г. Пермь |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А71-11615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р. А.
судей Лесковец О.В., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
в судебном заседании принял участие представитель заявителя: Лучихин А.В., паспорт, доверенность от 15.09.2021, диплом,
от заинтересованного лица, третьего лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Корпорация 21 век",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 декабря 2021 года
по делу N А71-11615/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корпорация 21 век" (ОГРН 1111831014327, ИНН 1831149869)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800950025, ИНН 1832015875),
третье лицо: Ильдарханов Руслан Рашитович,
о признании недействительным решения о внесении записи о ликвидации в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация 21 век" (далее - ООО "Корпорация 21 век", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению записи от 20.03.2018 N 2181832147869 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 1832113625) (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен Ильдарханов Руслан Рашитович (далее - Ильдарханов Р.Р., третье лицо).
Решением суда от 06.12.2021 в удовлетворении заявления ООО "Корпорация 21 век" о признании незаконными, несоответствующими Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике по внесению записи от 20.03.2018 N 2181832147869 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 1832113625), отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что сам факт исключения 20.03.2018 ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ не может являться основанием, препятствующим заключению договора уступки, в соответствии с которым было уступлено право требования задолженности. Указанный договор цессии не противоречит закону и не признан никем недействительным. Даже то обстоятельство, что у ООО "Корпорация 21 век" были возможности, как оспорить действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике по исключению ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ, которой оно и воспользовалось в рамках настоящего дела, так и иным образом распорядиться своим правом требования к ООО "Ресурс", свидетельствует о том, что договор цессии был заключен на законных основаниях.
Заинтересованное лицо направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразило против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Ресурс" (ИНН 1832113625) было зарегистрировано в качестве юридического лица 18.11.2013. Учредителем общества являлся Ильдарханов Р.Р.
Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике 17.11.2017 принято решение N 5558 о предстоящем исключении ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ как недействующего на основании п.1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Основанием для принятия указанного решения послужили справки Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике от 15.11.2017 N 4877-О, N 4877-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средства по банковским счетам, непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 46 (660) от 22.11.2017, часть 2.
20.03.2018 регистрирующим органом внесена запись за номером 2181832147869 об исключении ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ.
Несогласие заявителя с действиями инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Ресурс" послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике от 20.03.2018 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя и третьего лица, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен гл. VII Закона N 129-ФЗ.
Согласно ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 1).
При наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п. 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (п. 4).
Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5).
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 данного Закона), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 6 ст. 11).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
На основании вышеизложенных положений закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету. Действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Ресурс" в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций по расчетному счету, в связи с чем 17.11.2017 инспекцией в отношении ООО "Ресурс" принято решение N 5558 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Указанное решение 22.11.2017 было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 46 (660), часть 2, а также на электронном Интернет-ресурсе www.vestnik-gosreg.ru.
20.03.2018 Межрайонная ИФНС N 11 по УР, руководствуясь ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, исключила ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на момент принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "Ресурс" из Единого государственного реестра юридических лиц, названное общество отвечало всем указанным в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ признакам недействующего юридического лица, поскольку в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не представляло, операций по расчетному счету не осуществляло.
Оспариваемые действия регистрирующего органа не являются причиной нарушения прав заявителя на получение задолженности по договору уступки, совершены регистрирующим органом 20.03.2018, то есть задолго до того момента, когда к заявителю по договору уступки от 01.07.2021 перешло право требования задолженности ООО "Ресурс".
Как верно указал суд первой инстанции, невозможность предъявления к ООО "Ресурс" требования об оплате задолженности возникла не в результате оспариваемых действий регистрирующего органа, а в результате неосмотрительности заявителя, который заключил договор уступки 01.07.2021, тогда как ООО "Ресурс" было исключено из ЕГРЮЛ 20.03.2018.
Заявителем не представлено доказательств того, что ООО "Ресурс" является действующей организацией, что регистрирующим органом исключена из ЕГРЮЛ организация, которая фактически продолжает осуществлять свою деятельность.
Доводы заявителя жалобы со ссылками на действительность договора уступки права требования, судом апелляционной инстанции не принимаются, так как данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия регистрирующего органа соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушений при процедуре исключения ООО "Ресурс" из ЕГРЮЛ не установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 декабря 2021 года по делу N А71-11615/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11615/2021
Истец: ООО "Корпорация 21 век"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике
Третье лицо: Ильдарханов Руслан Рашитович