г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А56-48385/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Згурской М.Л., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Ильина С.А. по доверенности от 19.10.2021;
от ответчика: Ковалева А.А. по доверенности от 15.11.2021, Карасева М.М. по доверенности от 15.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-119/2022) товарищества собственников недвижимости "Выборжец" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2021 по делу N А56-48385/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к товариществу собственников недвижимости "Выборжец"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Выборжец" (Санкт-Петербург, пр.Просвещения, д.62, ОГРН 1037804064165, ИНН 7802098466; далее - Товарищество) об обязании представить истцу в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому по адресу: г. Санкт-Петербург, пр.Просвещения, д.62, лит.А: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл.почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственниками или пользователями которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии); с ответчика взыскать судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения.
Решением суда от 22.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 22.11.2021, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что вся информация, необходимая для выставления платежных квитанций передана. Податель жалобы указывает на то, что истец не доказал факт реального нарушения прав и интересов. Ответчик обращает внимание суда на чрезмерный размер неустойки.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия расположены многоквартирные дома, находящиеся в управлении Товарищества по адресам: Санкт-Петербург, пр.Просвещения, д.62, лит.А.
Предприятие, не располагая в нужном объеме сведениями о собственниках помещений многоквартирных домов и теплоснабжаемых объектах, необходимыми для качественного оказания коммунальных услуг по теплоснабжению, обратилось к ответчику с письмом от 18.02.2021 N 58-13/599 о предоставлении сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Непредставление сведений о собственниках многоквартирного дома и объектах теплоснабжения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организации, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57 (1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае истец не ссылается на отсутствие у него сведений из реестра собственников, настаивает на представлении сведений, указанных в пункте 6 Правил N 354, а именно персональных сведений о собственниках и пользователях квартир.
В данном случае из материалов настоящего дела следует, что прямые договоры собственников помещений в многоквартирном доме с Предприятием заключены с 01.12.2020.
Из буквального содержания пункта 6 Правил N 354 следует, что сведения Товарищество обязано передавать ресурсоснабжающей организации, приступающей к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Данной нормой не предусмотрена обязанность по изготовлению отсутствующих документов и получению сведений и последующей их передаче другому лицу, в том числе оказывающему коммунальную услугу. Товарищество обязано предоставлять сведения при их наличии, то есть если они ранее были ему переданы, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу.
Истец не обосновал, что отсутствие у него истребуемой от ответчика информации, а именно персональных данных о собственниках и пользователях помещений (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес эл.почты, количество лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое помещение и их копии), в порядке части 11 статьи 161 ЖК РФ необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, препятствует оказанию услуг по прямым договорам, при том, что в данном случае эти услуги уже оказываются с декабря 2020 года и соответствующие начисления производятся собственникам.
Таким образом, истец, обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, не доказал нарушение его прав на проведение расчетов.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" дополнен, в частности, статьей 20.2, согласно которой действие пункта 3 части второй статьи 124 ГПК Российской Федерации в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых, в частности, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, приостановлено до 1 января 2022 года.
Действие пункта 3 части 2 статьи 124 ГПК РФ далее приостановлено до 01.07.2022 в части предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника в заявлениях о выдаче судебного приказа, подаваемых занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства лицами, указанными в федеральном законе от 01.04.2020 N 98-ФЗ.
С учетом приведенных норм, истец не доказал нарушение его прав на идентификацию стороны прямого договора и наличия каких-либо препятствий для обращения в суд с исками к собственникам и пользователям помещений.
Истец, обращаясь с иском в суд, не привел приемлемых пояснений относительно того, что персональные сведения собственников и пользователей помещений, необходимы для расчета платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящими Правилами N 354, как это предусмотрено в пункте 6 этих же Правил.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354 ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. По смыслу указанных норм ресурсоснабжающей организации предоставляются сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. Из материалов дела следует, что указанная информация у истца имеется, поскольку начисления собственникам производятся с 2020 года. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Таким образом, в данном случае при представлении ответчиком имеющейся у него информации о собственниках и помещениях в доме, необходимой для начисления платы за коммунальную услугу, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о предоставлении ответчиком сведений, не связанных с расчетом платы за коммунальную услугу, и которые у него отсутствуют и он не имеет объективной возможности получить соответствующую информацию от компетентных органов.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что абзацы семь и восемь пункта 6 Правил N 354 являлись предметом судебного контроля. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 N АКПИ21-732 пункт 6 Правил N 354 признан соответствующим жилищному законодательству, гражданскому законодательству и законодательству в области персональных данных.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, Общество обладает (должно обладать) сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил N 354.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что по запросу Предприятия Товарищество представило сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, которыми Товарищество располагало.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Исходя из содержания части 1 статьи 9 Закона о персональных данных следует, что именно субъект персональных данных (в данном случае собственник или пользователь помещений в многоквартирных домах) должен своей волей принять решение о предоставлении своих персональных данных Товариществу. Законных инструментов для обязания собственника или пользователя помещений в многоквартирных домах в принудительном порядке (вопреки его воле) предоставить свои персональные данные организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, не предусмотрено.
Согласно пояснениям представителей Товарищества, ответчиком предприняты меры для получения персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, соответствующая информация о необходимости предоставления Товариществу данных для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией была размещена в общедоступных местах в доме, в почтовые ящики собственникам и пользователям переданы опросные листы. Однако предпринятые Товариществом меры не привели к получению запрошенных данных.
В постановлении от 05.02.2007 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты.
В силу объективных причин у Товарищества отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил N 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, которыми Товарищество не располагает и не имеет законных оснований их получить. Доводы Товарищества об отсутствии возможности исполнить требования истца подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины относятся на истца, уплаченные на основании платежного поручения от 17.12.2021 N 395 ответчиком 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат возмещению истцом.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2021 по делу N А56-48385/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу товарищества собственников недвижимости "Выборжец" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48385/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Товарищество собственников недвижимости "Выборжец"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32928/2022
02.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-119/2022
22.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48385/2021