г. Москва |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А41-71791/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" - Титова А.В. представитель по доверенности от 01.02.2022 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2021 года по делу N А41-71791/21, по заявлению Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСОБЛГАЗ" (далее - АО "МОСОБЛГАЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, заинтересованное лицо), в котором просило:
1. Признать незаконным Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 26.07.2021 N КУВД-001/2020 -19195789/4.
2. Обязать поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества: газопровод низкого давления протяженностью 57 м. по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, мкр. Северный, ул.Домодедовская, ул.Комсомольская.
3. Взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 149-152 т. 4).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Росреестра по МО, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "МОСОБЛГАЗ" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.10.2020 АО "Мособлгаз" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N MFC-0555/2020-1013484-1, а именно: о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на газопровод низкого давления протяженностью 57 м. по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, мкр. Северный, ул.Домодедовская, ул.Комсомольская.
29.10.2020 Уведомлением от N КУВД-001/2020-19195789/1 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановило до 29.01.2021 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
19.01.2021 АО "Мособлгаз" подано заявление о приобщении дополнительных документов (заявление N MFC-0555/2021-70560-1) вместе с которым представлен технический план от 19.01.2021.
25.01.2021 Управлением Росреестра вынесено уведомление о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2020-19195789/2.
26.01.2021 АО "Мособлгаз" подано заявление о приостановлении (заявление N MFC0555/2021-132993-1).
28.01.2021 Уведомлением N КУВД-001/2021-19434048/3 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановило до 26.07.2021 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
04.02.2021 АО "Мособлгаз" подало дополнительные документы (заявление N MFC0555/2020-211736-1) вместе с которым представлен технический план от 04.02.2021.
13.07.2021 АО "Мособлгаз" подало дополнительные документы (заявление N MFC0555/2020-1562836-1) вместе с которым представлен технический план от 13.07.2021.
В нарушение части 5.1. статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости и пункта 239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 278 уведомления о невозможности возобновления государственного учета и (или) государственной регистрации прав в адрес АО Мособлгаз не поступало.
26.07.2021 Уведомлением N КУВД-001/2020-19195789/4 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В качестве основания для приостановления государственного кадастрового учета Управлением Росреестра по МО от 29.10.2021 N КУВД-001/2020-19195789/1 указано, что схема расположения технического плана оформлена с нарушением пункта 55 Требований, сведения, указанные в разделе "Сведения о средствах измерений" технического плана, не соответствуют разделу "Схема геодезических построений" технического плана, в нарушение пункта 43 Требований объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010209:22, который не указан в техническом плане.
Согласно подпункту 4 пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено;
Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в ЕГРН, то в графе "3" строки "4" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе "3" строки "5" раздела "Характеристики объекта недвижимости" номера кадастровых кварталов, в границах которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану сооружения, газопровод проходит в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010209:22 в пределах кадастрового квартала 50:28:0010209.
Объект капитального строительства расположен на землях неразграниченной собственности. АО "Мособлгаз" было получено разрешение на размещение объекта от 03.07.2019.
Копия разрешения на размещение объекта включена в состав приложений к техническому плану.
Согласно техническому плану от 13.07.2021, представленному с заявлением N MFC0555/2020-1562836-1, также усматривается, что объект недвижимости расположен в пределах кадастрового квартала 50:28:0010209, в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010209:22, данные сведения указаны в разделе "характеристики объекта недвижимости" пункты 4, 5.
Таким образом, технический план полностью соответствовал требованиям действующего законодательства Российской Федерации, содержал исправленную информацию, отсутствие которой, по мнению управления, послужило основанием для приостановления регистрации.
Документы, с учетом изменений, были поданы обществом в установленном законом порядке и в установленный срок в связи с чем, у управления отсутствовали основания не учитывать дополнительно представленные документы при вынесении оспариваемого уведомления.
Кроме того, согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 26.07.2021 N КУВД001/2020-19195789/4 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав основанием для отказа кадастрового учета послужило следующее:
- пункт 7 части 1 статьи 26: полное вхождение ОКС в земельный участок;
- созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ - 51.17 кв.м. Точность проведения проверки: 0,10;
- созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ - 0,30 кв.м. Точность проведения проверки: 0,10;
- пункт 9 части 1 статьи 26:
Как верно указал суд первой инстанции, уведомление об отказе в государственной регистрации от 26.07.2021 в нарушение Административного регламента не соответствует обязательным требованиям, поскольку из содержания указанного уведомления не представляется возможным установить, в чем конкретно выразилось нарушение форм представленных документов и их несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
При изложенных обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Управление Росреестра по Московской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества: газопровод низкого давления протяженностью 57 м. по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, мкр.Северный, ул.Домодедовская, ул.Комсомольская.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2021 года по делу N А41-71791/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71791/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