г. Хабаровск |
|
02 марта 2022 г. |
А73-14709/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 28.01.2022 N 1-07/1068;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Цепляева Ю.В., представитель по доверенности от 18.01.2022;
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Процко Е.А., представитель по доверенности от 06.07.2021 N 01-29-8196;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2021
по делу N А73-14709/2021
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 272101001)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290)
об оспаривании представления от 06.08.2021 N 22-14-75/50-4942
третье лицо Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
(ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316)
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - казначейство) о признании недействительным представления от 06.08.2021 N 22-14-75/50-4942.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - Министерство соцзащиты).
Решением суда от 13.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, как принятое с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии вины. Полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание обстоятельства, касающиеся не достижения показателей по выплатам на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим указанные помещения в результате чрезвычайных ситуаций по причине длительной процедуры приобретения гражданами жилья. В свою очередь, показатель предоставления выплат гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, на осуществление капитального ремонта поврежденных помещений, не достигнут в связи с выявлением наличия в собственности у граждан иного жилого помещения. В обоснование довода о причинах несвоевременного представления отчетности о расходах заявитель сослался на формирование ее на основании сведений, которые имеются не только в распоряжении Министерства ЖКХ, но и иных органов (казначейства, Министерства соцзащиты). Считает, что данные обстоятельства не позволяют устранить указанные в представлении замечания в одностороннем порядке. В обоснование довода о неисполнимости оспариваемого акта ссылается на письмо Минстроя России от 21.09.2021 N 40262-АЛ/13.
В отзыве на апелляционную жалобу казначейство выразило несогласие с доводами заявителя, просило оставить в силе судебный акт.
Министерство соцзащиты поддержало позицию заявителя в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа от 26.04.2021 N 182 и пункта 32 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 28.04.2021 по 19.05.2021 специалистами казначейства проведена выездная проверка соблюдения Министерством ЖКХ с 01.01.2019 по 31.12.2020 предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 15.10.2019 N 2428-р, от 16.10.2019 N 2436-р, от 06.11.2019 N 2617-р, от 26.11.2019 N 2805-р.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2021 и вынесено представление от 06.08.2021 N 22-14-75/50-4942 с требованиями принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в срок до 10.09.2021; представить документально подтвержденную информацию о результатах исполнения представления в казначейство не позднее 24.09.2021.
Представление мотивировано: 1) нарушением пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 05.11.2019 N 069-17-2019-129 (далее - Соглашение N 069-17-2019-129), выразившимся в необеспечении в 2019 году достижения значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета по состоянию на 01.01.2020, установленных Соглашением N 069-17-2019-129 (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2019 N 069-17-2019-129/3) по мероприятиям "выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации" на 1 787,63 кв. метра и "выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации" на 3 010,8 кв. метра; 2) нарушением пункта 29 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее - Правила N 1327), пунктов 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения N 069-17-2019-129, выразившимся в необеспечении министерством в 2019 году своевременного представления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Министерство строительства и ЖКХ) в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 2019 год.
Не согласившись с представлением, Министерство ЖКХ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В силу части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Пунктом 1 статьи 81 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.
Согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 статьи 81 Кодекса.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (пункт 5 статьи 81 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
В связи с изложенным расходование средств резервного фонда осуществляется в строгом соответствии с утвержденным порядком использования бюджетных средств, нарушение которого расценивается как основание для выдачи органами внутреннего финансового контроля представления.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Данные правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Пунктом 3 Правил N 1327 регламентировано, что трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Министерство строительства и ЖКХ), как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и ЖКХ на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ представляют в указанное министерство перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и (или) перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых настоящему министерству на предоставление трансфертов, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений и общей площади поврежденных жилых помещений, которые на момент их утраты и повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (абзацы 1, 6 пункта 4 Правил N 1327).
Подпунктом "в" пункта 16 Правил N 1327 установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения о предоставлении трансфертов между Министерством строительства и ЖКХ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов РФ.
Согласно пункту 34 Правил N 1327 контроль за соблюдением субъектами РФ целевого использования бюджетных средств, источником софинансирования которых являются иные межбюджетные трансферты, а также порядка (целей и условий) их предоставления осуществляется, в том числе уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Пунктом 3 постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр) участником и координатором, ответственным за направление в Министерство строительства и ЖКХ перечней поврежденных и утраченных жилых помещений, а также заявок о предоставлении трансфертов, определено Министерство ЖКХ.
Распоряжением Правительства РФ 16.10.2019 N 2436-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 27.12.2019 N 3213-р) установлено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе до 337 189 тыс. руб. бюджету Хабаровского края.
