город Омск |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А70-14872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15835/2021) общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2021 по делу N А70-14872/2021, принятое по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" (ОГРН 1057200561637, ИНН 7202132429) к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (ОГРН 1047796590159, ИНН 7714564333), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального бюджетного учреждения "Тюменьгормост", публичного акционерного общества "СУЭНКО", акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток", Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" - Фесянова А.П. по доверенности от 29.09.2021 N 141;
от Муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" - Юркина Т.Н. по доверенности от 10.01.2022 N 2;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение Тюменской области "Комитет по рекламе" (далее - истец, МКУ "Комитет по рекламе") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" (далее - ответчик, ООО "Гэллэри Сервис") о взыскании штрафа в размере 227 230 руб. 47 коп.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Тюменьгормост" (далее - МБУ "Тюменьгормост"), публичное акционерное общество "СУЭНКО" (далее - ПАО "СУЭНКО"), акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - АО "ЭК "Восток"), Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2021 по делу N А70-14872/2021 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Гэллэри Сервис" в пользу МКУ "Комитет по рекламе" взыскан штраф в размере 113 615 руб. 24 коп., а также 4 408 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Гэллэри Сервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: энергоснабжение рекламной конструкции, установленной по договору от 11.01.2019 N 17А/19 производится собственными силами с использование аккумуляторной батареи, смонтированной внутри рекламного поля конструкции, какие-либо кабельные линии к опорам освещения не проводились; истец настаивает на исковых требованиях по взысканию штрафа за нарушение условий договора, которые основывались на воздушном способе прокладки кабеля, в то время как из исправленного акта от 19.02.2021 N 42 следует, что фактически питающая линия размещена в земле; истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; платежи за получаемую электроэнергию производились на счет энергоснабжающей организации по заключенному договору, неоплата ответчиком электрической энергии, как и какие-либо вопросы по подключению, в течение длительного времени отсутствовали.
В письменных отзывах ПАО "СУЭНКО" и МКУ "Комитет по рекламе" возразили на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в своем отзыве оставил вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Департамент до начала судебного заседания заявил ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель ООО "Гэллэри Сервис" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель МКУ "Комитет по рекламе" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между МКУ "Комитет по рекламе" (учреждение) и ООО "Гэллэри Сервис" (рекламораспространитель) по результатам проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключены следующие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 11.01.2019 N 17А/19, от 19.11.2018 N 94А/18, от 19.11.2018 N 93А/18, от 14.12.2018 N 132А/18.
По условиям указанных договоров рекламораспространитель вправе установить рекламную конструкцию (далее - РК), осуществлять ее эксплуатацию, техническое обслуживание, а учреждение обязуется в соответствии с условиями договора совершить необходимые действия по предоставлению ему такой возможности.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора при установке рекламной конструкции рекламораспространитель обязан обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", других федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и нормативных правовых актов Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени, а также требований Государственного стандарта Российской Федерации Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, условий договора.
Согласно пункту 2.2.4 договора рекламораспространитель обязан самостоятельно и за свой счет получить и выполнить технические условия, при необходимости осуществить подключение рекламной конструкции к электросетям для организации энергоснабжения и освещения рекламной конструкции в вечернее и ночное время. При этом прокладка проводящего кабеля должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Выполнение работ по обследованию сетей наружного освещения улиц города Тюмени относится к основным видам деятельности МБУ "Тюменьгормост" в соответствии с пунктом 2.3 Устава МБУ "Тюменьгормост".
Согласно актам осмотра сетей наружного освещения от 19.02.2021 N N 42, 48, 51 и от 16.02.2021 N 14, направленным в МКУ "Комитет по рекламе", Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, сотрудниками МБУ "Тюменьгормост" выявлено нарушение требований Постановления N 82-п, а именно ООО "Гэллери Сервис" допущено нарушение пунктов 2.2.1, 2.2.4 договора при подключении рекламной конструкции к электросетям прокладка проводящего кабеля осуществлена не в соответствии с требованиями Постановления N 82-п, фактически питающая линия рекламной конструкции размещена воздушным способом на опоре наружного освещения.
