г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А40-168440/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 года
по делу N А40-168440/21
по заявлению ООО "ТИС" (ИНН 2711003147, ОГРН 1022700745594)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 09.06.2021 N БО57770/08,
при участии:
от заявителя: |
Мухалёв А.Е. по дов. от 03.08.2021; |
от ответчика: |
Кимлык И.С. по дов. от 17.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Минпромторгу России (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации во включении инвестиционного проекта ООО "ТИС" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 09.07.2021 N БО-57770/08.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 года решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отказе во включении инвестиционного проекта ООО "ТИС" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оформленный письмом от 09 июля 2021 N БО-57770/08 признано незаконным. На Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложено обязательство в пятнадцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТИС" путем принятия решения, оформленного в виде приказа, о включении инвестиционного проекта "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "ТИС" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ТИС" требований.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы Министерства.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основными нормативными актами, регламентирующими рассмотрение заявок коммерческих организаций на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов, порядок принятия решения о включении данных проектов в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и исключения таких проектов из перечня приоритетных инвестиционных проектов, являются:
- Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ (Лесной Кодекс Российской Федерации);
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 190), которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Постановление 190 вступило в законную силу 08.03.2018. До этого времени действовало постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов") (далее -Постановление 419).
Согласно указанным постановлениям Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, контролирующим и координирующим деятельность заинтересованных органов субъектов Российской Федерации при реализации на территории субъектов Российской Федерации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - ПИП), а также уполномоченным на принятие решений о включении инвестиционных проектов в области освоения лесов в перечень приоритетных, внесение изменений в такие проекты и исключение их из перечня приоритетных
Как следует из материалов дела, ООО "ТИС" 28 декабря 2018 направило на имя Губернатора Хабаровского края заявку на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "ТИС" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости", чем инициировало процесс рассмотрения данной заявки в порядке, предусмотренном Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства от 23.02.2018 года N 190 (далее Положение).
К заявке приложены документы, предусмотренные Положением. Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало заявку ООО "ТИС" письмом от 11.02.2019 N АВ-02-27/1962.
21 июня 2019 проведено заседание подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики согласовало заявку Общества 21.06.2019 (Протокол от 21.06.2019 года N 4).
В соответствии с порядком, установленным Положением, должно выйти Распоряжение Губернатора Хабаровского края, пакет документов направляется в Минпромторг России для включения Проекта ООО "ТИС" в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
29.10.2019 Министерство промышленности Хабаровского края отказало в утверждении заявки ООО "ТИС" N 05.19-5293.
Отказ мотивирован тем, что с 01 июля 2019 заявка Общества не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку с 01.07.2019 (в связи с внесенными в Положение изменениями) объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее 2 000 000 000 рублей, вместо ранее установленных 500 000 000 рублей.
Заявка письмом Министерства промышленности Хабаровского края от 16 апреля 2021 N 05.18-1305 поступила в Министерство промышленности и торговли РФ.
Письмом Министерства промышленности и торговли РФ от 09 июля 2021 N БО-57770/08 заявка ООО "ТИС" вместе с документами возвращены в Правительство Хабаровского края с указанием мотивов.
В соответствии с абз. 3 п. 22 Правил возврат документов является формой отказа во включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. ООО "ТИС", считая мотивы отказа Министерства промышленности и торговли РФ во включении инвестиционного проекта ООО "ТИС" в перечень инвестиционных проектов, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов и противоречащими содержанию представленных документов, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
В постановлении от 21.01.2010 N 1-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, а также формальной определенности правовых норм, предполагается, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей, следовательно, недопустимо придание обратной силы правовым нормам, ухудшающим положения подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, - иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (Части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Основанием для отказа ООО "ТИС" послужило внесение изменений в Положение, вступивших в силу с 01.07.2019.
Так, с 01.07.2019 минимальный объем капитальных вложений в инвестиционный проект повышен с 500 млн. руб. до 2 млрд. руб.
Инвестиционным проектом Общества предусмотрены инвестиции на создание лесных дорог в объеме 60 млн. руб., железнодорожный тупик на 3 млн. руб., а также модернизацию деревообрабатывающей инфраструктуры и непосредственно на модернизацию 504 400 000 руб.
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что заявка ООО "ТИС" о включении инвестиционного проекта "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "ТИС" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - заявка) и представленные Министерством промышленности Хабаровского края документы соответствуют требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Коллегия считает данный вывод сделан судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение по делу (п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ), по следующим основаниям.
