г. Москва |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А40-228499/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу N А40-228499/21
по заявлению ООО "Газпром Экспорт" (ИНН 7706193766, ОГРН 1027739898284)
к Центральной энергетической таможне (ИНН 7708011130, ОГРН 1027700272830)
о признании недействительными уведомления и решения;
в присутствии:
от ООО "Газпром Экспорт" - Суздалев С.Н., дов. от 01.12.2021
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне с требованиями признать недействительным Уведомление Центральной энергетической таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 20.07.2021 года N 10006000/У2021/0001019, признать незаконным Решение Центральной энергетической таможни от 29.07.2021 о корректировке декларации на товары N 10006032/200918/0001515.
Решением от 10.12.2021 суд удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Представитель таможни в судебное заседание не явился, в связи с чем спор рассмотрен в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Из фактических обстоятельств дела следует, что в адрес ООО "Газпром экспорт" поступило Уведомление Центральной энергетической таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 20 июля 2021 года N 10006000/У2021/0001019.
Из мотивировочной части Уведомления ЦЭТ следует, что основанием для его направления послужило наличие, по мнению таможенного органа, неисполненной со стороны Общества обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006032/200918/0001515 от 20.07.2021 года, в размере 1 966 909,15 рублей РФ.
27 июля 2021 года ООО "Газпром экспорт" направило в ЦЭТ письмо N ГЭ/04- 4117, которым сообщило, что Уведомление ЦЭТ является необоснованным. Вместе с тем, поскольку исполнение Уведомления ЦЭТ является обязательным, Общество указало, что вынужденно уплачивает денежную сумму по указанному Уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства. переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
Таким образом, ООО "Газпром экспорт" вынужденно исполнило Уведомление Центральной энергетической таможни от 20 июля 2021 года N 10006000/У2021/0001019 об уплате пеней. Кроме того, 29 июля 2021 года Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке декларации на товары N 10006032/200918/0001515 (Решение ЦЭТ от 29.07.2021 года о корректировке ДТ N 10006032/200918/0001515), в соответствии с которым были скорректированы графы 47 и в декларации на товары N 10006032/200918/0001515. В результате принятия Решения от 29.07.2021 года о корректировке декларации на товары N 10006032/200918/0001515 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 1 966 909,15 рублей РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы обоснованно исходил из следующего.
Общество осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем, одной или нескольких полных таможенных деклараций.
Процедура таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/221216/0002189 на закачку природного газа в подземное хранилище газа (далее - ПХГ) в период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года в объеме 1 217 000 000 метров кубических (далее - ВТД). Согласно второму разделу граф 1 ВТД Обществом была заявлена процедура временного вывоза.
В целях надлежащего завершения таможенного оформления процедуры временного вывоза Обществом были поданы полная таможенная декларация N 10006032/190917/0001504 в отношении объемов природного газа в количестве 66 155 380 куб.м., закаченных в подземное хранилище газа (далее - ПХГ), в период с 01.08.2017 года по 31.08.2017 года.
В рамках ПВД N 10006032/190917/0001504 таможенным органом было принято решение о выпуске товара, о чем свидетельствует, в том числе, штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом в ПВД.
В дальнейшем со стороны Общества в целях осуществления поставки природного газа в августе 2018 года по Контракту с компанией "WIEH GmbH" (далее - Покупатель) в объеме 21 184 051 метров кубических таможенная процедура временного вывоза была завершена помещением временно вывезенного товара под таможенную процедуру экспорта путем представления в ЦЭТ декларации на товары N 10006032/200918/0001515 (далее-ДТN 10006032/200918/0001515).
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость была определена Обществом на основании второго метода по стоимости сделки с идентичными товарами. ДТ была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 20.09.2018 года.
После осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ДТ N 10006032/200918/0001515, между сторонами Контракта было заключено Дополнительное соглашение к Контракту об установлении окончательной цены обращение декларанта от 24.06.2021 года о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10006032/200918/0001515 (далее - Обращение), ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/200918/0001515/01 (далее - КДТ1) к ДТ и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ДТ N 10006032/200918/0001515, что подтверждается отметками ЦЭТ от 24.06.2021 года в графе "D" измененной ДТ N 10006032/200918/0001515.