Согласно письму директора Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени от 24.05.2021 N 45-54-Исх-001969/21 ООО "Гэллери Сервис" не были получены и выполнены технические условия подключения рекламной конструкции к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим МБУ "Тюменьгормост".
Сооружение электроэнергетики - наружное освещение по ул. 2-я Луговая (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая);
по ул. Щербакова вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанский тракт - ул. Щербакова, 168, ст.2); по ул. Щербакова (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, ул. Щербакова - ул. Чайковского);
по ул. 50 лет ВЛКСМ (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, 50 лет ВЛКСМ, 93А напротив) находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень, передано в оперативное управление МБУ "Тюменьгормост", что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Пользование ООО "Гэллери Сервис" чужим имуществом - опорой наружного освещения в отсутствие какого-либо правового основания и без согласия собственника этого имущества носит неправомерный характер.
Как указывает истец, выбранный ответчиком ненадлежащий способ подключения рекламной конструкции к объектам электросетевого хозяйства влечет нарушение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 в части порядка опосредованного присоединения энергопринимающих устройств через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие МБУ "Тюменьгормост".
Таким образом, ООО "Гэллери Сервис" нарушены требования, установленные пунктами 2.2.1, 2.2.4 договоров, постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, постановления Правительства Тюменской области от 19.03.2008 N 82-п.
Пунктом 5.3 договоров предусмотрено, что при нарушении пункта 2.2.1 договора ООО "Гэллери Сервис" обязано уплатить МКУ "Комитет по рекламе" штраф в размере трех месячных платежей по договору.
Пунктом 3.1 договора N 17А/19 установлен размер платы в сумме 8 332 руб. в месяц.
Размер платы был пересчитан в соответствии с Решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 789 "Об утверждении Методики расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени" (в редакции от 27.10.2016) и составил 8 661 руб. 60 коп. Итого сумма штрафа по договору N 17А/19 составила 25 984 руб. 80 коп.
Пунктом 3.1 договора N 94А/18 установлен размер платы в сумме 14 684 руб. в месяц.
Размер платы пересчитан в соответствии с Решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 789 "Об утверждении Методики расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени" (в редакции от 27.10.2016) и составил 14 932 руб. 88 коп. Итого сумма штрафа по договору N 94А/18 составила 44798 руб. 64 коп.
Пунктом 3.1 договора N 93А/18 установлен размер платы в сумме 38 504 руб. в месяц.
Размер платы пересчитан в соответствии с Решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 789 "Об утверждении Методики расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени" (в редакции от 27.10.2016) и составил 39 156 руб. 61 коп. Итого сумма штрафа по договору N 93А/18 составила 117 469 руб. 83 коп.
Пунктом 3.1 договора N 132А/18 установлен размер платы в сумме 12 498 руб. в месяц.
Размер платы пересчитан в соответствии с Решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 789 "Об утверждении Методики расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени" (в редакции от 27.10.2016) и составил 12 992 руб. 40 коп. Итого сумма штрафа по договору N 94А/18 составила 38 977 руб. 20 коп.
Общая сумма штрафов ООО "Гэллери Сервис" по договорам составила 227 230 руб. 47 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, МКУ "Комитет по рекламе" в адрес ООО "Гэллери Сервис" направлены претензии об уплате штрафных санкций, неудовлетворение которых, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328 ГК РФ) и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией.
В соответствии с пунктам 6.3 и 6.4 Положения N 36-пк контроль за надлежащим исполнением владельцами рекламных конструкций условий заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципального имущества, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области, при условии наделения органов местного самоуправления города Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями или при перераспределении указанных государственных полномочий осуществляет Комитет по рекламе в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и заключенными договорами.
