город Москва |
|
2 марта 2022 г. |
дело N А40-172874/21 |
Резолютивная часть постановления от 24.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021
по делу N А40-172874/21
по заявлению ООО "Газпром Экспорт"
к Центральной энергетической таможне
о признании недействительными уведомления и решения;
при участии:
от заявителя - Суздалев С.Н. по доверенности от 01.12.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021 признаны незаконными уведомление Центральной энергетической таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 11.05.2021 N 10006000/У2021/0000433 и решение от 19.05.2021 о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/150618/0000957 в части начисления пеней в размере 32.788.483, 51 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес ООО "Газпром экспорт" поступило уведомление Центральной энергетической таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 11.05.2021 N 10006000/У2021/0000433 в размере 33.468.996, 74 руб. (том 1 л.д. 87 - 88).
12.05.2021 ООО "Газпром экспорт" считая, что выводы таможенного органа необоснованные обратилось в таможенный орган с письмом N ГЭ/04-2511 с указанием на то, что уплачивает денежную сумму по указанному уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, то есть ООО "Газпром экспорт" исполнено требование уведомление Центральной энергетической таможни от 11.05.2021 N 10006000/У2021/0000433 об уплате пеней.
19.05.2021 Центральной энергетической таможней принято решение о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/150618/0000957, в соответствии с которым скорректированы графы 47 и В полной таможенной декларации N 10006032/150618/0000957.
В результате принятия решения от 19.05.2021 о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/150618/0000957 Центральной энергетической таможней доначислены обществу пени в размере 33.468.996, 74 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришел к выводу о незаконности оспариваемых актов и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на момент подачи полной таможенной декларации (ПВД) N 10006032/150618/0000957 таможенная стоимость поставляемого природного газа определялась на основании Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст. ст. 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Согласно п. 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191) основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил. При этом п. 8 Правил устанавливает, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), либо метода сложения (метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с ч. 3 ст. 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно ч. 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата обществом 20.04.2018 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/200418/0000677 (ВТД) на планируемую поставку природного газа в мае 2018, в том числе по контракту от 21.02.1985, заключенному с Компанией Uniper Global Commodities SE (покупатель).
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 20.04.2018, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом.
Товар в рамках указанной таможенной декларации выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп таможни "выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в мае 2018 в целях завершения процедуры таможенного оформления указанной поставки товара, обществом представлена полная таможенная декларация N 10006032/150618/0000957 (ПВД).
В качестве основания для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость определена обществом на основании 2 метода по стоимости сделки с идентичными товарами.
Полная таможенная декларация (ПВД) принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 15.06.2018.
После осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи полной таможенной декларации N 10006032/150618/0000957 между сторонами контракта заключено Дополнительное соглашение к контракту об установлении окончательной цены сделки по контракту.
В последующем ООО "Газпром экспорт" обратилось в таможенный орган с заявлением от 08.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006032/150618/0000957, ООО "Газпром экспорт" оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/150618/0000957/01 (КДТ1) к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение общества удовлетворено таможенным органом, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/150618/0000957, что подтверждается отметками таможни от 11.05.2021 в графе "D" измененной ПВД N 10006032/150618/0000957.
Вместе с тем, таможенным органом в адрес общества направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 11.05.2021 N 10006000/У2021/0000433 и принято оспариваемое решение от 19.05.2021 о корректировке ПВД N 10006032/150618/0000957 с отражением в ней сумм начисленных обществу пеней в размере 33.468.996, 74 руб.
В силу п. 1 ст. 72 Федерального закона N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 Федерального закона N 289-ФЗ.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена.
Ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч. 11 ст. 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Под таможенной пошлиной согласно подп. 33 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом -обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета Российской Федерации.
Согласно п. 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, указывается на незаконность начисления пени на задолженность по уплате таможенных пошлин, если у декларанта имелись перечисленные авансовые платежи, превышающие произведенные ему доначисления, и таможенный орган имел возможность самостоятельно зачесть их в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.
При определении наличия оснований для применения таможенными органами ст. 72 Федерального закона N 289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Вместе с тем, при принятии решения от 19.05.2021 о корректировке ПВД N 10006032/150618/0000957 и направления уведомления об уплате пени, таможенным органом не учтено, что в период с 20.11.2018 по 05.07.2021 в федеральном бюджете находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины в размере 201.478.211, 67 руб., превышающая сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению таможенного органа, общество нарушены, а также иные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей, которые могут быть заявлены обществом дополнительно.
Факт наличия в федеральном бюджете излишне уплаченной таможенной пошлины в спорном периоде и размере подтверждается представленными надлежащими документами.
С учетом изложенного таможенный орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром Экспорт" в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-172874/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172874/2021
Истец: ООО "Газпром экспорт"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ ФТС РОССИИ (ЦЭТ ФТС РОССИИ)