город Воронеж |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А14-13613/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Котельникова Николая Стефановича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2021 по делу N А14-13613/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению субъекта Российской Федерации Воронежская область в лице Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368, ИНН 3666092419), г. Воронеж, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Котельникову Николаю Стефановичу (ОГРНИП 310362907600028, ИНН 360500288129), Воронежская обл., Бутурлиновский р-н., г.Бутурлиновка, о взыскании 48 115 руб. 82 коп. задолженности,
третье лицо: Управление федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922, ИНН 3666033639), г. Воронеж,
УСТАНОВИЛ:
Субъект Российской Федерации Воронежская область в лице Департамента аграрной политики Воронежской области (далее - Истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Котельникову Николаю Стефановичу (далее - Ответчик, ИП глава КФХ Котельников Н.С.) о взыскании 48 115 руб. 82 коп. задолженности по возмещению части субсидии на проведение агротехнологических работ в связи с недостижением показателей результативности.
Исковое заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 22.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что предъявленные к Ответчику требования Истца о возврате части субсидии в размере 48 115 руб. 82 коп. незаконны и необоснованны, как и выводы о том, что Ответчиком не были достигнуты показатели результативности. Полагает, что Истец подменяет понятия о предмете Соглашения с Ответчиком, ошибочно связывая восход урожая с показателями результативности по засеву земли. Однако, предметом Соглашения являлось именно выполнение Ответчиком показателя результативности по засеву площади земли, установленной Приложением N 1. Выполнение данного обязательства, при этом, не ставится в зависимость с успешностью восхода урожая от осуществленного засева территории земли.
Истец возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к апелляционной жалобе заявитель приложил копии: УПД N 177 от 28.04.2020, УПД N 29, N346 от 02.04.2020, УПД N298 от 24.03.2020, УПД NЦБ-1209 от 02.04.2020, УПД N 215 от 14.05.2020, счета-фактуры N 00000274 от 03.06.2020, счета-фактуры N00000269 от 28.05.2020, товарной накладной N 211 от 03.06.2020
Суд расценил данное приложение к апелляционной жалобе как ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных документов, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указанные документы не приобщались к материалам дела, согласно внутренней описи документом дела N А14-13613/2021 заявлений об их приобщении от ответчика не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2019 N 1332 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта" (далее - Порядок) Департаментом аграрной политики Воронежской области ИП главе КФХ Котельникову Н.С. была предоставлена субсидия на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта в размере 81 960 рублей (за счет средств бюджета Воронежской области).
Средства были перечислены ИП главе КФХ Котельникову Н.С. в соответствии с соглашением между главным распорядителем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов и (или) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 06.07.2020 N 57/281 (далее - Соглашение от 06.07.2020 N 57/281) платежным поручением от 17.07.2020 N 541377.
Подпунктом 5.3.3. пункта 5.3. и Приложением N 1 Соглашения от 06.07.2020 N 57/281 ИП глава КФХ Котельников Н.С. принял на себя обязательство по достижению показателя результативности предоставления субсидии "Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами, га" по состоянию на 31.12.2020 в количестве 603 га.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 5.3.4. пункта 5.3. Соглашения от 06.07.2020 N 57/281 ИП главой КФХ Котельниковым Н.С. был предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по форме согласно Приложению N 7 к Порядку предоставления субсидий, в соответствии с которым по состоянию на 31.12.2020 вышеуказанный показатель не был достигнут и составил 249 га.
Таким образом, Департаментом было установлено, что ИП глава КФХ Котельников Н.С. не выполнил условия предоставления субсидий, а именно, не достиг установленного показателя результативности.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV Порядка, в случае если получателем субсидий не достигнуты результаты предоставления субсидий, установленные в Соглашении, субсидия подлежит возврату в бюджет в срок до 1 мая года, следующего за отчетным.
Показатель результативности, установленный в Соглашении при предоставлении субсидий, пропорционален в процентном соотношении объему предоставляемых средств. Размер денежных средств, подлежащих возврату, равен проценту невыполнения показателя результативности.
В соответствии с данными положениями и с учетом того, что показатель результативности составлял 249 га и не был достигнут, ИП глава КФХ Котельников Н.С. должен был вернуть в срок до 1 мая 2021 года полученную субсидию в размере 48 115 руб. 82 коп.
Вместе с тем, возврат указанных средств осуществлен не был.
ИП главе КФХ Котельникову Н.С. были направлены требования о возврате субсидии в добровольном порядке (от 12.05.2021 исх. N 60-01-23/1565 и от 03.06.2021 исх. N 60-01-23/1891), которые были им получены. Субсидия ИП главой КФХ Котельниковым Н.С. в добровольном порядке не возвращена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области по следующим основаниям.
В силу положений статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В статьях 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования, в связи с чем принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств имеет приоритетный характер.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 БК РФ).
Таким образом, указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления в 2020 году субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта, утвержден постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2019 N 1332.
Пунктом 9 раздела II Порядка установлено, что в случае принятия Департаментом положительного решения о предоставлении субсидий в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления заключается соглашение между Департаментом и получателем субсидий о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, установленной департаментом финансов Воронежской области.