При выявлении нарушений условий заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Комитет по рекламе обязан обеспечить своевременное привлечение соответствующего владельца рекламной конструкции к гражданско-правовой ответственности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и заключенным договором.
Истец обратился в суд исковым заявлением о взыскании штрафа в размере 227 230 руб. 47 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Частями 6, 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ закреплено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Данные законоположения корреспондируют статье 401 ГК РФ, в которой сформулированы общие основания для ответственности за нарушение обязательств, к каковым отнесены неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а также наличие вины у лица, его не исполнившего.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что энергоснабжение рекламных конструкций производилось собственными силами с использованием аккумуляторной батареи, смонтированной внутри рекламного поля конструкции, подзарядка батареи производится путем вывоза и подключения к электропитанию на складе компании.
Аналогичный довод заявлялся ООО "Гэллэри Сервис" и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и был правомерно отклонен арбитражным судом по нижеизложенным основаниям.
В силу статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 03.06.2005 N 385 (ред. от 17.02.2021) "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области" к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере градостроительной деятельности относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.
Указанные нормативы установлены Постановлением Правительства Тюменской области от 19.03.2008 N 82-п (ред. от 19.02.2021) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования" (далее - Постановление N 82-п).
В соответствии с требованиями Постановления N 82-п инженерные сети размещаются на территориях городских округов в подземном исполнении в соответствии с требованиями норм и правил проектирования инженерных сетей, требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 3.7 "СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 282) инженерные сети (коммуникации) представляют собой комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях электростанции, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта.
Таким образом, прокладка проводящего кабеля к рекламной конструкции должна осуществляться в подземном исполнении.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (статья 9.2).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава учреждения предметом его деятельности является: - организация и выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных дорожных сооружений; - выполнение работ по эксплуатации гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем; - организация освещения улиц города.
Как следует из материалов дела, наружное освещение по адресу: г. Тюмень, по ул. 2-я Луговая (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая); по ул. Щербакова вместе с опорами наружного освещения по адресу:
г. Тюмень, ул. Велижанский тракт - ул. Щербакова, 168, ст.2); по ул. Щербакова (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, ул. Щербакова - ул. Чайковского); по ул. 50 лет ВЛКСМ (вместе с опорами наружного освещения по адресу: г. Тюмень, 50 лет ВЛКСМ, 93А напротив) находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень, передано в оперативное управление МБУ "Тюменьгормост", что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Администрацией города Тюмени утверждено Постановление от 28.12.2015 N 323-пк "Об утверждении Регламента работы по согласованию предоставления в возмездное пользование опор наружного освещения для размещения оптических кабелей, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и внесении изменения в постановление Администрации города Тюмени от 27.11.2007 N 38-пк".
Регламент определяет порядок согласования от имени собственника предоставления в возмездное пользование опор наружного освещения, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями города Тюмени, которыми они могут распоряжаться только с согласия собственника, для размещения оптических кабелей. Размещать иные провода на опорах наружного освещения не допускается.
Пунктом 2.2.4 договоров предусмотрено, что рекламораспространитель обязан самостоятельно и за свой счет получить и выполнить технические условия, при необходимости осуществить подключение рекламной конструкции к электросетям для организации энергоснабжения и освещения рекламной конструкции в вечернее и ночное время. При этом прокладка проводящего кабеля должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
В данном случае, техническими условиями МБУ "Тюменьгормост" предусматривается в том числе, что прокладка питающей линии осуществляется от шкафа управления освещением до вводного распределительного устройства рекламной конструкции кабелем в земле в полиэтиленовой трубе, прокладка кабельной линии по опорам наружного освещения не допускается.
В ходе осмотра сетей наружного освещения сотрудниками учреждения выявлено нарушение при подключении рекламной конструкции к электросетям, о чем составлены акты осмотра сетей наружного освещения с приложением фотоснимков от 19.02.2021 N N 42, 48, 51 и от 16.02.2021 N 14, а именно, подключение осуществлено воздушным способом на опорах наружного освещения.