В силу подпункта "в" пункта 16 Правил N 1327 между Министерством строительства и ЖКХ и Правительством Хабаровского края 05.11.2019 заключено Соглашение N 069-17-2019-129. В 2019 году заключены дополнительные соглашения от 27.12.2019 N 069-17-2019-129/1, от 28.12.2019 N 069-17-2019-129/2, от 30.12.2019 N 069-17-2019-129/3.
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Хабаровского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Дальневосточного федерального округа, за счет средств резервного фонда Правительством РФ, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству строительства и ЖКХ как получателю средств федерального бюджета.
Согласно пунктам 2.1-2.4 Соглашения N 069-17-2019-129 (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2019 N 069-17-2019-129/3), общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Хабаровского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, в 2019 году составил 340 594 946,00 руб., в том числе средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета не более 337 189 000,00 руб.
Пунктами 4.3.3, 6.1.1. указанного Соглашения определено, что Правительство Хабаровского края обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением N 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Министерство ЖКХ является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим взаимодействие с Министерством строительства и ЖКХ, на который Правительством Хабаровского края возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и представление отчетности.
Соглашением N 069-17-2019-129 урегулированы значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на 2019 год в виде: предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью - 3 198,8 кв.м; предоставления выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью - 8 154,0 кв.м.
Отчетом о достижении результатов по состоянию на 01.01.2020, сформированным Министерством ЖКХ, подтверждено фактическое значение результатов в форме предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью - 1 411,17 кв.м (отклонение от планового значения составило 1 787,63 кв.м.) и выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, общей площадью - 18 896,6 кв.м. (отклонение от планового значения составило 3 010,8 кв.м).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2020 Министерством ЖКХ не было обеспечено за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в 2019 году достижение значений результатов мероприятиями в форме выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, на 1 787,63 кв.м. и в форме выплаты на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на 3 010,8 кв.м., тем самым нарушены условия и порядок предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения N 069-17-2019-129.
Согласно подпункту "в" пункта 16 Правил N 1327 иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством строительства и ЖКХ высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (Правительством Хабаровского края) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Пунктом 29 Правил N 1327 (в редакции, действовавшей в спорный период) регламентирован порядок формирования отчетности об исполнении условий предоставления трансфертов, который устанавливается соглашением о предоставлении трансфертов. Указанная отчетность передается в Министерство строительства и ЖКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Исходя из пункта 4.3.5 Соглашения N 069-17-2019-129, Правительство Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ обязуется обеспечивать предоставление в Министерство строительства и ЖКХ в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчеты: - о расходах бюджета Хабаровского края, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению N 4 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 5 числа месяца, следующего за кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (пункт 4.3.5.1); о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по форме согласно приложению N 5 к настоящему Соглашению, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (пункт 4.3.5.2).
Органом финансового контроля в ходе проверки установлены случаи нарушения сроков представления в Министерство строительства и ЖКХ в форме электронного документа в ГИС "Электронный бюджет" Отчета о расходах (25.01.2020), Отчета о достижении результатов (10.01.2020).
Следовательно, в нарушение пункта 29 Правил от 16.10.2019 N 1327, пунктов 4.3.5, 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения N 069-17-2019-129, Министерством ЖКХ не обеспечено своевременное представление в соответствующий орган в форме электронного документа в ГИС "Электронный бюджет" отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта за 2019 год.
При таких обстоятельствах изложенные в пунктах 1 и 2 представления требования следует признать законными.
Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) вины заявителя, вызванные затруднительностью исполнения условий Соглашения N 069-17-2019-129 (в том числе длительная процедура приобретения гражданами жилья, наличие у них иного жилого помещения в собственности, формирование отчетов на основании данных иных органов), в силу статьи 67 АПК РФ не имеют значения при рассмотрении настоящего спора с предметом о проверке законности представления, в котором зафиксирован факт неисполнения вышеуказанных условий Соглашения и предложено только принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений.
С учетом положений статьи 270.2 БК РФ судебная коллегия отклоняет довод заявителя о неисполнимости оспариваемого представления, поскольку акт содержит информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ, нарушениях условий Соглашения. Кроме того, обращенное к заявителю требование о принятии мер по устранению причин и условий их совершения позволяет, принимая во внимание существо выявленных нарушений, определить без какой-либо дополнительной конкретизации как причины, так и условия совершения допущенных нарушений, соответственно, принять самостоятельно меры к их устранению.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание при проверке указанного довода, что представление от 06.08.2021 N 22-14-75/50-4942 исполнено Министерством ЖКХ.
С учетом установленных по делу обстоятельств апелляционный суд полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного требования, поскольку оспариваемое представление вынесено органом финансового контроля в рамках реализации результатов контрольного мероприятия в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры вынесения данного документа и требований к его оформлению; представление не нарушает права и законные интересы заявителя, не влечет наступления каких-либо негативных для него последствий.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2021 по делу N А73-14709/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14709/2021
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, УФК по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края