т. 1 л. д. 25-31).
25 октября 2022 года технический план представлен на регистрацию в Управление Росреестра по Московской области для оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Уведомлением от 29.10.2022 N КУВД-001/2022-47638334/2 регистрирующий орган известил ГКУ "Мособллес" о приостановлении государственного кадастрового учета, сославшись на то, что технический план не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 21 и 50 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", а также требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 71 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Уведомлением от 30.01.2023 N КУВД-001/2022-47638334/6 регистрирующий орган известил заявителя об отказе в государственном кадастровом учете, сославшись на истечение срока приостановления и непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:08:0000000:64380 (т. 1 л. д. 34).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ГКУ Московской области "Мособллес" в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона N 218-ФЗ.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально- определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, к заявлению был приложен технический план объекта (который сам по себе является документом - основанием для государственного учета), подготовленный кадастровым инженером Кожевниковым Александром Сергеевичем, на основании государственного контракта. Заключение кадастрового инженера содержит сведения о проведении фактических обмеров объекта.
Представленный технический план подготовлен 07.03.2023 в связи изменением сведений о местоположении границ и площади здания с кадастровым номером 50:08:0000000:64380.
Согласно пункта 9.1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в случае, если подготовка технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 года здания, сооружения, объекта незавершенного строительства осуществляется исключительно для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении таких объектов на земельном участке, для подготовки указанного технического плана не требуется использование проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешения на строительство и включение их копий, а также включение планов всех этажей здания, сооружения либо планов здания, сооружения в состав технического плана.
Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости является ранее учтенным, поскольку запись о постановке на кадастровый учет внесена 24.07.2012.
Таким образом, если кадастровые работы производились только с целью уточнения местоположения здания, то для подготовки указанного технического плана не требовалось использования проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешения на строительство.
Требованиями к подготовке технического плана, утвержденными Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования) предусмотрено, что в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости:
- вид объекта недвижимости, в отношении которого подготавливается технический план (здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс) (подпункт 1 пункта 51 Требований).
Согласно пункту 50 Требований, в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением подлежащих внесению в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки 1 и 2 раздела "Характеристики объекта недвижимости" и те строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", которые содержат новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН.
Из содержания технического плана следует, что кадастровым инженером заполнена строки 1 и 2 радела "Характеристики объекта недвижимости" (указаны вид объекта, кадастровый номер объекта), а также новые значения подлежащие внесению, в данном случае:
- строка N 18 графы "Площадь объекта недвижимости (р), м.2, и средняя квадратическая погрешность ее определения, м2, в котором указано значение 154,8 +-0,
- строка 22 графы "номер. Тип этажа, на котором (которых) расположено помещение" в котором указано - этаж 1.
Таким образом, нарушений пункта 50 Требованиями к подготовке технического плана, утвержденными Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" не выявлено.
Увеличении площади помещения (ранее составляла 153,2 кв.м.) до 154,8 кв.м. обусловлено вступлением в силу 01.01.2021 приказа Росреесра от 23.10.2020 N П/0393, которым утверждены требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места.
Указанным приказом уточнены элементы зданий и сооружений, включаемые и не включаемые в площадь.
Таким образом, действия учреждения в целях изменения, в том числе сведений о местоположении объекта недвижимости на земельном участке и площади здания, осуществлены в соответствии с законодательством и оснований для отказа в государственном кадастровом учете не имелось.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года по делу N А41-26599/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26599/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛЛЕС"
Ответчик: ТО N2 РОСРЕЕСТРА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: филиал ППК "Роскадастр" по МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