1 марта 2022 г. |
Дело N А83-21695/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбуновой Н.Ю., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Коротышев В.Г. по доверенности от 21.12.2021 N 90;
от Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Халилова Алима Арсеновича - Фисиков В.П. по доверенности б/н от 01.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2021 по делу N А83-21695/2019 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Крым к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Халилову Алиму Арсеновичу о расторжении соглашения и взыскании субсидии;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Халилову Алиму Арсеновичу (далее - Предприниматель) о расторжении заключенных между Министерством и предпринимателем: соглашения от 27.09.2018 N 149-ж и соглашения от 04.10.2018 N 175-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и взыскании с предпринимателя в пользу Министерства выданных по соглашениям субсидий в сумме 272 000 руб. и 857 786,40 руб. соответственно.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик нарушил условия соглашений от 27.09.2018 N 149-ж и от 04.10.2018 N 175-ж.
Решением от 03.12.2021 Арбитражный суд Республики Крым исковое заявление удовлетворил частично, взыскал с Халилова Алима Арсеновича в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Крым субсидию в размере 924 775,86 руб., в том числе: 73 638,25 руб. - по соглашению от 27.09.2018 N 149-ж, 851 137,61 руб. - по соглашению от 04.10.2018 N 175-ж. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт в части отказа в удовлетворении его требований и удовлетворить иск в полном объеме. Считает, что при принятии решения суд первой инстанции неправильно применил положения, предписывающие основания для возврата субсидии.
В представленном отзыве Предприниматель изложил свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По существу доводы апелляционной жалобы Министерства касаются только обжалуемой им части решения суда.
Поскольку Предприниматель ходатайства о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявил, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд проверяет законность решения Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2021 только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судебный акт не подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 сентября 2018 года между Министерством и предпринимателем заключено соглашение N 149-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 1.2 Соглашения показателем результативности использования Субсидии является: поголовье (на конец года) коров, голов - 17.
Субсидия предоставлена в размере 272 000 руб.
В соответствии с п. 2.1.2 Соглашения получатель субсидии обязан обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, указанных в пункте 1.2 соглашения.
В случае не достижения получателем субсидии показатель результативности предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, получатель субсидии берет на себя обязательство в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии возвратить излишне полученную субсидию до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (п. 2.1.8 Соглашения).
Согласно пункту 3.2 Соглашения получатель субсидии несет ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в предоставленных Главному распорядителю документах.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 01.04.2021 года (п. 4.1. Соглашения).
4 октября 2018 года Министерство и предприниматель заключили на аналогичных условиях соглашение N 175-ж с показателем результативности использования субсидии: поголовье (на конец года) коров, голов - 38. Размер субсидии 857 786,40 руб. Сумма субсидии перечислена Министерством ответчику.
По результатам контрольного мероприятия (акт проверки 58/14 от 28.08.2019) Министерство установило, что ответчиком первичные учетные документы, подтверждающие фактические затраты, отраженные в реестре документов, направленных в Министерство в пакетах документов для получения субсидии, к проверке не предоставлены по причине отсутствия. При этом отчет о выполнении показателей результативности за 2018 год в Министерство предоставлен и подтверждает показатель результативности.
Требованием от 12.09.2019 N 1376-ж Министерство предложило произвести возврат средств субсидий в полном объеме. Неисполнение требования о возврате субсидий ответчиком послужило основанием для обращения Министерства в суд.
Суд первой инстанции признал иск подлежащим частичному удовлетворению, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения).
В рамках реализации государственной программы Республики Крым Советом министров Республики Крым Постановлением от 09.02.2017 N 60 утвержден Порядок предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области животноводства в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с п. п. 1.4.1 п. 1.4 раздела 1 Порядка (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) субсидии предоставляются получателям субсидии, соответствующим требованиям, установленным настоящим Порядком, на возмещение части затрат при реализации мероприятий, указанных в подпункте 1.2.2 пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, зарегистрированным и (или) поставленным на налоговый учет и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым.
Согласно п. п. 2.1.10 п. 2.1 раздела 2 Порядка получатель субсидии несет ответственность за достоверность предоставляемых в Министерство документов для получения субсидии.
При рассмотрении спора предприниматель представил часть платежных документов, подтверждающих правомерность получения субсидий, оценив которые, суд республики признал, что сумма общих затрат по соглашению от 27.09.2018 N 149-ж подтверждена в размере 198 361,75 руб., в то время как сумма общих затрат, которая была отражена в реестре пакета документов, предоставленного для получения субсидии, составляла 340 000 руб. Сумма общих затрат по соглашению от 04.10.2018 N 175-ж составила 6648,79 руб., в то время как сумма общих затрат, которая была отражена в реестре пакета документов для получения субсидии, составляла 1 072 233 руб.
При таких обстоятельствах суд республики пришел к выводу, что взысканию с ответчика подлежит сумма разницы: по соглашению N 149-ж от 27.09.2018 в размере 73 638,25 руб., а по соглашению N 175-ж от 04.10.2018 в размере 851 137,61 руб.
Доводы истца о несоответствии реквизитов отдельных документов суд признал несостоятельными.
Суд республики также отказал в удовлетворении требований истца о расторжении вышеуказанных соглашений, поскольку на момент вынесения судебного акта срок действия соглашений (01.04.2021) уже истек.
Поддерживая в целом выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Порядок и сроки рассмотрения документов регламентированы в разделе 2.2. Порядка (в редакции от 09.06.2018). Согласно п. 2.2.3 Порядка документы, прошедшие проверку, выносятся на рассмотрение комиссии по вопросам предоставления субсидии, созданной при Министерстве (далее - комиссия).
В п. 2.2.4 Порядок предписывает, что в случае, если получатель субсидии указал некорректную информацию и/или фактически не подтвержденную документами запрашиваемую сумму субсидии, на рассмотрение комиссии выносится сумма субсидии, рассчитанная на основании фактически произведенных затрат, подтвержденных документами.
Таким образом, последствием отсутствия подтверждающих документов является, согласно Порядку, предоставление субсидии в меньшем размере. Поскольку спорный случай специально оговорен Порядком, рассматриваемая ситуация не относится к случаю "недостоверности представленной получателем субсидии информации" (пп. "б" п. 2.3.1 Порядка) и не может быть признана нарушением получателем субсидий условий, цели и порядка предоставления субсидии (п.4.2 Порядка).
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2021 по делу N А83-21695/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21695/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Глава Кфх Халилов Алим Арсенович, ИП Халилов Алим Арсенович
Третье лицо: МИФНС N9 по РК