г. Пермь |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А60-33344/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от ответчика индивидуального предпринимателя Онучиной Любови Ивановны посредством веб-конференции: Уткин А.А., предъявлен паспорт, доверенность от 20.01.2022;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Онучиной Любови Ивановны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2021 года
по делу N А60-33344/2021
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к индивидуальному предпринимателю Онучиной Любови Ивановне (ИНН 661907870309, ОГРНИП 304661904200074)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Онучиной Любови Ивановне (далее - ответчик, ИП Онучина Л.И.) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 12.02.2009 N 458 в размере 840 693,66 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года (резолютивная часть от 19.11.2021) исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 423 032 руб. 16 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что договор аренды лесного участка был заключен с единственным участником аукциона по продаже права на заключение договора, торги были признаны несостоявшимися, следовательно, изменение условий договора аренды не могло нарушить прав лиц, участвующих в торгах, но не выигравших их. Указывает, что после заключения договора было установлено, что заготовка древесины в заявленном объеме невозможна в связи с отсутствием лесосечного фонда, была подготовлена корректирующая записка, содержащая актуальные сведения о лесосечном фонде и допустимых объемах изъятия лесных ресурсов, при этом дополнительным соглашением от 04.06.2009 ежегодный размер заготовки древесины был уменьшен до 2539 м3, следовательно, путем умножения ставок платы был рассчитан ежегодный размер арендной платы, который составил 113 888 руб. 90 коп. Полагает, что имущество передано в аренду с недостатками, так как невозможно вырубить указанный в договоре объем древесины. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истцом отзыв на жалобу не представлен. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Министерство извещено надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12.02.2009 между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель; правопредшественник истца) и индивидуальным предпринимателем Коробейниковой Мариной Афанасьевной (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 458, по условиям которого арендатору передан лесной участок для заготовки древесины, площадью 48704366 кв.м, с кадастровым номером 66:14:0000000:169/14-66:14:0000000:169/24 (4863,0 га) имеющий местоположение: Свердловская область, Красноуфимский район, Красноуфимское лесничество, Нижне-Саранинское участковое лесничество Нижне-Саранинский участок, кварталы 29-32, 45, 46, 59, 60, 84-86.
Указанный договор аренды заключен с единственным участником аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (протокол аукциона от 06.02.2009 N 30).
Размер годовой арендной платы согласно пункту 5 договора аренды составил 280 000 руб.
04.06.2009 между Министерством природных ресурсов Свердловской области и индивидуальным предпринимателем Коробейниковой М.А. подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 458, согласно которому внесены изменения в арендную плату, характеристики лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов, сроки внесения арендной платы, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Согласно дополнительному соглашению от 11.10.2018 права и обязанности по договору аренды лесного участка N 458 от 12.02.2009 перешли к индивидуальному предпринимателю Онучиной Любови Ивановне.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на основании акта внеплановой выездной проверки от 29.11.2019 N 13-отр вынесено предписание от 29.11.2019 N 25/13-отр об устранении выявленных нарушений, согласно которому надлежало обеспечить расторжение дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, заключенных в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и изменяющих условия аукционов (п. 2 предписания).
В связи с заключением дополнительного соглашения от 04.06.2009 к договору, изменяющего его условия в части установленного среднегодового объема заготавливаемой древесины, размер арендной платы был принят в меньшем размере, чем установлено по результатам торгов, истец, ссылаясь на результаты проверки Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, произвел перерасчет арендной платы для ответчика по договору аренды лесного участка за 2017, 2018, 2019 г.г., доначисленная арендная плата составила 840 693,66 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору аренды послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, исходя из того, что к ответчику перешли права и обязанности арендатора с 11.10.2018, что подтверждается дополнительным соглашением от 11.10.2018, пришел к выводу о доказанности наличия у ответчика перед истцом задолженности по арендной плате за период с 11.10.2018 по 31.12.2019.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) оспариваемого судебного акта.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Платность использования лесов в Российской Федерации закреплена пунктами 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
Пунктом 4 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В свою очередь, арендатор в силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Спорный участок лесного фонда находился в спорный период по делу в пользовании у ответчика (с учетом дополнительного соглашения от 11.10.2018) - на основании договора аренды от 12.02.2009 N 458, заключенного по результатам конкурса на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины N 30 от 06.02.2009.
Исходя из положений статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 и пункта 17 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации или по результатам лесных конкурсов.
С введением Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года (Закон N 200-ФЗ), в силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" должны были быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом в порядке переоформления ранее заключенные договора в срок до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с новым Лесным кодексом был установлен приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (в соответствии счастью 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Как следует из пункта 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах.
В соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности заключаются по результатам аукционов.
Следовательно, Лесным кодексом был установлен новый порядок заключения договоров аренды лесных участков (по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды) и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников (часть 2 статьи 74 Закона 200-ФЗ в первоначальной редакции). В дальнейшем изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора аренды лесного участка или по требованию одной из его сторон стало возможным в случае, предусмотренном частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена и стали возможны случаи изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Таким образом, в силу приведенных выше норм законодательством не допускалось изменение арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по соглашению сторон договора (как на момент заключения дополнительного соглашения в 2009 г., так и в 2014 г.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции из представленного ответчиком акта лесопатологического обследования, плана-корректировки следует, что насаждения повреждены ветровалом прошлых лет.
Доказательств изменения характеристик лесного участка вследствие пожара или иной чрезвычайной ситуации, которые влекут существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, что позволило бы применить ч. 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, не представлено.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Следовательно, ставки арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются регулируемыми ценами, в силу чего арендная плата подлежит оплате в размере нормативно установленной цены, которая не может быть изменена по соглашению сторон.
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято постановление N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Поскольку арендная плата по договору аренды лесного участка в данном случае относится к регулируемым ценам, следовательно, ее расчет должен производиться исходя ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и объемов лесных ресурсов, указанных в договоре.
Как следует из материалов дела, согласно договору арендная плата годовая составляла 280 000 руб., при применении коэффициентов разница за 2017 год составила 192 830 руб. 80 коп., за 2018 год - 277 084 руб. 60 коп., за 2019 год - 370 778 руб. 26 коп.
В связи с чем истец произвел перерасчет арендной платы для ответчика по договору аренды лесного участка за 2017, 2018, 2019 г.г., доначисленная арендная плата согласно расчету истца составила в общем размере 840 693,66 руб.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении ответчиком обязательств по договору аренды, проверив представленный истцом расчет арендной платы, суд первой инстанции, с учетом того, что к ответчику перешли права и обязанности арендатора с 11.10.2018, скорректировал расчет и обоснованно взыскал с ответчика задолженность по арендной плате за период с 11.10.2018 по 31.12.2019 в размере 423 032 руб. 16 коп.
Доводы, изложенные в жалобе о том, что договор аренды лесного участка был заключен с единственным участником аукциона по продаже права на заключение договора, торги были признаны несостоявшимися, следовательно, изменение условий договора аренды не могло нарушить прав лиц, участвующих в торгах, но не выигравших их, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как не свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения и основанные на неверном толковании норм права, поскольку спорный договор аренды лесного участка считается заключенным по результатам торгов (протокол аукциона от 06.02.2009 N 30).
Доводы ответчика со ссылкой на ст. 612 ГК РФ о том, что имущество передано в аренду с недостатками, поскольку вырубка указанного в договоре объема древесины невозможна, подлежат отклонению, поскольку Лесной кодекс РФ является специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, который в период заключения дополнительных соглашений не допускал изменения размера арендной платы по соглашению сторон.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года по делу N А60-33344/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33344/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Онучина Любовь Ивановна