В дальнейшем со стороны ЦЭТ было выставлено оспариваемое Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 20 июля 2021 года N 10006000/У2021/0001019 и принято оспариваемое Решение ЦЭТ от 29.07.2021 года о корректировке ДТ N 10006032/200918/0001515 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 1 966 909,15 рублей.
Вопреки доводам жалобы, судом верно применены нормы материального права, регулирующие спор.
Пенями в силу пункта 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289-ФЗ.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Под таможенной пошлиной согласно подпункту 33) пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд верно указал на то, что пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ.
Вместе с тем, при принятии ЦЭТ Решения от 29.07.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/200918/0001515 и выставления Уведомления об уплате пени, таможенным органом не было учтено, что в течение всего вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находились суммы авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающие сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило, в том числе, в размере 1 325 799 821,93 руб. в период с 21.09.2018 года по 01.10.2018 года, в размере 1 087 893 512,44 руб. в период с 02.10.2018 года по 17.10.2018 года, в размере 395 708 132,60 руб. в период с 17.10.2018 года по 28.04.2021 года, в размере 5 138 764 874,52 руб. в период с 29.04.2021 года по 30.04.2021 года, в размере 2 555 572 304,42 руб. в период с 01.05.2021 года по 31.05.2021 года, в размере 3 787 091 601,51 руб. в период с 01.06.2021 года по 24.06.2021 года.
Факт наличия в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей в вышеуказанных периодах и размере подтверждается материалами дела.
Таможенная пошлина была уплачена Обществом в полном объёме при подаче вышеуказанных таможенных деклараций, о чём свидетельствует, в том числе, штамп ЦЭТ "Выпуск разрешён" на таможенных декларациях.
В целях таможенного оформления поставленного природного газа в октябре 2018 года в адрес компании Uniper Global Commodities SE Общество представило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию N 10006032/171018/0001652 (далее - ПВД N 10006032/171018/0001652).
ПВД N IOOO6032/171018/0001652 была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 3 067 088 950,64 руб. своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен" от 17 октября 2018 года, проставленный таможенным органом в графе "С" ПВДN 10006032/171018/0001652.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в меньшую сторону в связи с заключением Дополнения от 30.04.2019 к Контракту, ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/171018/0001652/1 (далее - КДТ1) к ПВД.
В результате произведенной корректировки сумма таможенной пошлины по ПВД N 10006032/171018/0001652 составила 2 671 380 818,04 руб. КДТ1 к ПВД N 10006032/171018/0001652 была принята ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/171018/0001652/1, что подтверждается отметками ЦЭТ от 28.04.2021 года в графе "D" КДТ1.
28.04.2021 года Обществу была возвращена излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 395 708 132,60 рублей РФ по ПВД N 10006032/171018/0001652, что подтверждается графой 1075 Отчета ЦЭТ о движении денежных средств за период с 01.04.2021 по 30.04.2021.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в бюджете в период с 17.10.2018 года по 28.04.2021 года находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 395 708 132,60 рублей РФ.
В соответствии с расчетами Общества о движении денежных средств, а также операциями, производимыми Обществом, связанными с зачислением либо распоряжением авансовыми и таможенными платежами в федеральном бюджете находились вышеуказанные суммы авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в период с 29.04.2021 года по 24.06.2021 года, которые превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений таможенной пошлины.
Таким образом, допущенные, по мнению ЦЭТ, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 11 616 558,07 руб., при наличии факта нахождения в федеральном бюджете авансовых платежей, а также сумм излишне уплаченной таможенной пошлины в вышеуказанных периодах и размерах не могли послужить основанием для начисления пеней.
Учитывая, что вышеуказанные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, и находились в федеральном бюджете на протяжении всего периода, за который Обществу начислены спорные пени, становится очевидным тот факт, что в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
Принимая во внимание наличие в федеральном бюджете сумм авансовых платежей и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей, в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
Таким образом, судом верно установлено, что оспариваемое требование таможенного органа, вынесенное в отношении ООО "Газпром экспорт", противоречит нормам таможенного законодательства и нарушает права заявителя, который без законных на то оснований обязан согласно требованию выплатить денежные средства.
При изложенных фактических обстоятельствах дела, учитывая положения приведенных выше норм права, коллегия не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу N А40-228499/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228499/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