г. Челябинск |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А47-5806/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09 декабря 2021 года по делу N А47-5806/2021.
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Макеев И.А. (доверенность от 21.04.2021, диплом, паспорт);
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Вяткина Е.А. (доверенность от 10.01.2022, диплом, служебное удостоверение).
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, АО "ЭнергосбыТ Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) N ПР-409 от 24.02.2021 (далее - Предписание).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "ЭнергосбыТ Плюс" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что выводы суда об определении объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, без учета объема электроэнергии по квартире, в отношении которой была проведена проверка, противоречит пункту 44, формуле 12 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг N 354, а также фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что во исполнение требований действующего законодательства АО "ЭнергосбыТ Плюс" в расчетном периоде сентябрь 2020 г. произвело перерасчет объемов потребления в квартире 1 по спорному адресу исходя из показаний индивидуального прибора учета, в результате в расчетном периоде сентябрь 2020 г потребление по квартире 1 составило "минус 14.271 кВт/ч". Общее потребление в других квартирах спорного дома за сентябрь 2020 г. составило "минус 13.560 кВт/ч". Тем самым в данном случае объем электроэнергии, потребленный при содержании и использовании общего имущества, не будет являться отрицательным. Увеличение объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, обусловлено вышеуказанным перерасчетом, в результате которого объем индивидуального потребления электрической энергии в целом по многоквартирному дому уменьшен.
Выводы суда о применении положений абзаца 2 пункта 44, пункта 46 Правил N 354 об отрицательных значениях платы за общедомовые нужды, а также положения пункта 45 Правил N 354 о нулевом значении такой платы в настоящем споре не применимы.
До начала судебного заседания от Общества поступило дополнение к апелляционной жалобе, от Инспекции - отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО "ЭнергосбыТ Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего требования прокуратуры Ленинского района г. Орска об организации и проведении проверки от 11.02.2021 N 7-13-2021АЧ фактов нарушения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу - электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды в МКД N 24 по ул. Станционной г. Орска, Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка АО "ЭнергосбыТ Плюс" в силу распоряжения N 409 от 16.02.2021 о ее проведении (л.д. 41-42).
В ходе проверки, установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД) по указанному адресу выбран и реализуется непосредственный способ управления домом; исполнителем коммунальной услуги - электроснабжение для жителей МКД является АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Собственником жилого помещения N 1 в МКД с 2017 года показания индивидуального прибора учета (далее также - ИПУ) электроэнергии не передавались, в связи с чем, определение платы за электроснабжение производилось в соответствии с требованиями пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В сентябре 2020 года по инициативе потребителя жилого помещения N 1 по указанному адресу Обществом проведена проверка контрольного съема показаний ИПУ в квартире N 1, по результатам которой выявлены расхождения в показаниях ИПУ, потребителю произведен перерасчет начисленной ранее платы за электроснабжение в сторону уменьшения платы на сумму 42073,96 руб., общий объем электроэнергии, потребленный жилыми помещениями, уменьшился на 13560 кВтч.
Результаты проверки зафиксированы в акте N А-409 от 24.02.2021, согласно которому Инспекцией установлено, что, к оплате потребителям, проживающим в указанном МКД в виде платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную на общедомовые нужды (далее также - ОДН), в сентябре 2020 года, выставлен объем электроэнергии на ОДН в количестве 13560 кВт/ч, что отражено в справках о расчетах ЖКУ с 01.01.2017 по 28.02.2021 (л.д. 51-53).
Инспекция выдала Обществу предписание N ПР-409 от 24.02.2021 на устранение нарушений со сроком исполнения - 05.05.2021, в котором указала на необходимость обеспечения соблюдения обязательных требований в части начисления платы за коммунальную услугу - электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды жителям МКД за сентябрь 2020 года в соответствие с пунктом 44 Правил N 354 (формула 10, 12 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Заявитель, полагая, что предписание N ПР-409 от 24.02.2021 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение N 493).
Таким образом, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроэнергию.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами.
Согласно пункту 40 Правил N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил N 354).
В силу пункта 45 Правил N 354, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Из содержания оспоренного предписания следует, что основанием для его выдачи послужил вывод Инспекции о нарушении Обществом пункта 44 Правил N 354 в части начисления платы за коммунальную услугу - электроснабжение в сентябре 2020 года.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 46 Правил N 354).
АО "ЭнергосбыТ Плюс" были представлены сведения о том, что в сентябре 2020 года в МКД потреблено электрической энергии по показаниям ОДПУ 803,44 кВтч, в жилых помещениях многоквартирного дома потреблено 711 кВтч., то есть в указанный период фактическая разница, определенная между показаниями ОДПУ электрической энергии и объемом электроэнергии, потребленном в жилых помещениях, составляет 92,44 кВтч, из чего следует, что фактический объем коммунальной услуги электроснабжение, потребленной на общедомовые нужды в сентябре 2020 года, составил 92,44 кВтч, на сумму 294 руб. по многоквартирному дому N 24 по ул. Станционная г. Орска, или 0,211 кВтч./кв.м. (0,67 руб./кв.м.) с учетом площади помещений в многоквартирном доме равной 437,8 кв.м.
При этом собственникам помещений в многоквартирном доме N 24 по ул. Станционной г. Орска в сентябре 2020 года Обществом была начислена плата за коммунальную услугу - электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, в размере 45 819,37 руб.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что начисление Обществом платы за коммунальную услугу - электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды в сентябре 2020 года, по указанному адресу, проведено с нарушением положений пункта 44 Правил N 354, пункта 13 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Доводы апеллянта основаны на неправильном толковании норм Правил N 354.
Заявителем не учтено, что до 01.07.2020 определение размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, производилось согласно положениям пункта 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей до 30.06.2020, размер платы за коммунальную услугу электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, определялся по формулам, согласно которым из показаний общедомового прибора учета вычитался объем потребления по жилым и нежилым помещениям и образовавшаяся разница распределялась между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, но не выше норматива потребления (формула 10, 11 Приложения 2 к Правилам N 354).
То есть ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальной услуги, независимо от фактического количества поставленного коммунального ресурса, начисление платы за коммунальные услуги на ОДН осуществляла в пределах норматива потребления (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
С 01.07.2020 расчет платы за электроснабжение на ОДН осуществлялось исходя из фактического объема потребления электроэнергии, согласно показаниям ОДПУ (постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950). В связи с чем, с указанной даты весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, распределяется в полном объеме между потребителями жилых и нежилых помещений (пункт 40 Правил N 354).
Так как потребителю квартиры N 1 спорного МКД произведен перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжения за три года, то соответственно объем электроэнергии, выставленный жителям, как объем электроэнергии на ОДН, также сформировался за три года. При этом право на расчет платы за электроснабжение на ОДН, исходя из фактического объема потребления электроэнергии согласно показаниям ОДПУ, предусмотрено в законодательстве только с 01.07.2020. Следовательно, до указанной даты объем электроснабжения на ОДН не мог быть выше норматива потребления.
На основании указанного апелляционная инстанция считает, что оспариваемое предписание соответствует нормам Правил N 354, действующим в спорный период, его требование не нарушает права Общества в предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответствие оспоренного ненормативного акта закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании его недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого предписания от 24.02.2021 N ПР-409 судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09 декабря 2021 года по делу N А47-5806/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5806/2021
Истец: АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчик: Государственнная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд