01 марта 2022 г. |
Дело N А84-6702/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" - Ловкачева Антона Александровича, представителя по доверенности от 29.12.2021 N 34257;
Департамента городского хозяйства города Севастополя - Онищенко Евгения Юрьевича, представителя по доверенности от 01.12.2021 N 101,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года по делу N А84-6702/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" (299011, Севастополь, ул. Ленина, 48, офис 1, 2; ОГРН 1189204000820, ИНН 9204568422)
к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268)
о понуждении к заключению дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент, ответчик) о понуждении к заключению дополнительного соглашения к Соглашению об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от 14.08.2017 в редакции Общества.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года по делу N А84-6702/2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что с момента, когда собственник отходов публично от них отказался, поместив их в контейнер, или иное место, предназначенное для накопления отходов, и до момента их погрузки в мусоровоз, собственником таких отходов является собственник такого контейнера, а при его отсутствии орган местного самоуправления, т.е. ответчик, что и является основанием для заключения дополнительного соглашения, определяющего перечень мест накопления ТКО и КГО, состав контейнерного порядка и кратность вывоза отходов. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражения на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
14 августа 2017 года между Обществом (Региональный оператор) и Департаментом заключено Соглашение об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя (далее - Соглашение), согласно которому Департамент поручает, а Общество принимает на себя выполнение функций Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории города федерального значения Севастополя.
Ввиду отсутствия в данном Соглашении условий о времени и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов относительно конкретного места накопления отходов, истец письмом от 02.08.2021 за исх. N 1072 направил в адрес Департамента проект Дополнительного соглашения N 1 к Соглашению, определив в нем перечень мест накопления ТКО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), состав контейнерного парка, а также кратность вывоза ТКО и КГО с указанных мест накопления.
06 августа 2021 года за исх. N 5334/01-03-12/03/21 Департамент сообщил Обществу об отказе в согласовании и подписании Дополнительного соглашения N 1 к Соглашению.
26 августа 2021 года за исх. N 1200 истцом в адрес ответчика направлена претензия с просьбой подписать Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в суд о понуждении к заключению дополнительного соглашения к Соглашению об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от 14.08.2017 в редакции Общества.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") следует, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В данном случае региональным оператором является Общество.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В порядке пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована заключенным договором, и названным Постановлением.
Согласно абзацу 2 пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением N 1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
На основании пункта 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Исходя из пункта 5 указанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Существенные условия, такие как объем, время и периодичность вывоза ТКО, должны быть согласованы при заключении Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с непосредственным потребителем.
Предметом Соглашения между истцом и ответчиком является возложение на истца по результатам конкурсного отбора на период с момента заключения Договора по 31.12.2027 функций регионального оператора по обращению с ТКО в пределах города Севастополя.
Кроме того, в Соглашении определены зона деятельности регионального оператора, порядок обеспечения им сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, порядок исполнения региональным оператором своих обязательств в отношении с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО и иные условия.
В соответствии с Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 N 844-ПП вывоз отходов из мест временного хранения (контейнеров и бункеров-накопителей) осуществляется в соответствии с графиком по мере их наполнения. Кратность вывоза отходов определяется объемами образования отходов, сроком хранения отходов в местах временного хранения, но не менее одного раза в сутки. Вывоз отходов, образовавшихся во время ремонта, осуществляется в специально отведенные для этого места лицами, производившими этот ремонт, самостоятельно.
Ответственным за вывоз твердых коммунальных отходов с контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, в том числе за уборку отходов, высыпавшихся при погрузке, является региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "Благоустройство города "Севастополь").
Ответственными за санитарное состояние прилегающей территории контейнерных площадок (групп) являются лица, указанные в Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Севастополя, утверждаемых приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя.
В соответствии с приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25.03.2019 N 125-ОД "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Севастополя" утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя.
Из анализа указанных выше норм права следует, что порядок вывоза ТКО, включая его периодичность, определен нормативными правовыми актами, а также согласовывается при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который заключается между потребителем и региональным оператором.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3 статьи 453 ГК РФ).
Судами установлено полное соответствие содержания Соглашения требованиям, предъявляемым к такому виду договоров и установленным постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1057-1111 "Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между исполнительным органом государственной власти города Севастополя и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", сторонами достигнуты соглашения по всем существенным условиям такого договора.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Наличие обстоятельств, изложенных в данной статье, истцом не доказано,что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения условий Соглашения по решению суда.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что они подлежат отклонению ввиду следующего.
Ссылка истца на то, что с момента, когда собственник отходов публично от них отказался, поместив их в контейнер, или иное место, предназначенное для накопления отходов, и до момента их погрузки в мусоровоз, собственником таких отходов является собственник такого контейнера, а при его отсутствии орган местного самоуправления, т.е. ответчик, не является основанием для понуждения ответчика внести изменения в Соглашение по основаниям, изложенным выше.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года по делу N А84-6702/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6702/2021
Истец: ООО "БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА "СЕВАСТОПОЛЬ"
Ответчик: Департамент городского хозяйства города Севастополя