г. Хабаровск |
|
01 марта 2022 г. |
А73-15540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Дмитриченко Анны Викторовны: Сладкова К.О., представитель по доверенности от 10.02.2022;
от администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Кирсанова Т.В., представитель по доверенности от 28.12.2021;
от государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Меркурьева А.А., представитель по доверенности от 10.09.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
на решение от 10.12.2021
по делу N А73-15540/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922, адрес: 125284, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, ш. Хорошёвское, д.32, стр.3, этаж 1, ком.7)
к администрации Ракитненского сельского поседения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700861864, ИНН 2720006271, адрес: 680505, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ракитное, ул. Центральная, 36)
о возврате неосновательного обогащения в виде 88,301 тонн котельного топлива на сумму 1 976 805, 96 руб.
третьи лица государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, муниципальное унитарное предприятие "Новатор" Хабаровского муниципального района Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее -- АО "ГУ ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района (далее -- Ракитненское сельское поселение, ответчик) о возврате неосновательного обогащения в виде 88,301 тонн котельного топлива на сумму 1 976 805, 96 руб.
Определением суда от 01.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора привлечены государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, муниципальное унитарное предприятие "Новатор" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - третьи лица: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; администрация муниципального района; МУП "Новатор").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм процессуального и материального права.
Согласно доводам жалобы, по технической причине истец не смог участвовать в онлайн-заседании и суд не обеспечил реализацию прав истца. Так же суд неправильно оценил доказательства, поскольку факт наличия остатков топлива на территории котельной N 189 ранее администрацией муниципального района не опровергался, что подтверждается письмом N 1-7/1204 от 04.06.2018 направленным в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о необходимости забрать остатки топлива.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 24.02.2022 в 10 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет
Администрация Хабаровского муниципального района, администрация Ракитненского сельского поселения направили отзывы на жалобу в которых возражал против ее удовлетворения, просили оставить решение суда без изменения.
Администрация муниципального района привела доводы о том, что в дело не представлено доказательств в приобретения ответчиком спорного мазута за счет истца. При этом, передача в собственность сельского поселения котельной в п. Гаровка-2, сама по себе не предполагает передачу остатков мазута, находившихся в резервуарах склада. Такая передача документами не оформлялась. Так же по условиям договора хранения именно ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России было обязано отвечать перед истцом как поклажедателем в случае передачи топлива иному лицу.
Администрация Ракитненского сельского поселения привело доводы о том, что истец имел возможность ознакомиться со всеми материалами, которые размещались судом в картотеке, а также представить свои дополнительные пояснения.
Определением Шестого апелляционного арбитражного суда от 22.02.2022 в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено ходатайство истца об участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, участвующий посредством веб-конференции представитель истца дала пояснения по существу спора, поддержала доводы жалобы.
Представитель администрации муниципального района в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в заседании суда согласилась с доводами жалобы.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в заседание суда не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствовало рассмотрению жалобы.
Жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора хранения N 280317-261 от 28.03.2017 заключенного между АО "ГУ ЖКХ" (поклажедатель) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (хранитель) последнему по акту приема-передачи от 01.04.2017 передано на хранение топливо (мазут) в общем объеме 250,075 тн. (пункт 1.2 договора) по котельной N189 по адресу в/г N14 Хабаровский край, п.Гаровка-2.
Согласно пояснениям сторон и материалов, данный мазут с 01.04.2017 находился в резервуарах котельной.
На основании пункта 4.1.1 договора передача хранимого имущества в пользование третьим лицам осуществляется хранителем только с письменным уведомлением поклажедателя. При передаче имущества на хранение третьему лицу условия договора сохраняют силу. Хранитель отвечает за действия третьего лица, которому он передал имущество на хранение, как за свои собственные.
В силу пункта 4.2.3. договора хранитель обязан обеспечить количественную и качественную сохранность имущества в течение срока действия договора с учетом его естественного ухудшения, износа и пр.
В случае утраты имущества или его повреждения хранитель обязан возместить поклажедателю стоимость данного имущества (пункт 4.2.6.).
Дополнительным соглашением N 1 от 21.02.2018. срок договора хранения продлен до 31.30.2021.
На основании пункта 1 приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 10.02.2018 N 79 в порядке, установленном Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из федеральной собственности в собственность сельского поселения переданы объекты недвижимого имущества, в том числе здание котельной площадью 358,4кв.м. кадастровым номером 27:17:0300901:267, инв.N189, расположенное по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, с.Гаровка-2, в/г N14, литера А (пункт 12 приложения N 1 к приказу).
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России и сельским поселением подписан передаточный акт N 291/2 от 23.04.2018 на передаваемое имущество, в том числе на указанное здание котельной (пункт 1 приложения к акту).
Из писем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 02.08.2018 N 370/У/1/12/4820, от 09.07.2018. N370/у/1/12/6000, комиссионного акта снятия остатков от 02.05.2018 следует, что на момент передачи имущества в собственность сельского поселения на складах котельной находились остатки топлива в объеме 88,301тн. (остальной мазут использован для отопления в период 2017-2018 годы и компенсирован поклажедателю хранителем).
