г. Хабаровск |
|
01 марта 2022 г. |
А73-7957/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ГеолРесурс": представитель не явился;
от департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу: Сулаймонова Дилноза Рахматовна, представитель по доверенности от 28.09.2021 N ДВ/30-1 (к ходатайству об участии в веб-конференции приложены копии паспорта, диплома о высшем юридическом образовании);
от администрации Надеждинского муниципального района Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 06.12.2021
по делу N А73-7957/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГеолРесурс"
к департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу
третье лицо: администрация Надеждинского муниципального района Приморского края
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГеолРесурс" (ОГРН 1182536027563, ИНН 2537137412) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным решение комиссии департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент), выраженное в протоколе от 29.04.2021 N 1957-п об отказе обществу в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения рудного и рассыпного золота на участке недр "Тавричанский" в Надеждинском муниципальном районе Приморского края. В порядке восстановления нарушенных прав общество просило суд обязать департамент повторно рассмотреть заявку общества и предоставить право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения рудного и рассыпного золота на участке недр "Тавричанский" в Надеждинском муниципальном районе Приморского края.
Определением от 27.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена администрация Надеждинского муниципального района Приморского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2021 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 06.12.2021 по делу N А73-7957/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 18.02.2022 апелляционный суд удовлетворил ходатайство департамента об участии в судебном заседании 22.02.2022 по настоящему делу путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Общество, администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 16 Закона N 2395-1 организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
22.01.2021 общество обратилось в отдел геологии и лицензирования по Приморскому краю департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу с заявкой на представление права пользования недрами в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений рудного и россыпного золота на участке недр "Тавричанский" в Надеждинском муниципальном районе Приморского края.
По результатам рассмотрения заявки комиссия департамента отказала обществу в предоставлении права пользования недрами, приняв во внимание письмо министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края 16.04.2021 с отражением позиции администрации о нецелесообразности проведения работ по геологическому изучению участка недр "Тавричанский" и фактическими возражениями против предоставления участка недр "Тавричанский" в пользование. Указанное решение департамента выражено в протоколе заседания комиссии от 29.04.2021.
О незаконности решения департамента общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 утвержден порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) утвержден (далее - Порядок N 583).
На основании пункта 1.2 Порядка N 583, пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах право пользования участками недр для целей геологического изучения недр возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию с установлением ее состава и распределением полномочий.
Согласно абзацу 3 пункта 4.5 Порядка N 583 Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 -14 пункта 4.1 Порядка N 583.
Между тем, согласно пункту 4.5 Порядка N 583 для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы: а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование; б) в министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование; в) в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
Кроме того органами государственной власти, указанными в подпунктах "а", "б" абзаца пятого пункта 4.5 Порядка N 583 могут накладываться ограничения на право пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, которые подлежат обязательному внесению в условия лицензии на пользование недрами.
В целях исполнения требований пункта 4.5 Порядка N 583, департамент направил запрос в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - Минприроды Приморского края) от 26.01.2021 о предоставлении сведений о наличии или отсутствии особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в пределах указанного участка недр, а также наличии или отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
Как следует из поступивших ответов и отражено в протоколе от 29.04.2021, испрашиваемый участок недр находится вне границ особо охраняемых территорий федерального значения; на указанном участке отсутствуют особо охраняемые территории регионального значения, участки недр местного значения; отсутствуют особо охраняемые территории местного значения; проведения работ на испрашиваемом участке недр не создает угрозу безопасности страны; геологическое изучения не создает угрозу обороны; в границах испрашиваемого земельного участка недр отсутствуют участки недр, предоставленные в пользование.
Выводы комиссии об отсутствии в границах испрашиваемого участка недр особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, а также участков недр местного значения, предоставленных в пользование, были основаны на письме Минприроды Приморского края от 01.04.2021.
Но письмом от 16.04.2021 Минприроды Приморского края направило позицию администрации относительно предоставления права пользования недрами. Администрация сообщила, что согласно материалам генерального плана территории Тавричанского сельского поселения, испрашиваемый участок недр частично расположен на территории, подверженной опасным гидрологическим процессам (паводок), в водоохранной зоне, в прибрежной зоне, в прибрежной защитной полосе и в береговой полосе; частично расположен в трех территориальных зонах: СХ1 (зона, предназначенная для ведения садоводства), СХ2 (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения) и в зоне лесов, выполняющей функцию защиты природных и иных объектов. В границах испрашиваемого участка недр расположены планируемые к размещению две автомобильные дороги, охранная зона объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП-220 кВ). Испрашиваемый участок недр пересекает урочище "Верхние Дубки", урочище "Тавричанка", где расположены садовые товарищества СНТ "Таврия", с/о "Дубки-1".
Комиссия департамента согласно указанной информации, констатировала, что Минприроды Приморского края, направляя позицию администрации, фактически возражает против предоставления испрашиваемого участка недр, и пришла к выводу о том, что заявка общества не удовлетворяет установленным требованиям.
Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, как органа государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования закреплены в статье 4 Закона N 2395-1
Довод жалобы о том, что администрация, как орган местного самоуправления не накладывала ограничений в вопросах лицензирования, а лишь направила информативное письмо, содержание которого было предметом рассмотрения на заседании комиссии департамента, отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 2395-1 к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.
На основании положений пункта 4.5 Порядка N 583 органы, указанные в подпункте "в" абзаца пятого настоящего пункта не уполномочены накладывать ограничения на право пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, а лишь обязаны предоставить информацию о наличии или отсутствии особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.
Согласно статье 8 Закона N 2395-1 предусмотрен запрет пользования недрами в случае, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью, нанести ущерб хозяйственным объектам и окружающей среде.
Но департамент в протоколе заседания комиссии не указал, а также в ходе судебного разбирательства не представил доказательства каким образом особенности расположения испрашиваемого участка недр создают угрозу жизни и здоровью, ущерба хозяйственным объектам и окружающей среде в случае его предоставления в пользование.
Таким образом, расположения участка недр в зоне лесов не свидетельствует о невозможности предоставления этого участка в пользование, поскольку Лесным кодексом Российской Федерации такой запрет не установлен.
Отклоняется довод жалобы о частичном расположении участка на территории, подверженной опасным гидрологическим процессам (паводок), в водоохранной зоне, в прибрежной зоне, в прибрежной защитной полосе и в береговой полосе; частично расположен в трех территориальных зонах: СХ1 (зона, предназначенная для ведения садоводства), СХ2 (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения), поскольку возможные ограничения в связи с этим подлежат учету при разработке проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал решение департамента противоречащим требованиям законодательства о недрах и о нарушении этим решением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, связанной с пользованием недрами.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2021 по делу N А73-7957/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7957/2021
Истец: ООО "ГеолРесурс"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра)
Третье лицо: Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края