г. Пермь |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А71-5953/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Беляева К.П., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
от ответчика, Управления имуществом и земельных ресурсов администрации муниципального образования "Завьяловский район" - Жулдыбин Е.К., председатель ликвидационной комиссии, выписка из ЕГРЮЛ, Дорофеева Е.С., паспорт, доверенность от 01.02.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления имуществом и земельных ресурсов администрации муниципального образования "Завьяловский район",
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 03 декабря 2021 года
по делу N А71-5953/2021
по иску индивидуального предпринимателя Рыбниковой Лидии Павловны, (ОГРНИП 305184011300145, ИНН 183469499400)
к администрации муниципального образования "Гольянское" (ОГРН 1061841001958, ИНН 1808205875), Управлению имущества и земельных ресурсов администрации муниципального образования "Завьяловский район", (ОГРН1091841006465, ИНН 1841006718)
третье лицо: администрации муниципального образования "Завьяловский район", (ОГРН 1021800640620, ИНН 1808700020)
о признании право собственности, об обязании заключить договор аренды
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рыбникова Лидия Павловна, г. Ижевск (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район", с. Завьялово УР Администрации муниципального образования "Гольянское", УР, Завьяловский район, с. Гольяны о признании за индивидуальным предпринимателем Рыбниковой Лидией Павловной право собственности на объект с инвентарным номером 9206, незавершенный строительством на 25 % от общего объема работ, необходимых для ввода в эксплуатацию, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 18:08:072002:1557 по адресу: УР, Завьяловский район, с. Гольяны; одновременно просит обязать Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" заключить с индивидуальным предпринимателем Рыбниковой Лидией Павловной от имени Администрации муниципального образования "Завьяловский район" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:072002:1557 по адресу: УР, Завьяловский район, с. Гольяны без проведения торгов, однократно для завершения строительства объекта с инвентарным номером 9206, незавершенного строительством (магазин) на 25% от общего объема работ, необходимых для ввода в эксплуатацию.
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 03 декабря 2021 года по делу N А71-5953/2021 заявленные требования удовлетворены, признано право собственности истца на объект незавершенный строительством; суд обязал Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо, Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части обязания Управления заключить договор аренды земельного участка отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень). Согласно указанному Перечню в случае предоставления земельного участка в аренду для завершения строительства объекта незавершенного строительством к заявлению о предоставлении земельного участка собственник объекта незавершенного строительства прилагает сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. В соответствии с п. 1 ст. 39.6, п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Согласно условиям договора аренды, договор аренды земельного участка N 41/15-АР-ЗУ от 25.06.2015 считается прекращенным со дня, следующего за днем окончания срока аренды по названному договору (24.06.2020). Вместе с тем, заявление о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:072002:1557 по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Гольяны, подано истцом - 15.07.2021 (Вх. N 2917 от 15.07.2021). Кроме того, на указанном земельном участке имеется самовольная постройка (магазин) который не признан объектом незавершенного строительства. Разрешение на строительство истцом не получено. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Договор аренды земельного участка N 41/15-АР-ЗУ заключен сторонами после 01.03.2015 - 25.06.2015. Действующим Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена процедура продления срока действия договора аренды земельного участка. Из буквального толкования положений статьи 39.6 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015, следует, что земельным законодательством не предусмотрено автоматической пролонгации договора аренды земельного участка; поскольку нормы земельного законодательства имеют приоритет над нормами гражданского законодательства, положения статьи 621 ГК РФ с 01.03.2015 не применяются к отношениям, которые регламентируются земельным законодательством. Таким образом, оснований для продления договора аренды земельного участка от 25.06.2015 N 41/15-АР-ЗУ у Управления имущества не имелось. Апеллянт отмечает, что в случае завершения строительства объекта незавершенного строительством (магазин), истец имеет право поставить его на государственный кадастровый учет на основании технического плана, зарегистрировать право собственности в Управлении Росреестра по Удмуртской Республике и обратиться в адрес Управления имущества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ. Оспариваемым решением суд вмешался в организационно-распорядительную деятельность юридического лица, как структурного подразделения органа местного самоуправления Завьяловского района Удмуртской Республики, понудив к заключению договора. Судом не учтено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, судом не дана оценка всей совокупности обстоятельств с учетом предоставленных Управлением имущества отзыва, обращений истца, отказы Управления имущества в заключении (продлении) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:072002:1557 (письмо от 09.07.2020 N 2914, от 26.07.2021 N 3220) незаконными не признаны.
