город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2022 г. |
дело N А32-37776/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.12.2021 по делу N А32-37776/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения" (ИНН 2361012537, ОГРН 1152361012253)
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения" (далее - общество, ООО "УК "Евгения") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - административный орган, инспекция, ГЖИ Краснодарского края) об оспаривании постановления от 20.07.2021 N 000914 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Евгения" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составляет два месяца. Общество должно было в месячный срок составить перечень мероприятий: по МКД N 49/3 в срок до 22.04.2021 (срок давности привлечения истек - 23.06.2021), по МКД N 16 в срок до 06.05.2021 (срок давности привлечения истек - 06.07.2021), по МКД N 59/7 в срок до 27.04.2021 (срок давности привлечения истек - 27.06.2021), по МКД N 59/8 в срок до 27.04.2021 (срок давности привлечения истек - 27.06.2021). Общество направляло ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, однако оно не было рассмотрено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 21.05.2021 инспекцией в ходе проведения плановой проверки осуществления ООО "УК "Евгения" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Ейск, ул. Коммунистическая, 49/3, ул. Плеханова, 16, ул. Красная, 59/7, 59/8, ул. Островского, 8, на основании распоряжения от 07.05.2021 N 1641, установлен факт осуществления обществом деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно:
- у единоличного исполнительного органа общества - директора Силка Н.А. в период с 21.02.2020 по 30.06.2020 отсутствовал квалификационный аттестат;
- обществом в месячный срок не составлен перечень мероприятий и не установлены объемы работ, необходимые для подготовки МКД N 49/3 и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период (не уточнены объемы по текущему ремонту);
- в месячный срок не составлен перечень мероприятий, не установлены объемы работ, необходимые для подготовки МКД N 16 и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период (не уточнены объемы по текущему ремонту);
- в месячный срок не составлен перечень мероприятий и не установлены объемы работ, необходимые для подготовки МКД N 59/7, его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период (не уточнены объемы по текущему ремонту);
- в месячный срок не составлен перечень мероприятий и не установлены объемы работ, необходимые для подготовки МКД N 59/7, его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период (не уточнены объемы по текущему ремонту);
- имеются места повреждения (отслоения) окрасочного и штукатурного слоя на стенах в подъезде N 1, которые были зачищены, но вместе с тем допущено просвечивание нижележащих слоев, не обеспечена однотонная глянцевая или матовая поверхность, а также имеются повреждение поверхности цоколя;
- в месячный срок не составлен перечень мероприятий и не установлены объемы работ, необходимые для подготовки МКД N 59/8, его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период (не уточнены объемы по текущему ремонту);
- не обеспечена влагозащита наружных стен, допущено увлажнение стен при входах в подъезды N 1, 2, 3, 4 (под козырьками), а также видимое увлажнение (загнивание) деревянных конструкций козырьков подъездов N 2, 3, неплотное примыкание материала козырька к стенам, попадание атмосферных осадков в виде дождя через козырьки на входные крыльца, повреждение окрасочного слоя цоколя, отсутствие обшивки козырьков над входами в подъезды N 4, 2, отсутствие отдельных элементов обшивки козырька N 1 и N 3, наличие увлажнения деревянной конструкции кровли над квартирой N 13 (не обеспечена защита от увлажнения деревянной конструкции над квартирой N 13 от протечек кровли);
- обществом не проведен весенний осмотр МКД N 8 в 2021 году, не разработан перечень мероприятий, необходимых для подготовки МКД N 8 на текущий год;
- в паспортах готовности многоквартирных домов по ул. Коммунистической, 49/3, ул. Плеханова, 16, ул. Красной, 59/7, 59/8, ул. Островского, 8 в городе Ейске к эксплуатации в зимних условиях не отражены объемы выполненных работ по подготовке данных МКД к эксплуатации в зимних условиях, а также обеспеченность объекта песко-соляной смесью, инструментом и инвентарем для зимней уборки территорий.
Выявленное квалифицировано ГЖИ Краснодарского края как нарушение п. 2 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. 2.1.5, 2.6.10, 4.2.1.1, 4.2.1.9, 4.2.3.13, 4.2.3.4, 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы N 170), ч. 1, 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункты 3.2.8, 4.2.3.4 Правил и норм N 170 (далее - Правила содержания N 491), п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), приложения N 9 Правил и норм N 170.
Указанное зафиксировано инспекцией в акте проверки от 21.05.2021 N 000347.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным лицом инспекции в отношении ООО "УК "Евгения" составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2021 N 001500 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением от 20.07.2021 N 000914 ООО "УК "Евгения" привлечено к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 ЖК РФ, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 193 ЖЕ РФ лицензионными требованиями является наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата.
В соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержания N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Пункт 2.1.5 Правил и норм N 170 устанавливает обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Пункт 2.6.10 Правил и норм N 170 закрепляет положение о готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, которая подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Пункт 4.2.1.1 Правил и норм N 170 устанавливает обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пункт 4.2.1.9 Правил и норм N 170 устанавливает, что для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов.
Согласно пункту 4.2.3.13 окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
В соответствии с пунктом 4.2.3.4 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
Пункт 4.6.1.1 устанавливает обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
чистоту чердачных помещений и освещенность;
достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Судом первой инстанции установлено, что по МКД N 59/8 обществом представлены планы по подготовке к ОЗП на 2019-2020, 2020-2021 годы и текущего ремонта. Представленное не подтверждает обоснованность отсутствия иных планов, перечня мероприятий по подготовке МКД N 59/8 на текущий год и следующий год к проверке. Представленные в ходе проверки акты проведенных осеннего осмотра за 2018 год, весеннего и осеннего осмотров МКД N 8 за 2019 год, а также перечисленные в акте приема-передачи от 02.04.2021 акты весенних и осенних осмотров за 2020 год, которые на момент проверки не представлены, не подтверждают обоснованность не проведения весеннего осмотра МКД N 8 в 2021 году и не разработки переченя мероприятий, необходимых для подготовки МКД N 8 на текущий год. Представленные паспорта готовности МКД, подлежащих проверке, к эксплуатации в зимних условиях за 2018, 2019, 2020 годы не обосновывают отсутствие в них указания объемов выполненных работ по подготовке МКД к эксплуатации в зимних условиях, а также не обеспеченность объекта песко-соляной смесью, инструментом и инвентарем для зимней уборки территорий.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом проверки, приложением к акту проверки, предписаниями, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Общество в апелляционной жалобе не оспаривает факт совершения правонарушения.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к правомерному выводу об осуществлении ООО "УК "Евгения" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
ООО "УК "Евгения" ссылается в жалобе на пропущенный срок исковой давности для привлечения его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Выявленное инспекцией правонарушение, вопреки доводам апелляционной жалобы, относится к категории длящегося правонарушения, следовательно, сроки привлечения начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно акту проверки, инспекцией вышеперечисленные нарушения обществом выявлены 21.05.2021. Срок давности привлечения ООО "УК "Евгения" истек 21.07.2021.
Постановление N 000914 от 20.07.2021 вынесено в рамках двухмесячного срока привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Ранее общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановлений от 18.06.2020 N 000382 по делу N 628/2020, от 01.10.2020 N 000602 по делу N 1002/2020.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. соответствует размеру санкции ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "УК "Евгения" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2021 по делу N А32-37776/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37776/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Евгения"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция КК