г. Пермь |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А60-49329/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 ноября 2021 года по делу N А60-49329/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к административной комиссии Кировградского городского округа (ИНН 6616001080, ОГРН 1026601154557)
об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, ОАО "ОТСК") обратилось в Арбитражный суд
Свердловской области с заявлением к административной комиссии Кировградского городского округа (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 161-2021 от 07.09.2021, N 155-2021 от 24.08.2021, N 156-2021 от 24.08.2021, N 158-2021 от 31.08.2021, N 159-2021 от 31.08.2021, N 160-2021 от 07.09.2021, N 154-2021 от 24.08.2021, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2021
года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, оспариваемые постановления признать незаконными и отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что обстоятельства, способствовавшие нарушению сроков восстановления благоустройства, связаны с авариями на тепловой сети, переданной обществу по концессионному соглашению N 316-2019/ДЗ от 20.12.2019. Именно эта сеть была передана со скрытыми недостатками, ранее (до 01.01.2020) общество эксплуатацию этой сети не осуществляло; владельцем данной тепловой сети являлось ООО "УТС", вывод суда о том, что ОАО "ОТСК" эксплуатировало сети с мая 2018 года, не соответствует действительности. Суд не дал оценки представленному заявителем доказательству - заключению технического диагностирования устройства от 17.03.2021, подготовленному Независимой экспертной организацией "Промэнергоаудит", согласно которому дальнейшая эксплуатация тепловой сети объекта теплоснабжения с кадастровым номером 66:49:0000000:3103 не допускается. Судом недостаточно исследованы все обстоятельства дела, суд не разобрался, сколько сетей, по каким договорам и в какое время было передано в эксплуатацию общества, что сети передавались в разное время и что в 2018 году спорный объект не эксплуатировался ОАО "ОТСК", а имел иного владельца - ООО "УТС". На момент рассмотрения жалобы восстановление благоустройства после ремонтных работ обществом выполнено, соответствующие уведомления направлены в адрес администрации Кировградского городского округа. Имеются основания для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ по тем административным делам, где работы полностью сданы (постановления N 154-2021, 159-2021, 156-2021, 158-2021, 161-2021).
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку причины непредставления указанных документов в суд первой инстанции подателем жалобы не приведены, ходатайство о приобщении документов не заявлено.
Административный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по поступившим служебным запискам заведующего отделом по работе с предприятиями ЭТС и ЖКХ администрации Кировградского городского округа Чаплыгиной Е.В. главным специалистом юридического отдела администрации Кировградского городского округа Брагиной И.В. установлено, что ордеры N 67/2021 от 18.06.2021, N 50/2021 от 27.05.2021, N 53/2021 от 01.06.2021, N 62/2021 от 10.06.2021, N 75/2021 от 01.07.2021, N 82/2021 от 07.07.2021, N66/2021 от 16.06.2021, выданные ОАО "ОТСК", не закрыты. Сроком окончания выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства территории по перечисленным ордерам является 25.06.2021.
При выезде на место производства земляных работ, в ходе обследования земельного участка специалистами Администрации Кировградского городского округа обнаружено, что после проведения земляных работ не произведено окончательное восстановление элементов благоустройства территории:
- по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова, д. 60-62: отсутствует асфальтовое покрытие проезжей части и тротуара, газон не сформирован (акт обследования N 180 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 154 от 05.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, ул. Чайковского, 44-52: асфальт проезжей части, отсутствует щебень дворовой территории и не сформирован газон (акт обследования N 181 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 155 от 05.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, ул. Садовая - Каманина: не восстановлен газон (акт обследования N 182 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 156 от 06.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, ул. Садовая, 24-26: не восстановлен газон (акт обследования N 183 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 158 от 09.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, ул. Декабристов, 4: не восстановлено асфальтовое покрытие проезжей части и не сформирован газон (акт обследования N 184 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 159 от 09.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, п. Карпушиха, ул. Пушкина, 40: не восстановлено асфальтовое покрытие проезжей части и не сформирован газон (акт обследования N 185 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 160 от 11.08.2021);
- по адресу: г. Кировград, ул. Куйбышева, 25: не сформирован газон (акт обследования N 186 от 23.07.2021, протокол об административном правонарушении N 161 от 11.08.2021).
Административной комиссией Кировградского городского округа по результатам рассмотрения материалов административных дел вынесены постановления об административном правонарушении N 161-2021 от 07.09.2021, N 155-2021 от 24.08.2021, N 156-2021 от 24.08.2021, N 158-2021 от 31.08.2021, N 159-2021 от 31.08.2021, N 160-2021 от 07.09.2021, N 154-2021 от 24.08.2021, которыми ОАО "ОТСК" привлечено к административной ответственности по п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ОАО "ОТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных в разрешении (ордере) на проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, сроков восстановления объектов благоустройства и их отдельных элементов, поврежденных при проведении этих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
На территории Кировградского городского округа решением Думы Кировградского городского округа от 31.10.2018 N 134 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кировградского городского округа (далее - Правила благоустройства), в которых содержатся нормы, регулирующие порядок проведения земляных работ. Названный муниципальный акт регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию и содержанию мест, расположенных на территории Кировградского городского округа.
В соответствии с пунктом 7.2 Правил благоустройства при выполнении работ по прокладке или ремонту подземных инженерных коммуникаций, иных работ, связанных с нарушением объектов внешнего благоустройства, физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица руководствуются порядком, установленным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ", утверждаемым постановлением администрации Кировградского городского округа.
