г.Москва |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А40-154834/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова,
судей: |
В.И. Попова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола: |
секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Фурманово"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2021
по делу N А40-154834/21 (147-1134)
по заявлению ООО "Фурманово"
к Федеральному агентству по рыболовству
третье лицо: ФГБНУ "ВНИРО"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Науменко Р.В. по дов. от 02.12.2021; |
от ответчика: |
Григорян А.К. по дов. от 07.12.2020.; |
от третьего лица: |
Афанасьев П.А. по дов. от 13.11.2020 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фурманово" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федерального агентства по рыболовству (далее также - ответчик, Росрыболовство) от 27.04.2021 N 3866-ВС/У04.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии".
Решением суда от 13.12.2021, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие предусмотренных ст.13 ГК РФ и ст.198 АПК РФ условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой в судебном заседании представитель Общества поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что заявленное Обществом в программе выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыболовства) на 2022-2023 годы орудие улова - установление 13 рыбоучетных заграждений на реках Молоградовка и Вербная Приморского края является научно обоснованным и соответствует действующему законодательству. Кроме того, заявитель указывает на принятие ответчиком решения об отказе в утверждении программы выполнения работ с нарушением установленных законодательством сроков, в связи с чем у последнего отсутствовала возможность внести исправления в программу.
Представители ответчика и третьего лица, в судебном заседании, а также в отзывах на апелляционную жалобу, представленных в порядке ст.262 АПК РФ, возражали относительно доводов жалобы, просили оставить решение суда без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.03.2021 в Росрыболовство из Приморского территориального управления поступили согласованные программы выполнения работы в области аквакультуры (рыболовства) ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ" на 2022-2023 годы (далее также - программы), из содержания которых следует, что программы предусматривают работу на одних и тех же водоемах (река Милоградовка и ее приток р.Вербная). При этом программой ООО "Фурманово" предусмотрена установка 13 рыбоводных заграждений, программой ООО "Маргаритовский ЛРЗ" - 6 рыбоводных заграждений.
Таким образов в водоеме планируется к установке 19 рыбоводных заграждений, пропускные периоды по 12 часов в неделю.
При этом в соответствии с Методической инструкцией по учету излишних производителей тихоокеанских лососей в местах их воспроизводства и на подходах к ним с использованием рыбоучетных заграждений, утвержденной приказом Росрыболовства от 26.03.2010 N 249, предусмотрена возможность установки лишь одного рыбоучетного заграждения для учета численности мигрирующих производителей тихоокеанских лососей на нерестовой реке.
14.04.2021 Росрыболовство обратилось в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее также - ФГБНУ "ВНИРО" с запросом N У04-862 о предоставлении научной позиции по представленной программе.
Из ответа ФГБНУ "ВНИРО" от 21.04.2021 N 35-04/1013 следует, что юридические лица - ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ" подготовили две программы выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства) на 2022-2023 годы с базированием на одном лососевом рыбоводном заводе (далее также - ЛРЗ). Программы включают работу по искусственному воспроизводству и товарному рыбоводству кеты. Отлов кеты планируется в базовых реках ЛРЗ - Вербная и Милоградовка, туда же планируется выпуск молоди кеты. Из содержания программ следует, что ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ" планируют использовать избыточное количество рыбоучетных заграждений в качестве орудий лова. На основании указанного ФГБНУ "ВНИРО" указало, что согласовать программы не представляется возможным.
27.04.2021 Росрыболовство, рассмотрев программу Общества, приняло решение N 3866-ВС/У04 об отказе в утверждении программы.
Не согласившись с указанным решением ответчика, ООО "Фурманово" обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая Порядок согласования и утверждения программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), утвержденный приказом Минсельхоза России от 14.09.2020N 542, установив, что ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ" подготовили две программы выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства) на 2022-2023 годы с базированием на одном лососевом заводе и предусматривают работу на одних и тех же водоемах (река Милоградовка и ее приток р.Вербная), учитывая, что программами ООО "Маргаритовский ЛРЗ" и ООО "Фурманово" в водоеме планируется к установке в общем количестве 19 рыбоводных заграждений, принимая во внимание, что избыточное количество рыбоводных заграждений приведет к масштабному перекрытию нерестовых водотоков и как следствие будет иметь негативные последствия для водных биологических ресурсов и среды их обитания, пришел к правомерному выводу о том, что программа Общества не соответствует законодательно установленным принципам сохранения и производителей кеты на водоеме, в котором проходит ее естественный нерест, а также не соответствует законодательно установленным принципам сохранения водных биологических ресурсов.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, так как все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Отклоняя доводы Общества об обратном, апелляционным судом исходит из следующего.
Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству".
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее также - Закон о рыболовстве) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст.33.2 Закона о рыболовстве решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование принимается для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства).
Предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) производится на основании решения, принимаемого Федеральным агентством по рыболовству в установленном порядке.
Порядок согласования и утверждения программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), утвержден приказом Минсельхоза России от 14.09.2020N 542 (далее также - Порядок N 542).
В соответствии с п.п.2, 4 Порядка юридические лица для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) подают заявки в Федеральное агентство по рыболовству в форме и порядке, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
К заявке должна быть приложена в том числе программа выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства), разработанная заявителем, согласованная и утвержденная в порядке, установленном приказом Минсельхоза России от 14.09.2020 N 542 (пп."в" п.5 Правил).
Деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры называется Аквакультурой (рыбоводством) и регулируется в том числе Федеральным законом "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.07.2013 N 148-ФЗ (далее также - Закон об аквакультуре (рыбоводстве)).
В соответствии с ч.3 ст.3 Закона об аквакультуре правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на соответствующих принципах, в том числе: значение аквакультуры (рыбоводства) как важной составляющей деятельности человека; осуществление аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам.
В силу ст.2 Закона об аквакультуре (рыбоводстве) основным принципом законодательства о рыболовстве и сохранение водных биологических ресурсов является сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов.
В соответствии с п.10 Порядка рыбоводные хозяйства, заинтересованные в предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), разрабатывают программы выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства) (далее - программы по рыбоводству) в целях добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов (на основании государственного задания, государственного контракта, в счет компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания, за счет собственных средств), товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), акклиматизации водных биоресурсов и направляют их на согласование и утверждение в соответствующие органы и организации, указанные в пунктах 17 и 24 Порядка.
В силу положений п.25 Порядка основаниями для отказа в согласовании Росрыболовством представленных программ по рыбоводству являются:
несоответствие представленной программы по рыбоводству требованиям, указанным в пунктах 13 и 14 Порядка;
представление программ по рыбоводству с нарушением сроков, указанных в пункте 16 Порядка;
научно обоснованное заключение об отсутствии возможности (необходимости) осуществления запланированных программой по рыбоводству мероприятий, предусмотренное пунктом 20 Порядка, поступившее от ФГБНУ "ВНИРО".
Согласно пункту 26 раздела II Порядка, основанием для отказа в утверждении представленных программ по рыбоводству являются:
представление программ по рыбоводству с нарушением сроков, указанных в пункте 24 Порядка;
наличие в программе по рыбоводству недостоверной или искаженной информации;
несоответствие представленной программы по рыбоводству международным договорам Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
осуществление добычи (вылова) водных биоресурсов в целях аквакультуры (рыбоводства) на рыболовных участках.
Доводы заявителя о том, что программа заявителя была согласована филиалом ФГБНУ "ВНИРО", а также о том, что применение 13 рыбоучетных заграждений на реках Молоградовка и Вербная Приморского края является научно обоснованным и соответствует действующему законодательству, апелляционным судом отклоняются.
Итогом рассмотрения Тихоокеанским филиалом ФГБНУ "ВНИРО" ("ТИНРО") программы по рыбоводству Общества явилось научно обоснованное заключение от 15.03.2021 N 01-28/848 о возможности осуществления запланированных Программой по рыбоводству мероприятий.
Между тем в рамках Порядка согласования и утверждения программ вид и количество орудий лова, указанных в программе по рыбоводству ООО "Фурманово", не являлись предметом рассмотрения работниками Тихоокеанского филиала ФГБНУ "ВНИРО" ("ТИНРО").
Пунктом 18 Порядка согласования и утверждения программ установлено, что ФГБНУ "ВНИРО" (его филиал, в зоне ответственности которого планируется проведение работ по рыбоводству) в течение 5 рабочих дней со дня поступления от территориального управления Росрыболовства программы по рыбоводству рассматривает ее на предмет:
наличия сведений, предусмотренных в форме заявки на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), утверждаемой в соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологический ресурсов в пользование, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 N 765;
соответствия представленной программы по рыбоводству международным договорам Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
возможности осуществления добычи (вылова) объема водных биоресурсов, заявленного в программе по рыбоводству, в указанном в программе по рыбоводству районе проведения работ;
наличия производственных мощностей рыбоводных заводов для размещения заявленного на вылов объема водных биоресурсов, указанного заявителем в представленной на согласование программе по рыбоводству, и проведения запланированных программой по рыбоводству мероприятий.