Письмом Министерства промышленности Хабаровского края от 16 апреля 2021 N 05.18-1305 в Минпромторг России поступила заявка, утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2021 N 266-рп "Об утверждении заявки общества с ограниченной ответственностью "ТИС" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "ТИС" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости" (далее - инвестиционный проект).
Из наименования инвестиционного проекта Заявителя следует, его реализация направлена на модернизацию деревообрабатывающего производства.
К инвестиционным проектам Положение (пункт 2) относит инвестиционные проекты по:
а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 2 млрд. рублей;
б) созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 3 млрд. рублей.
Создание лесной инфраструктуры допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.
Капитальные вложения по лесной инфраструктуре в инвестиционный проект учитываются только в тех проектах, которые направлены на создание объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры по объему капитальных вложений, не превышающих 20 % от общего объема капитальных вложений.
При модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры инвестор создает лесную инфраструктуру, однако инвестиции, вложенные в создание объектов лесной инфраструктуры, не учитываются в общем объеме капитальных вложений в инвестиционный проект.
ООО "ТИС" заявлен общий объем инвестиций на реализацию инвестиционного проекта, направленного на модернизацию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, в размере 600 млн. рублей (согласно подпункту "а" пункта 2 Положения объем инвестиций должен быть не менее 2 млрд. рублей).
Поступивший в Минпромторг России комплект документов направлен на модернизацию производства.
В нарушение подпункта "б" пункта 2 Положения инвестиционный проект предусматривает создание объектов лесной инфраструктуры в объеме 60 млн. рублей в поквартальном графике, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2021 г. N 266-рп, ООО "ТИС" в обязательствах, согласованных ООО "ТИС" (письмо от 20 февраля 2021 г. N 14), а также в пункте 4.1 Концепции инвестиционного проекта (стр. 31 Таблица 4.1, стр. 34 Таблица 4.2, стр. 70 Таблица 7.1).
Пунктом 1 письма Минпромторга России от 9 июля 2021 N БО-57770/08 отмечено, что решение об отборе заявки ООО "Тис" на реализацию инвестиционного проекта принято 15 января 2019, вместе с тем Министерством промышленности Хабаровского края письмом от 29 октября 2019 N 05.19-5293 отказано в утверждении заявки ООО "Тис" в связи с ее несоответствием требования законодательства.
Рослесхоз письмом от 11 февраля 2019 N АВ-02-27/1962 согласовал заявку ООО "ТИС" с ежегодной заготовкой древесины 132,8 тыс. куб. м. и заключением договоров аренды лесных участков во 2 квартале 2019.
При этом распоряжением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2021 N 266-рп утвержден поквартальный график реализации инвестиционного проекта с заключением договоров аренды лесных участков в 3 квартале 2022, новый срок заключения договоров аренды не согласован с Рослесхозом.
Таким образом, без повторного согласования по заключению договоров аренды лесных участков с Рослесхозом (в части заключения договоров аренды лесных участков) заинтересованным органом - Правительством Хабаровского края нарушена дальнейшая процедура утверждения заявки ООО "ТИС" и последующего направления ее в Минпромторг России.
Коллегия учитывает, что решением Арбитражным судом Хабаровского края от 30.09.2019 по делу N А73-11093/19 отказано в удовлетворении заявления ООО "ТИС" о признании незаконным решения Управления лесами Хабаровского края, изложенного в письме от 06.06.2019 N 02-18/7813 об отказе в принятии лесной декларации от 30.05.2019 г. N 12/2019 по договору аренды лесного участка от 18.11.2008 N 0063/2008; об обязании Управления лесами правительства Хабаровского края принять декларацию.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2019 по делу N А73-11093/19 не обжаловалось и вступило в законную силу.
Данным судебным актом установлено, что "в проекте освоения лесов ООО "Тис" в Таблице 3.2.1 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры" содержатся сведения об объемах вырубаемой древесины при строительстве декларируемой лесной дороги.
Однако объем вырубаемой древесины, который арендатор показывает в лесной декларации, в каждом из обозначенных выделов отличается от объема, запроектированного в проекте освоения лесов.
В рассматриваемом случае, имеет место не только занижение декларируемого объема по сравнению с проектом освоения лесов (во всех декларируемых выделах кроме выдела 33 в квартале 166), но и завышение (в выделе 33 квартала 166 вместо предусмотренных проектом 29 куб.м. ликвидного запаса задекларировано 47 куб.м.). При том, что корневой запас, то есть все имеющиеся насаждения, на указанном выделе, согласно проекту освоения лесов, составляет 34 куб.м., что также меньше 47 куб.м., которые декларирует ООО "Тис".