В силу пункта 7.29 Правил благоустройства работы по восстановлению нарушенного благоустройства должны быть выполнены в полном объеме в срок, указанный в ордере.
Согласно пункту 7.31 Правил благоустройства земляные работы, проводимые в зимний период (с 15 октября по 15 апреля), сдаются в установленные сроки в "зимнем" варианте: с планировкой грунта на улицах, дорогах, и тротуарах с подсыпкой песка и щебня. Организация, выполняющая работы, должна поддерживать в проезжем состоянии нарушенный участок дороги весь зимний период. Окончательное восстановление поврежденных элементов благоустройства территории (асфальт, тротуарная плитка, бордюры, поребрики, газоны, клумбы, иные участки озеленения) должно быть завершено после окончания зимнего периода, в течение месяца со дня наступления плюсовых температур, но не позднее первого мая.
Из материалов дела следует, что сроком окончания выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства проезжей части, тротуара, а также газона по ордеру N 67/2021 от 18.06.2021 является 25.06.2021, по ордеру N 50/2021 от 27.05.2021 - 25.06.2021, по ордеру N 53/2021 от 01.06.2021 - 30.06.2021, по ордеру N 62/2021 от 10.06.2021 - 08.07.2021, по ордеру N75/2021 от 01.07.2021 - 09.07.2021, по ордеру N 82/2021 от 07.07.2021 - 15.07.2021, N66/2021 от 16.06.2021 - 10.07.2021.
При выезде на место производства земляных работ, в ходе обследования земельных участков по адресам: Свердловская область, г. Кировград, ул. Свердлова, д. 60-62; ул. Чайковского, 44-52, ул. Садовая - Каманина; ул. Садовая, 24-26; ул. Декабристов, 4; п. Карпушиха, ул. Пушкина, 40; ул. Куйбышева, 25, специалистом Администрации Кировградского городского округа установлено, представленными в материалы дела доказательствами (в частности, актами обследования N 180 от 23.07.2021, N 181 от 23.07.2021, N 182 от 23.07.2021, N 183 от 23.07.2021, N 184 от 23.07.2021, N185 от 23.07.2021) подтверждается, что ОАО "ОТСК" в нарушение требований п. 7.29, п. 7.31 Правил благоустройства не выполнило работы по окончательному восстановлению нарушенного благоустройства, что влечет административную ответственность, установленную пунктом 3 статьи 15 Закона N52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина ОАО "ОТСК" состоит в том, что им не принято всех своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством, Правилами благоустройства, при наличии реальной к этому возможности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно отсутствия вины общества в совершении административного правонарушения являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Судом установлено, что на основании заявки ОАО "ОТСК" от 04.05.2018 N И-455 администрацией Кировградского городского округа вынесено постановление от 15.05.2018 N 525 "О присвоении открытому акционерному обществу "Объединенная теплоснабжающая компания" статуса единой теплоснабжающей компании на территории Кировградского городского округа".
17.10.2018 между администрацией и ОАО "ОТСК" заключен договор аренды муниципального имущества N 2018-6к/N 365-2018/83 сроком на 1 месяц. По истечении срока действия договора сети по акту приема-передачи не были переданы администрации, ОАО "ОТСК" фактически продолжало ими пользоваться до заключения концессионного соглашения.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области установлены тарифы для ОАО "ОТСК" на тепловую энергию, на услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на 2018-2025 годы.
Таким образом, как правильно указал суд, ОАО "ОТСК" эксплуатировало тепловые сети с мая 2018 года и имело полную информацию о техническом состоянии сетей.
Кроме того, перед тем как заключить концессионное соглашение N 316-2019/ДЗ от 20.12.2019 был сделан отчет о техническом обследовании сетей теплоснабжения от котельной АО "Уралэлектромедь" Кировградского ГО.
Данный отчет был изготовлен для формирования конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О
концессионных соглашениях"). Цель данного отчета заключается в том, чтобы понимать в каком состоянии находятся сети.
Перед каждым годом отопительного сезона ОАО "ОТСК" проводятся гидравлические испытания трубопроводов тепловых сетей, в результате чего составляются акты об отсутствии либо наличии дефектов.
Довод заявителя о том, что вина общества в совершении правонарушения отсутствует ввиду многочисленных аварий, также рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку из материалов дела следует, что благоустройство не было восстановлено по состоянию на 23.07.2021, то есть намного позднее окончания работ по устранению аварий на тепловых сетях и по завершению отопительного сезона.
Доказательств невозможности проведения работ по восстановлению нарушенного благоустройства, как и доказательств принятия всех зависящих от общества мер по недопущению правонарушения, заявителем не представлено.
Устранение нарушения после его выявления административным органом факт правонарушения не опровергает.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административным органом наказание соответствует минимальному размеру санкции пункта 3 статьи 15 Закона N 52-ОЗ.
Правовых оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ОАО "ОТСК" не является субъектом малого (среднего) предпринимательства.
Оценив характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку несоблюдение вышеуказанных требований закона при производстве земляных работ создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия проживания, следовательно, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Исключительность ситуации, в которой было совершено административное правонарушение, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что оспариваемое постановление соответствует закону, оснований для признания его незаконным и отмены не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года по делу N А60-49329/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49329/2021
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА