г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А42-7882/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41486/2021) Администрации муниципального образования г.п. Мурмаши на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2021 по делу N А42-7882/2021 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
к Администрации муниципального образования г.п. Мурмаши
3-е лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области (далее - ответчик, Администрация), выразившегося в не принятии мер по определению временной управляющей организации для управления многоквартирными домами и обязать Администрацию в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 определить временную управляющую организацию для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда от 19.11.2021 отменить, ссылаясь на то, что Администрацией на основании постановления N 320 от 13.10.2021 был инициирован пятый по счету открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Податель жалобы указывает, что все конкурсы по отбору управляющий организаций проводятся на электронной площадке https://torgi.gov.ru/ и являются общедоступными. Администрацией был принят полный комплект мер по утверждению Перечня и определения управляющей организации. От управляющий организаций в адрес Администрации не поступало обращений с заявлением о включении в перечень организацией, также отсутствуют управляющие организации, которые ранее подавали заявку на участие в открытом конкурсе и дали согласие на включение в перечень организацией, в Администрации отсутствует утвержденный перечень, в связи, с чем Администрация по объективным причинам не может назначить временную управляющую организацию в отношении МКД Министерства обороны РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, заключенного с Минобороны России, осуществляло управление МКД, расположенными по адресам: ул. Зеленый городок дом 3, дом 5, дом 6, ул. Московская дом 18 п. Мурмаши Кольского района.
Указанные многоквартирные дома находятся на территории муниципального образования п. Мурмаши, более 50%, что не оспаривалось сторонами.
12.02.2020 между Министерством обороны России и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации заключено дополнительное соглашение к указанному договору, из которого следует, что спорные МКД исключены из перечня объектов жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами РФ, передаваемого в управление управляющей организации.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации до настоящего момента продолжает оказывать услуги по управлению МКД до выбора новой управляющей компании по результатам открытых конкурсов либо реализации выбранного собственниками жилых помещений способа управления МКД.
На основании приказа Государственной жилищной инспекцией Мурманской области от 27.02.2020 N 107 сведения в отношении МКД по адресам: ул. Зеленый городок дом 3, дом 5, дом 6, ул. Московская дом 18 п. Мурмаши Кольского района, в отношении которых деятельность по управлению осуществляет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный приказ направлен и получен Администрацией, что подтверждается письмом от 06.09.2020N 959/б.
Письмом от 16.11.2020 N 370/У/13/5356 ФГБУ"Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации предложило Администрации в порядке части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести открытый конкурс либо определить управляющую организацию, которая будет осуществлять управление МКД.
Посчитав, что Администрация бездействует, не назначая управляющую компанию, заявитель от имени собственника имущества обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил (с учетом уточнения).
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Статья 163 ЖК РФ определяет правовые основы управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ (в редакции, действующей с 08.02.2020) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, Администрация в соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ систематично организует и проводит открытее конкурсы по отбору управляющих организаций для заключения договора управления в МКД.
13.10.2021 Администрацией был объявлен очередной открытый конкурс по отбору управляющих организаций.
Все конкурсы по отбору управляющий организаций проводятся Администрацией на электронной площадке https://torgi.gov.ru/ и являются общедоступными.
В силу части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
В силу пункта 5 названных Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в адрес Администрации не поступало обращений от управляющих компаний с заявлением о включении в перечень организаций, также отсутствуют управляющие организации, которые раннее подавали заявку на участие открытом конкурсе и дали согласие на включение в перечень организаций.
Таким образом, у Администрации в настоящее время отсутствует возможность по определению управляющей организации. Которая будет осуществлять управление жилищным фондом Министерства обороны РФ на период проведения открытого конкурса.
Доказательств обратного в нарушении статьи 65 АПК РФ Учреждением в материалы дела не представлено.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушающее право заявителя бездействие со стороны Администрации, предусмотренное положениями статьи 198 АПК РФ в качестве основания для обращения участника хозяйственного оборота в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение суда от 19.11.2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2021 по делу N А42-7882/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7882/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МУРМАШИ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