02 марта 2022 г. |
дело N А83-7849/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.03.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым 21.12.2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия (ОГРН 1149102047962, ИНН 9102028499; 295026, Республика Крым, Симферополь город, Гайдара улица, дом 3а)
к муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице администрации города Феодосии Республики Крым (ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516; 298100, Республика Крым, Феодосия город, Земская улица, дом 4),
о взыскании задолженности,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации города Феодосии Республики Крым" (ОГРН 1149102179566, ИНН 9108117628; 298100, Крым Республика, Феодосия город, Галерейная улица, дом 7а),
- муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоуправление "Дружба" (ОГРН 1159102047389, ИНН 9108106055;298100, Республика Крым, город Феодосия, улица В. Коробкова, дом 13);
- муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (ОГРН 1159102049182, ИНН 9108106320; 298100, Республика Крым, город Феодосия, улица Галерейная, дом 20),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала государственного унитарного предприятия Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация) с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в общем размере 191551,80 руб. по незаселенным муниципальным квартирам г. Феодосии.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.03.2021 требование о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 63563,78 руб. по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18, выделено в отдельное производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 исковое требование удовлетворено, с администрации в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" взыскана задолженность в размере 63563,78 руб.
Не согласившись с решением суда от 21.12.2021, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что истцом не представлены доказательства того, что право собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18, находится в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, зарегистрировано в установленном законом порядке; не представлены сведения о фактическом владении нежилым помещением в спорный период, когда осуществлялось его теплоснабжение. Апеллянт полагает, что истцом пропущен срок исковой давности при взыскании задолженности за период с ноября 2014 года.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Возражая против доводов апеллянта, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в отзыве указало, что предприятие, как единая теплоснабжающая организация на территории города Феодосии на основании подпункта "б" пункта 17 Правил доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ввиду отсутствия договора теплоснабжения с Администрацией, в спорный период поставила тепловую энергию в жилое помещение по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18. Администрация, как собственник муниципального имущества, обязана нести расходы по его содержанию. Ответчиком факт поставки тепловой энергии не оспорен, о некачественном отоплении в спорном жилом помещении не заявлено, следовательно, Администрация обязана оплатить потребленную тепловую энергию по установленному тарифу в соответствии с действующим законодательством. Об истечении исковой давности в арбитражном суде первой инстанции Администрация не заявляла.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 24.02.2022 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18, общей площадью 30,30 кв. м, находится в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Администрацией в адрес ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 20.06.2018 N 2-16/11228/1 был направлен перечень квартир, находящихся в муниципальной собственности, в который в том числе включено и жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18.
Филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
В отопительные периоды 2014-2020 годы ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" поставляло тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18.
С сопроводительными письмами от 19.11.2020 N 3307 и от 20.11.2020 N 3315 ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило Администрации счет от 19.11.2020 для оплаты услуг за период с ноября 2014 года по октябрь 2020 года, с требованием погасить задолженность по оплате поставленной тепловой энергии (т. 1, л.д. 28-32). Письма оставлены Администрацией без ответа и исполнения.
Неисполнение Администрацией обязанности по оплате тепловой энергии явилось основанием для обращения ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), 210, 539- 544 ГК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пришел к выводу, что Администрация как собственник муниципального имущества обязана нести расходы по его содержанию.
Проверив в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является требование теплоснабжающей организации к собственнику о взыскании задолженности за тепловую энергию, фактически поставленную в жилое помещение в многоквартирном доме, следовательно, к спорным правоотношениям применяются, прежде всего, специальные нормы жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении многоквартирных жилых домов (помещений).
ГК РФ признает в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества в многоквартирном доме как жилые, так и нежилые помещения (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности также общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
ГК РФ признает в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества в многоквартирном доме жилые и нежилые помещения (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности также общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Как установлено статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилой дом по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина, 9, кв. 18, оборудован системой централизованного теплоснабжения, следовательно, его отопление является обязательным условием содержания дома.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Аналогичные положения распространяются и на нежилые помещения.
В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии.
Судом установлено, что Администрация осуществляла в спорный период правомочия собственника в отношении спорного жилого помещения.
Администрацией в адрес ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 20.06.2018 N 2-16/11228/1 был направлен перечень квартир, находящихся в муниципальной собственности, в который в том числе включено и спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина д. 9, кв. 18, что также подтверждаются выпиской из перечня муниципальных квартир (т.1, л.д. 63).
Администрация не оспаривает, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина д. 9, кв. 18, находится в собственности муниципального образования, а лишь ссылается на отсутствие регистрации права собственности в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В указанных случаях государственная регистрация права собственности муниципального образования на недвижимость носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Уклонение от регистрации права собственности непосредственно собственником жилого помещения не может приводить к отказу в удовлетворении исковых требований ресурсоснабжаещей организации о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети рассматриваются как договорные.
Соответствующий вывод соответствует сложившейся судебной практике, в том числе нашедшей свое отражение в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020
В соответствии с пунктами 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
Ответчик факт поставки тепловой энергии в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Феодосия, ул. Ленина д. 9, кв. 18, не оспорил; о некачественном отоплении спорного нежилого помещения не заявил.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
Объем и правильность расчетов сторонами не оспаривается.
Обязательства по оплате за тепловую энергию за период с 01.11.2014 по 31.10.2020 на общую сумму 63563,78 руб. не исполнены.
Поскольку факт поставки тепловой энергии в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения искового требования о взыскании долга в размере 63563,78 руб.
Администрация в апелляционной жалобе ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
Рассмотрев указанный вопрос, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" заявление о пропуске срока исковой давности может быть подано при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения настоящего дела, в суде первой инстанции до принятия решения по существу ответчик о пропуске срока исковой давности не заявлял, суд апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не переходил, в связи с чем отсутствуют правовые основания для рассмотрения судом апелляционной инстанции вопроса о применении исковой давности.
Таким образом, требование ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании с Администрации задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 63563,78 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 по делу N А83-7849/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7849/2021
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ДРУЖБА", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N1"