г. Саратов |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А12-32161/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградские межрайонные электрические сети" (400057, г. Волгоград, ул. им. Генерала Шумилова, д. 12, кв. 65, ОГРН 1062311053243, ИНН 2311094968)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-32161/2021
по заявлению акционерного общества "Волгоградские межрайонные электрические сети" (400057, г. Волгоград, ул. им. Генерала Шумилова, д. 12, кв. 65, ОГРН 1062311053243, ИНН 2311094968) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, заинтересованное лицо: Серповской Владислав Викторович,
при участии в судебном заседании:
- от акционерного общества "Волгоградские межрайонные электрические сети" - А.В. Турченков, по доверенности от 31.12.2021,
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Е.А. Карташов, по доверенности от 10.01.2022,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - АО "ВМЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, антимонопольный орган, административный орган) от 15.10.2021 N 034/04/9.21-1035/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ВМЭС", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель АО "ВМЭС" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС России по Волгоградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы Серповского В.В. (вх. N 10014 от 08.09.2021) УФАС России по Волгоградской области установлено нарушение АО "ВМЭС" требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По факту выявленных нарушений 21.09.2021 в отношении АО "ВМЭС" составлен протокол N 034/04/9.21-1035/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.10.2021 N 034/04/9.21-1035/2021 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В свою очередь, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в АО "ВМЭС" поступила заявка Серповского В.В. на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Березовая, д. 49, с максимальной мощностью 15 кВт и третьей категорией надежности электроснабжения.
06.03.2021 АО "ВМЭС" и Серповским В.В. заключен договор N 134-1-21-00562727 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, ул. Березовая, д. 49.
Согласно пункту 6 договора N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Вместе с тем, по состоянию на 06.09.2021 АО "ВМЭС" не выполнены обязательства по осуществлению технологического присоединению объектов заявителя.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Данным порядком регламентируется процедура такого присоединения, предусматриваются существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
По смыслу указанного нормативного положения - потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии.
Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой частью, организационно-технологической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организации услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с пунктом 16 Правил N 861.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил N 861 в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Договор о технологическом присоединении N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021 соответствует типовой форме договора о технологическом присоединении, установленной Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в котором предусмотрена обязанность заявителя после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Поскольку АО "ВМЭС" является сетевой организацией, то осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
По условиям договора N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021 и технических условий N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021 АО "ВМЭС" приняло на себя обязательства по: выполнению реконструкции ВЛ-0,4 кВ ТП 1818, выполнению учета электроэнергии в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", подготовке оборудования к технологическому присоединению электроустановки, обеспечению параметров электрической энергии в точке присоединения в соответствии с ГОСТ 32144-2013.
Таким образом, АО "ВМЭС" в установленный срок не выполнены мероприятия, предусмотренные пунктами 10.1 - 10.3 технических условий N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021, являющихся неотъемлемой частью договора N 134-1-21-00562727 от 06.03.2021.
Установленные Правилами N 861 сроки рассмотрения заявок на технологическое присоединение являются пресекательными, у сетевой организации нет возможности продлевать сроки рассмотрения заявок в одностороннем порядке по своему усмотрению.
Необоснованное увеличение сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение влечет увеличение сроков осуществления всей процедуры технологического присоединения, что, в свою очередь, затягивает заключение договоров энергоснабжения в целях получения электрической энергии потребителями, а равно ущемление интересов конечных потребителей, которые попадают в зависимость от сетевой организации и, в частности, действий (бездействия) должностного лица сетевой компании, и не могут надлежащим образом использовать находящиеся на праве законного владения земельные участки (объекты капитального строительства) по их назначению.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В данном случае доказательств принятия обществом всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение Правил N 861, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Квалификация УФАС России по Волгоградской области административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ обусловлена привлечением общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, судом установлен факт совершения АО "ВМЭС" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО "ВМЭС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости признания совершенного правонарушения малозначительным, учитывая незначительный пропуск установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (3 календарных дня), а также поступившее в антимонопольный орган письмо Серповского В.В. с просьбой не привлекать общество к административной ответственности.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Состав административного правонарушения, указанный в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
В данном случае совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении АО "ВМЭС" к исполнению своей обязанности по соблюдению установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, непроявлении должной степени осмотрительности со стороны АО "ВМЭС", нарушению законных интересов Серповского В.В.
Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства не являются основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Более того, заявляя о малозначительности нарушения, общество не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Размер определенного административного наказания установлен обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
При этом, административный орган, посчитав, что назначенное заявителю наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе обстоятельство, смягчающее административную ответственность - добровольное устранение правонарушения со стороны правонарушителя, на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Снижение административным органом размера санкции соответствует характеру допущенного заявителем правонарушения, степени его вины и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Размер определенного административного наказания отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения АО "ВМЭС" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-32161/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32161/2021
Истец: АО "ВОЛГОГРАДСКИЕ МЕЖРАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, Серповский В. В.