Таким образом, объемы, указанные ООО "Тис" в спорной лесной декларации для строительства дороги, не соответствуют объемам, предусмотренным проектом освоения лесов, что в соответствии с пунктом 6 Порядка N 17, является основанием для отказа в приеме лесной декларации".
ООО "ТИС" направило заявку о включении в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов 28 декабря 2018.
Как верно установлено судом пе6рвой инстанции, на дату подачи заявки подпункт "а" п. 2 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства от 23.02.2018 года N 190 (далее в тексте "Положение") был изложен в следующей редакции:
"2. К инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по:
а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 500 млн. рублей".
Требования к минимальному объему вложений в размере 2 млрд. рублей введены Постановлением Правительства РФ от 24.05.2019 N 651 и вступили в силу с 01 июля 2019.
То есть на дату подачи заявки минимальный объем капитальных вложений в модернизацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры должен составлять не менее 500 млн. рублей.
Возражая на апелляционную жалобу Минпромторга, о недоказанности получения ООО "ТИС" от Суйфэньхэской лесопромышленной компании "Тунмин" первой выплаты по договору займа от 30 мая 2017, Общество приводит довод о противоречии довода Минипромторга России содержанию п. 7 "Положения", устанавливающему перечень документов, необходимых для предоставления вместе с заявкой.
Общество указывает, что подпунктом "к" пункта 7 "Положения" предусмотрено лишь предоставление копии договора займа, заключенного между инвестором и хозяйствующим субъектом, в которых зафиксировано обязательство кредитора и (или) займодавца предоставить заемные средства в размере, указанном в подпункте "а" пункта 8 настоящего Положения, на цели реализации инвестиционного проекта в соответствии с заявленной концепцией инвестиционного проекта. Поясняет, что в договоре займа от 30 мая 2017 такое обязательство со стороны Суйфэньхэской лесопромышленной компании "Тунмин" зафиксировано. Отмечает. Что предоставление документа, подтверждающего получение первой выплаты по договору займа п. 7 "Положения" не предусмотрено.
Отклоняя доводы Общества, коллегия исходит из того, что подпунктом "а" пункта 8 Положения определено, что инвестор должен иметь документальное подтверждение наличия собственных или заемных средств в размере не менее 50 процентов общего объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет до 3 лет, или в размере части заявленных инвестиций, приходящейся на первые 2 года в соответствии с графиком инвестиций, но не менее 25 процентов общего объема заявленных инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет более 3 лет.
В подтверждение наличия заемных средств инвестором представлен договор займа с Суйфэньхэской лесопромышленной компанией "Тунмин" от 30 мая 2017 с указанием суммы 515,6 млн. рублей, согласно которому предусмотрено предоставление основной суммы денежных средств в период с 1 апреля 2018 по 31 декабря 2020, вместе с тем ООО "ТИС" подтверждение получения указанных средств не представлено.
Вместе с тем, пунктом 6.3 указанного договора займа определено, что данный договор вступает в силу с момента передачи Суйфэньхэской лесопромышленной компанией "Тунмин" первой выплаты ООО "ТИС" (л.д. 92-93, т.2).
Обществом не представлены доказательства получения от Суйфэньхэской лесопромышленной компанией "Тунмин" первой выплаты, следовательно, Обществом не представлено доказательств вступления данного договора в силу.
В связи с чем, заявителем не доказан факт соблюдения требования подпункта "а" пункта 8 Положения, что также обосновано положено Минпромторгом России в основание обжалуемого отказа.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Заявителем не приведено доказательств выполнения требований закона при подаче спорной заявки, доводы отзыва документально не подтверждены.
Коллегия установила, что оспариваемый отказ принят уполномоченным органом, соответствует закону, следовательно, не нарушает прав и законным интересов заявителя, что влечет отказ в удовлетворении требований заявителя, решение суда подлежит отмене на основании п.1ч.1 ст. 270 АПК РФ, жалоба - удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 года по делу N А40-168440/21 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "ТИС" о признании незаконным отказа Минпромторга России во включении инвестиционного проекта ООО "ТИС" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, оформленного письмом от 09.07.2021 N БО-57770/08, отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168440/2021
Истец: ООО "ТИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