ООО "Гэллери Сервис" в МБУ "Тюменьгормост" за согласованием опосредованного присоединения к сетям наружного освещения и за согласованием пропуска дополнительной мощности не обращалось, технические условия не получены, следовательно, размещение проводов при использовании сетей наружного освещения осуществлено самовольно.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, заключение ООО "Гэллэри Сервис" с АО "ЭК "Восток" и ПАО "СУЭНКО" договоров энергоснабжения не означает надлежащее исполнение ответчиком обязательств по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества. Договоры на электроснабжение заключаются для оплаты электрической энергии, и не регулируют порядок, а так же не дают права ответчику на размещение питающих воздушных линий на опорах наружного освещения города Тюмени.
Довод жалобы о том, что из исправленного акта от 19.02.2021 N 42 следует, что фактически одна из питающих линий размещена в земле, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, так как ответчиком не представлены доказательства осуществления прокладки проводящего кабеля в соответствии с требованиями норм и правил проектирования инженерных сетей, требованиями технических регламентов.
Доказательства, подтверждающие законность подключения рекламной конструкции к объектам электросетевого хозяйства МБУ "Тюменьгормост", ответчиком также не предоставлены.
Принимая во внимание подтверждение материалами дела факта нарушения ответчиком обязательств по договорам, требование истца о взыскании штрафа заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в размере 227 230 руб. 47 коп.
Возражая против размера исчисленного штрафа, ответчик в суде первой инстанции просил уменьшить его на основании статьи 333 ГК РФ.
Учитывая характер и степень нарушения обязательства со стороны подрядчика, суд первой инстанции, исходя из отсутствия в материалах дела сведений о том, что допущенное нарушение привело к образованию убытков на стороне заказчика, счел возможным снизить размер штрафа до 113 615 руб. 24 коп.
Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Довод подателя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности претензиями: от 19.03.2021 N 51-08-298/21 (к договору от 11.01.2019 N 17А/19), от 22.03.2021 N 51-08-312/21 (к договору от 19.11.2018 N 93А/18), от 22.03.2021 N 51-08-314/21 (к договору от 19.11.2018 N 94А/18), от 17.03.2021 N 51-08-272/21 (к договору от 14.12.2018 N 132А/18), а также ответами на претензии со стороны ООО "Гэллэри Сервис".
Кроме того, отклоняя данный довод жалобы, апелляционный суд учитывает позицию Верховного суда Российской Федерации, указанную в определении от 23.07.2015 N 306-ЭС15-1364, согласно которой по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
При отсутствии в поведении ответчика намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, правовые основания для оставления иска без рассмотрения отсутствуют, поскольку это приведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению прав одной из его сторон (пункт 4 раздела II "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
По смыслу приведенных разъяснений, оставляя исковое заявление без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности погашения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на разрешение спора, так как претензионный порядок не должен являться препятствием для защиты лицом своих нарушенных прав в судебном порядке. Оставление иска без рассмотрения по формальным основаниям при том, что ответчик возражает по существу заявленных требований и его позиция не направлена на досудебное урегулирование спора, не отвечает задачам судопроизводства.
Соответственно при наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности досудебного урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению в суде.
В настоящем случае в поведении ответчика в ходе рассмотрения искового заявления не усматривалось намерения добровольно урегулировать возникший спор.
При изложенных обстоятельствах оснований для возврата искового заявления (пункт 5 части 1 статьи 129 АПК РФ) или для оставления искового заявления без рассмотрения (пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ) у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе или нормах права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гэллэри Сервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2021 по делу N А70-14872/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14872/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе"
Ответчик: ООО "ГЭЛЛЭРИ СЕРВИС"
Третье лицо: АО "ЭК "Восток", АО "Энергосбытовая компания "Восток", департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЮМЕНЬГОРМОСТ", ПАО "СУЭНКО"