В порядке, предусмотренном частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004., на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района от 07.05.2018 N 471 "О принятии недвижимого имущества из муниципальной собственности Ракитненского сельского поселения в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района" и акта приема-передачи от 07.05.2018 (пункт 1 акта) здание котельной кадастровым номером 27:17:0300901:267 передано из собственности сельского поселения в собственность муниципального района.
КУМИ муниципального района и сельским поселением подписан акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 10.05.2018 N АОГУ000034, в том числе на здание котельной (пункт 1 раздела 1 акта).
Согласно выписке из ЕГРН 06.08.2018 в отношении котельной зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП "Новатор" (приказ от 07.05.2018. N 285 о закреплении имущества в хозяйственном ведении, акт приема-передачи от 04.07.2018) и право собственности муниципального района.
Решением Хабаровского районного суда от 14.04.2020 по делу N 2- 833/2020 в отношении мазутной станции, кадастровый номер 27:17:0329204:3189 по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Гаровка-2, в/г N 14 как бесхозяйного имущества признано право собственности муниципального района.
Из переписки муниципального района, истца, ФГБУ "ЦЖКУ", ООО "Транссервис" (письма от 04.06.2018 N 1-7/1204, от 20.06.2018 N 370/4/3/3104, от 06.09.2018) следует, что летом, осенью 2018 года данные лица вели переговоры по зачистке резервуаров котельной (склада мазута) и вывозу остатков топлива.
На момент переписки переданное на хранение топливо истца было арестовано постановлением пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства N 3848503/17/99001-СД в связи с чем, остатки топлива вывезены не были.
Впоследствии хранитель предлагал поклажедателю вывезти имущество, направлялось письмо от 21.098.2020 N 370/У/1/4/8357 с проектом акта приема-передачи мазута топочного объемом 88,301 тн.
Представитель истца на приемку топлива из хранения не явился, о чем составлен акт N 1 от 30.08.2020.
Полагая, что при переходе собственности на котельную сельскому поселению одновременно переданы в собственность и остатки мазута, истец направил претензию от 25.06.2021 о возврате.
В досудебном порядке спор урегулирован не был, что послужило основанием для обращения АО "ГУ ЖКХ" в суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на не, заслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 АПК РФ).
С учетом приведенных выше обстоятельств, истцом должно быть доказано, что ответчик является лицом, который неосновательно обогатился за счет истца.
Между тем из дела следует, что топливо передавало истцом на хранение по договору N 280317-261 от 28.03.2017 конкретному лицу - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (хранитель), который по условиям договора (пункты 4.1.1, 4.2.3) должен был отвечать перед поклажедателем по обеспечению сохранности имущества, в том числе при передаче третьему лицу.
При этом, ответчик не приобретал спорный мазут по сделке, а также не совершал фактических действие по его приобретению, использованию для собственных нужд, поскольку это не подтверждено надлежащими доказательствами.
Передача в собственность сельского поселения котельной в п.Гаровка-2 сама по себе не предполагает одновременной передачи остатков мазута, находившихся в резервуарах топливного склада. Остатки мазута могли использоваться не только для работы котельной, но и любого иного аналогичного агрегата, то есть не являются частью котельной либо ее принадлежности как вещи.
Учитывая составление комиссионного акта снятия остатков от 02.05.2018 на момент передачи имущества в собственность сельского поселения, согласно котором на складах котельной находились остатки топлива в объеме 88,301тн. (остальной мазут использован для отопления в период 2017-2018 годы и компенсирован поклажедателю хранителем) получило объяснения в качестве свидетеля председателя указанной комиссии Карапетян А.Х.
Согласно пояснений свидетеля, остатки мазута в указанном объеме на момент составления акта располагались в действующем мазутном складе (8 надземных резервуаров Р54 и 1 подземный Р-20). При этом мазутная станция котельной, топливный склад, резервуары для хранения топлива и остатки мазута в собственность или на хранение поселению не передавались. Доказательства такой передачи отсутствуют.
По материалам не установлено, оформления необходимых письменных документов о передаче топлива в собственность поселения или на ответственное хранение. Такие документы суду не предоставлялись.
Кроме того, истцом не доказано самовольное использование сельским поселением остатков мазута. При этом, из представленной переписки следует, что остатки мазута сохранялись на складе и после передачи котельной в собственность муниципального района в августе 2018 года и в хозяйственное ведение МУП "Новатор", то есть как минимум до осени 2018 года.
На основании изложенного, вывод суда от отказе в исковых требованиях к ответчику соответствует материалам дела.
Несогласие истца с данной судом оценкой доказательств дела не свидетельствует о судебной ошибке.
Доводы о нарушении судом норм процессуального права проверены и не нашли своего подтверждения, поскольку истец был надлежащим образом извещен в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"; сведения о движении дела, а также документы размещались на сайте суда в картотеке дел. До момента принятия решения судом было обеспечено право сторон знать об аргументах и доказательствах иных лиц в соответствии со статьей 9 АПК РФ.
Соответственно, возникновение у истца возможных технических неполадок для подключения к онлайн заседанию, не являлось безусловным основания для отложения дела в силу статьи 158 АПК РФ. Рассмотрение дела в отсутствие истца не повлекло существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, которому предоставлялась отсрочка уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2021 по делу N А73-15540/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15540/2021
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ЖКС N1, МУП "НОВАТОР" ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