г. Москва |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А41-38580/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 по делу N А41-38580/21, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску ООО "Руспласт" (ОГРН: 5117746068259, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2011, ИНН: 7721746430, КПП: 507901001, Генеральный директор: Валиев Асад Ирза Оглы) к Министерству жилищной политики Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция "Г", ОГРН: 1185053037476, Дата присвоения ОГРН: 09.11.2018, ИНН: 5024190060, КПП: 502401001) третьи лица: -Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, дом 1, ОГРН: 1027700546510, дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7707018904, КПП: 502401001) -Главное управление культурного наследия Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, дом 1, ОГРН: 1165024054161, Дата присвоения ОГРН: 18.05.2016, ИНН: 5024165385, КПП: 502401001) -Администрация городского округа Шаховская Московской области (143700, Московская область, рабочий поселок Шаховская, улица 1-я Советская, 25, -, -, ОГРН: 1025007866080, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: 5079001435, КПП: 507901001) -ГБУ МО "МОСАВТОДОР" (143404, Московская область, Красногорск город, Райцентр улица, 8, А, ОГРН: 1025002879626, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2002, ИНН: 5000001525, КПП: 502401001) -МосковскоОкское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (117105, Москва город, Варшавское шоссе, 39А, ОГРН: 1087746311047, Дата присвоения ОГРН: 03.03.2008, ИНН: 7702667310, КПП: 772401001) -Московско-Окское БВУ (107140, Москва город, улица Красносельская Верхн., 17А строение 1Б, ОГРН: 1037739275617, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: 7733012419, КПП: 770801001) -Министерство экологии и природопользования Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, 1, ОГРН: 1025002042009, дата присвоения ОГРН: 02.12.2002, ИНН: 5018061444, КПП: 502401001) -Министерство имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, дом 1, ОГРН: 1025005245055, Дата присвоения ОГРН: 25.12.2002, ИНН: 7725131814, КПП: 502401001) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Руспласт" обратилось в суд с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области со следующими требованиями:
Признать незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области от 19.04.2021 г. об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительство" (номер обращения Р001-5079595064-44642700 от 16.04.2021 г.), обязать повторно рассмотреть обращение ООО "РусПЛАСТ" о выдаче разрешения на строительство с учетом отсутствия законных оснований для требования о предоставлении согласований Главного управления культурного наследия Московской области и Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 по делу N А41-38580/21 исковые требования ООО "Руспласт" удовлетворены частично. Решение Министерства жилищной политики Московской области от 19.04.2021 г. об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительство" (номер обращения Р001-5079595064-44642700 от 16.04.2021 г.). признано незаконным.
Министерство жилищной политики Московской области обязано зарегистрировать и рассмотреть обращение о выдаче разрешения на строительство.
Не согласившись с решением суда, Министерства жилищной политики Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
21.02.2022 в материалы дела от Главного управление культурного наследия Московской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства жилищной политики Московской области, ООО "Руспласт", Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Главного управления культурного наследия Московской области, Администрации городского округа Шаховская Московской области, ГБУ МО "МОСАВТОДОР", Московского Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Московско-Окского БВУ, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040305:933 площадью 31 982 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский район, д. Лобаново.
Общество обратилось в адрес Министерства жилищной политики 16.04.2021 г. с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на строительство" в отношении объекта "материальный склад" на земельном участке с кадастровым номером 50:06:0040305:933.
Министерством жилищной политики Московской области вынесено решение об отказе в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги N Р001-5079595064-44642700 от 19.04.2021 г.
В качестве основания для отказа министерство указывает, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В качестве разъяснений причин отказа министерство указывает на следующее:
- отсутствует раздел "пояснительная записка", а именно:
- отсутствует согласование Главного управления культурного наследия Московской области (проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов должно проводиться в соответствии со ст. 30 ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации"), с учетом проведенных археологических натурных исследований);
- отсутствует согласование Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Считая решение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс; в редакции, действующей на момент принятия отказа министерства) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительного кодекса.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Решением от 19.04.2021 г. министерство, не рассмотрев заявление по существу, отказало в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги (номер обращения Р001-5079595064-44642700) на основании пункта 12.1.4 Регламента в связи с тем, что заявителем не представлен полный пакет документов.
Между тем Градостроительный кодекс (в редакции, действующей на момент принятия отказа министерства) не предусматривает оснований для отказа в приеме (регистрации) заявления о продлении разрешения на строительство. Административный регламент не должен противоречить нормам ГРК РФ.
С учетом изложенного, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса уполномоченный орган при обращении к нему с заявлением о выдаче разрешения на строительство обязан выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование о признании незаконным оспариваемого решения подлежит удовлетворению.
В целях устранения нарушенных прав суд обязывает Министерство жилищной политики Московской области зарегистрировать и рассмотреть обращение общества о выдаче разрешения на строительство.
Вместе с тем, истцом также заявлены требования в части обязания с учетом отсутствия законных оснований для требования о предоставлении согласований Главного управления культурного наследия Московской области и Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Поскольку заявление общества о выдаче разрешения на строительство до настоящего времени не рассмотрено, данное заявление подлежит рассмотрению в установленном законом порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2021 года по делу N А41-38580/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38580/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШАХОВСКАЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Культурного наследия Московской области, ООО "РУСПЛАСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство жилищной политики Московской области