г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А41-27461/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от ИП Онофрей Е.В.: не явились, извещены;
от ИП Горшкова Р.С.: не явились, извещены;
от Управления Росреестра Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ИП Горшкова Р.С. и ИП Онофрей Е.В. решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2022 года по делу N А41-27461/21 по заявлению ИП Онофрей Е.В., ИП Горшкова Р.С. к Управлению Росреестра Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Онофрей Елена Викторовна, индивидуальный предприниматель Горшков Роман Соломонович обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просят (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным решение от 03.06.2021 об отказе осуществления действий в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 50:09:0040311:218, документы на который (которую) были представлены с заявлением от 26.02.2021 N КУВД-00l/2021-7240905 (MFC-0555/2021-397167-1 и MFC-0555/2021-397167-2);
- обязать Управление Росреестра включить протокол N 7 общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО "Лесные озера", кадастровый (или условный) номер 50:09:0000000:72, общая площадь 746 га от 10.06.2009 в реестр прав недвижимости ЕГРН по земельному участку кадастровый номер 50:09:0040311:218 как основание возникновения зарегистрированного права собственности Онофрей Е.В. на земельный участок кадастровый номер 50:09:0040311:218 (запись регистрации от 13.11.2014 N 50-50-09/118/2014-141) в соответствии с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2021 N MFC-0555/2021-397167-l и N MFC-0555/2021-397167-2 (N КУВД-001/2021-7240905).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2022 года по делу N А41-27461/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявители обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Онофрей Е.В. и ИП Горшкову Р.С. принадлежат на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного производства, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости по данному земельному участку.
Право собственности Онофрей Е.В. на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218 зарегистрировано в ЕГРН 13.11.2014 (запись регистрации N 50-50-09/118/2014-141), за ИП Горшковым Р.С. зарегистрировано 26.04.2016 (запись регистрации N 50-50/09-50/009/008/2016-7434/1).
При этом данный земельный участок был образован на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности, оформленного протоколом N 7 от 10.06.2009 в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:72, площадью 746 га, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО "Лесные озера".
Заявители указали, что согласно сведениям ЕГРН при осуществлении учетно-регистрационных действий по первичной регистрации права собственности Онофрей Е.В. на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218 была допущена ошибка, в связи с чем ИП Онофрей Е.В. и ИП Горшков Р.С. обратились в Управление Росреестра с заявлением от 26.02.2021 о включении протокола N 7 от 10.06.2009 в реестр прав недвижимости ЕГРН как основание возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218.
Уведомлениями от 04.03.2021 Управление Росреестра приостановило осуществление государственного кадастрового учета, ссылаясь на то, что сведения о правах и дополнительные сведения в отношении записи от 13.11.2014 N 50-50-09/118/2014-141 внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и согласно правоустанавливающим документам, представленным на момент внесения записи о праве общей долевой собственности, в связи с чем основания возникновения права являются достоверными и изменению не подлежат.
В связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, управление решением от 03.06.2021 отказало в осуществлении государственной регистрации прав.
Считая, что указанное решение управления от 03.06.2021 является незаконным, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявители обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В обоснования заявленных требований заявитель указывает, что согласно сведениям ЕГРН при осуществлении учетно-регистрационных действий по первичной регистрации права собственности Онофрей Е.В. на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218 была допущена ошибка, приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, а именно: в реестр прав недвижимости ЕГРН не включен, как основание возникновения зарегистрированного права собственности Онофрей Е.В. на спорный земельный участок, Протокол N 7 общего собрания от 10.06.2009, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218 был образован в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:72, площадью 746 га, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО "Лесные озера".
В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.
Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двухсторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) (статья 154 ГК РФ).
Согласно статье 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Исполнением со стороны продавца договора купли-продажи недвижимого имущества является передача объектов договоров в собственность покупателю, при этом моментом перехода права собственности считается момент регистрации права собственности за покупателем (пункты 1, 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 223, пункт 1 статьи 550, статья 551 Гражданского кодекса).
Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, в силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также пунктом 1 статьи Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в редакции действовавшей на момент регистрации права собственности, предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в т.ч., договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства можно прийти к выводу о том, что на момент возникновения спорных правоотношений основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в т.ч., договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из материалов дела усматривается, что на государственную регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости в качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи от 07.09.2010, на основании которого ИП Онофрей Е.В. приобрела в собственность долю в размере 120/746600 в праве общей долевой земельного участка, земли сельскохозяйственного производства, категория земель сельскохозяйственного назначения, общая площадь 746 000 кв. м, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО "Лесные озера", кадастровый номер 50:09:0000000:72.
Сторонами договора купли-продажи 07.09.2010 был подписан акт приема-передачи к договору 07.09.2010.
Моментом возникновения субъективных прав на недвижимое имущество, в том числе, на земельный участок, является в силу пункта 3 статьи 2, пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ, дата внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Таким образом, представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи недвижимого имущества от 07.09.2010, является документом, подтверждающим возникшее право собственности заявителя на спорный объект недвижимого имущества.
Договор купли-продажи это юридический документ - основание для регистрации права, а само право возникает после внесения записи о нем в реестр.
Пунктом 19 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (далее - Правила), действовавшим в период совершения регистрационных действий по государственной регистрации прав, предусмотрено, что в записях Единого государственного реестра прав в отношении документов-оснований указываются основные сведения о документах, на основании которых принято решение о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки, позволяющие идентифицировать этот документ: наименование документа, его серия и номер (при наличии), дата выдачи (подписания), наименование органа (организации), выдавшего документ.
В соответствии с пунктом 41 Правил, в записи подраздела II-1 указываются основные сведения о документах, на основании которых принято решение о государственной регистрации права, в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Из расписки в получении документов на государственную регистрацию, что при обращении в Управление Росреестра за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218 в 2014 году Онофрей Е.В. на государственную регистрацию представлены заявление о государственной регистрации права, квитанция, кадастровый паспорт земельного участка, при этом, из расписки не следует, что Протокол N 7 указан заявителем в качестве самостоятельного документа для государственной регистрации права, а является приложением к заявлению наравне с иными документами.
При таких обстоятельствах, Управлением Росреестра по Московской области в ЕГРН сведения о правах и дополнительные сведения в отношении записи о вещном праве N 50-50-09/118/2014-141 были внесены в соответствии с требованиями законодательства и согласно правоустанавливающим документам, представленным на первичную регистрацию.
Правоотношения, связанные с исправлением ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом о государственной регистрации.
Названный Закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что если заявители полагают, что в ЕГРН содержатся недостоверные сведения в качестве документа-основания возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218, в связи с допущенной регистрирующим органом ошибкой, они не лишены возможности восстановить свои права, избрав надлежащий способ защиты, обратившись в Управление Росреестра с соответствующим заявлением.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, оспариваемое решение Управления Росреестра соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб повторяют доводы рассматриваемого заявления, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2022 года по делу N А41-27461/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27461/2021
Истец: ИП Горшков Роман Соломонович, ИП Онофрей Елена Викторовна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