Пунктом 11 раздела II Порядка установлено, что результатом предоставления субсидий является достижение следующих показателей:
- размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами (гектаров). Оценка достижения данного показателя Департаментом осуществляется исходя из отчета о достижении значений показателей;
* валовой сбор овощных культур открытого грунта (тонн). Оценка достижения данного показателя Департаментом осуществляется исходя из отчета о достижении значений показателей;
* валовой сбор картофеля (тонн). Оценка достижения данного показателя Департаментом осуществляется исходя из отчета о достижении значений показателей.
Конкретные показатели результативности установлены Департаментом в Соглашении от 06.07.2020 N 57/281.
Обязанность по установлению показателей результативности в соглашении о предоставлении субсидии установлена также подпунктом "з" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (далее - Общие требования).
В соответствии с данной нормой в Соглашении от 06.07.2020 N 57/281 был установлен в том числе, показатель результативности предоставления субсидии "Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами, га" по состоянию на 31.12.2020 в количестве 603 га. (Приложение N 1 к Соглашению от 06.07.2020 N 57/281).
Указанный показатель был установлен Департаментом в соответствии с показателями, установленными государственной программой Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088.
С условиями по достижению показателя результативности предоставления субсидии ИП глава КФХ Котельников Н.С. был ознакомлен и согласен, что подтверждается заявлением на предоставление субсидии от 19.06.2020 и Соглашением от 06.07.2020 N 57/281.
Согласно пункту 6 раздела IV Порядка в случае нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий Департамент направляет получателям субсидий требования о возврате субсидий. Субсидия подлежит возврату получателями субсидий в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения требования
Соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий и применение ответственности за их нарушение распространяется, в том числе на соблюдение порядка и сроков возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правилами предоставления субсидий, в том числе в случае недостижения показателей, указанных в подпункте "з" пункта 4 Общих требований (Письмо Минфина России от 06.04.2018 N 09-10-07/22940).
В соответствии с абзацем вторым подпункта 5.3.4. пункта 5.3. Соглашения от 06.07.2020 N 57/281 ИП главой КФХ Котельниковым Н.С. был предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности по форме согласно Приложению N 7 к Порядку предоставления субсидий (л.д.32-33), в соответствии с которым по состоянию на 31.12.2020 показатель, установленный в Соглашении от 06.07.2020 N 57/281, не был достигнут, и составил 249 га., вместо планового значения показателя результативности 603 га.
В ответ на требование Департамента о возврате субсидии от ИП главы КФХ Котельникова Н.С. поступило письмо от 25.05.2021 исх. N 8, в котором ответчиком на основании ничтожного урожая было принято решение о запашке части высаженных культур под посев озимых.
Таким образом, исходя из представленного самим же ответчиком отчета о достижении результатов предоставления субсидий, показатель результативности предоставления субсидии ИП главой КФХ Котельников Н.С. не достигнут.
Представленный отчет со значением достигнутого показателя в 249 га подготовлен и подписан ответчиком самостоятельно.
Согласно пункту 4 раздела IV Порядка, в случае если получателем субсидий не достигнуты результаты предоставления субсидий, установленные в Соглашении (Соглашение от 06.07.2020 N 57/281), субсидия подлежит возврату в областной бюджет.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований бюджетного законодательства, а также предусмотренных соглашением условий предоставления субсидии, обязательства по обеспечению целевых показателей результативности и эффективности использования предоставленных из областного бюджета денежных средств, ответчиком не исполнены.
С учетом изложенного, вывод суда области об отсутствии оснований для освобождения ИП главы КФХ Котельникова Н.С. от принятых на себя обязательств и невозврата денежных средств является правомерным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что принятые на себя обязательства ИП главой КФХ Котельниковым Н.С., согласно его отчету, не исполнены, им допущены нарушения условий Соглашения от 06.07.2020 N 57/281, что является основанием для возврата субсидии, предусмотренной пунктом 5.3.2. соглашения.
Ответчик данный факт надлежащим образом не оспорил, доказательств в его опровержение не представил.
Показатель результативности предоставления субсидии, установленный в Соглашении от 06.07.2020 N 57/281, при предоставлении субсидий пропорционален в процентном соотношении объему предоставленных средств. Размер денежных средств, подлежащих возврату, равен проценту невыполнения показателя результативности.
Расчет задолженности истцом произведен верно (81 960 руб. * 249 га/603 га = 33 844 руб. 18 коп., 81 960 руб. - 33 844 руб. 18 коп. = 48 115 руб. 82 коп.), ответчиком документально не опровергнут.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании невозвращенной суммы субсидии в размере 48 115 руб. 82 коп. правомерно удовлетворено судом.
С учетом результата рассмотрения иска, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, статьи 333.17 НК РФ, с ответчика правомерно взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета за рассмотрение настоящего дела в размере 2 000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2021 по делу N А14-13613/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13613/2021
Истец: Департамент аграрной политики Воронежской области
Ответчик: Глава Кфх Ип Котельников Н. С.
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Воронежской области