В соответствии с пунктом 20 Порядка согласования и утверждения программ критериями подготовки заключения об отсутствии возможности осуществления работ, запланированных программой по рыбоводству, являются:
отсутствие сведений, предусмотренных в форме заявки на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), утверждаемой в соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологический ресурсов в пользование, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 N 765;
превышение объема добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в районе добычи (вылова), указанного в программе по рыбоводству, над объемом, рекомендованным к добыче (вылову) на основании данных научных исследований ФГБНУ "ВНИРО";
отсутствие производственных мощностей рыбоводных заводов для размещения заявленного на вылов объема водных биоресурсов, указанного заявителем в представленной на согласование программе по рыбоводству, и проведения запланированных программой по рыбоводству мероприятий.
Таким образом, исходя из требований п.18 Порядка согласования и утверждения программ, вид и количество орудий лова, указанных в программе выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства) ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ", не являлись предметом рассмотрения специалистами Тихоокеанского филиала ФГБНУ "ВНИРО" ("ТИНРО").
17.03.2021 программа по рыбоводству согласована Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и направлена на утверждение ответчику.
Ответчик в рамках взаимодействия с подведомственными организациями обратился к центральному аппарату ФГБНУ "ВНИРО" с просьбой рассмотреть и направить позицию по программам выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) ООО "Фурманово" и ООО "Маргаритовский ЛРЗ" на 2022-2023 годы.
При этом причиной обращения послужило то, что представленные на утверждение программы по рыбоводству указанных юридических лиц предусматривали работу на одних и тех же водоемах (реках Милоградовка и Вербная) с установкой 19 рыбоучетных заграждений.
Проведенный центральным аппаратом ФГБНУ "ВНИРО" анализ представленных программ по рыбоводству на 2022-2023 годы показал, что планируется к использованию (раздел "Информация об орудиях лова" указанных программ по рыбоводству) избыточное количество рыбоучетных заграждений (19) в качестве орудия лова.
Использование указанного количества рыбоучетных заграждений при планируемом пропускным периоде 12 часов в неделю (раздел "Работы по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей (кеты)"), по мнению ФГБНУ "ВНИРО", может привести к масштабному перекрытию нерестовых водотоков и, как следствие, повлечет негативные последствия для водных биологических ресурсов и среды их обитания (массовая гибель не только производителей, но и иных водных биологических ресурсов).
Учитывая изложенное, ответчик сделал вывод о том, что согласовать представленные программы по рыбоводству не представляется возможным.
Отклоняя ссылку Общества, что программы по рыбоводству ООО "Фурманово" на тех же водоемах на 2017-2018 годы, 2018-2019 годы, 2020-2021 были согласованны и утверждены ответчиком, апелляционный суд указывает, что данные программы к рассматриваемому делу не имеют отношения, поскольку были рассмотрены в соответствии со старым порядком согласования и утверждения программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Росрыболовства от 30.01.2009N 61.
Довод заявителя о том, что ответчиком принято решение об отказе в утверждении программы с нарушением установленного срока, что лишило возможности заявителя внести изменений в программу, отклоняется апелляционным судом, исходя из следующего.
Пунктом 27 Порядка согласования и утверждения программ установлено, что в случае отказа в согласовании и (или) утверждении программ по рыбоводству рыбоводное хозяйство вправе представить программы по рыбоводству на повторное рассмотрение при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в таком отказе. Повторное рассмотрение доработанных программ по рыбоводству осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные для согласования и утверждения таких программ по рыбоводству.
Абзацем 2 пункта 22 Порядка согласования и утверждения программ установлено, что представление программ по рыбоводству для утверждения осуществляется территориальным управлением Росрыболовства не позднее 1 апреля года, предшествующего году выполнения работ, предусмотренных программой по рыбоводству.
Между тем Общество направило ответчику согласованную территориальным управлением Программу только 30.03.2021.
Таким образом, заявитель, представив программу на согласование и последующее утверждение в последние дни срока, установленного Порядком согласования и утверждения программ, создал условия, при которых отсутствует возможность представить доработанную программу по рыбоводству на повторное рассмотрение и утверждение.
Само по себе нарушение ответчиком сроков рассмотрения Программы по рыбоводству в данном случае не влечет незаконность принятого 27.04.2021 решения об отказе в ее утверждении.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на соответствующих принципах, в том числе: приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, принимая во внимание законодательно установленные принципы сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов, а также осуществления аквакультуры (рыбоводства) способами, не допускающими нанесения ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам, правомерно счел, что Программа по рыбоводству заявителя не соответствует законодательно установленным целям и принципам сохранения водных биологических ресурсов.
Таким образом, Росрыбаловством принято оспариваемое решение в пределах предоставленной ему компетенции и в интересах сохранения окружающей среды.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-154834/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
В.И.Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154834/2021
Истец: ООО "ФУРМАНОВО"
Ответчик: Федеральное агенство по рыболовству РФ (Росрыболовство)
Третье лицо: ФГБНУ "ВНИРО"