До начала судебного заседания от предпринимателя, Администрации муниципального образования "Завьяловский район", Администрации муниципального образования "Гольянское" поступили письменные отзывы на жалобу.
В судебном заседании представители Управления имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на отмене судебного акта в обжалуемой части.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.06.2015 между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район", действующего от имени Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (Арендодатель), и индивидуальным предпринимателем Рыбниковой Лидией Павловной (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка категории земель населенных пунктов площадью 643+/- 9 кв.м с кадастровым номером 18:08:072002:1557 с местоположением: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Гольяны, с разрешенным использованием: магазины (код 4.4).
Согласно п.п. 2.1 данного договора срок аренды участка установлен с 25.06.2015 по 24.06.2020.
В соответствии с п.п. 4.3.3. договора аренды по истечении срока договора арендатор имеет право на заключение нового договора аренды участка, при условии надлежащего исполнения обязанностей, установленных договором, в порядке и случаях, установленных действующим законодательством.
15.07.2015 на основании договора аренды от 25.06.2015 N 41/15-АР-ЗУ зарегистрировано обременение указанного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН N 99/2021/426939727 от 26.10.2021. Обременение не снято.
Вид разрешенного использования арендованного земельного участка - магазины (код 4.4.) определен в соответствии с действовавшим на момент подписания договора аренды Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Данный классификатор содержит наименование вида разрешенного использования земельного участка; описание вида разрешенного использования земельного участка; код (числовое обозначение вида разрешенного использования земельного участка). Код 4.4 согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков имеет наименование "магазины". Данный вид разрешенного использования земельных участков описывается следующим образом: "Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м".
На арендованном ИП Рыбниковой Л. П. земельном участке располагается объект, незавершенный строительством (магазин) площадью согласно техническому паспорту 241,4 кв.м, что соответствует разрешенному использованию земельного участка. Вида разрешенного использования земельных участков как "строительство магазинов" действовавшего на момент заключения договора аренды классификатор не содержал. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка в договоре аренды N 41/15-АР-ЗУ от 25.06.2015, а именно "магазины (код 4.4)" соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития N 540 от 01.09.2014.
25.06.2020 ИП Рыбникова Л.П. обратилась в Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" по вопросу о продлении срока договора аренды земельного участка.
09.07.2020 Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский района" отказало истцу в продлении договора аренды и в заключении договора аренды на новый срок с ссылкой на положения п. 15 ст. 39.8, п. 2 ст. 39.6, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что у истца отсутствует документ, подтверждающий право собственности на объект незавершенный строительством.
На земельном участке с кадастровым номером 18:08:072002:1557 располагается объект, незавершенный строительством (магазин). Разрешение на строительство истцом не получено. Возведенный истцом объект (магазин) соответствует целевому назначению земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенному использованию: магазины. В настоящее время на объект, незавершенный строительством, составлен технический паспорт по состоянию на 27.07.2021, объекту присвоен инвентарный номер 9206. Также имеются данные о том, что объект, незавершенный строительством завершен на 75 % от общего объема работ, необходимых для ввода вышеуказанного объекта в эксплуатацию.
В подтверждение соответствия объекта установленным градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения прав и законных интересов третьих лиц предпринимателем представлено заключение строительно-технической экспертизы N 04-ЮЛ-21 от 01.03.2021.
Согласно выводам эксперта объект незавершенного строительства, размещенный на земельном участке с кадастровым номером 18:08:072002:1557 площадью 643 кв.м., расположенном по адресу: Удмуртская республика, Завьяловский район, с. Гольяны является объектом недвижимости, имеет прочную связь с землей, ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению не возможна. Постройка является объектом капитального строительства. Объект незавершенного строительства, размещенный на земельном участке с кадастровым номером 18:08:072002:1557 площадью 643 кв.м., расположенном по адресу: Удмуртская республика, Завьяловский район, с. Гольяны соответствует градостроительным, строительным, а также требованиям безопасного воздействия на окружающую среду. В настоящий момент объект незавершенного строительства простоял определенный период, подготовлено к комплектованию оборудованием и оснащению необходимыми инженерными сетями. На момент осмотра здание не имеет внешних признаков разрушений или недопустимых деформаций, его эксплуатация не ухудшает состояние окружающей среды, что свидетельствует о том, что объект незавершенного строительства отвечает требованиям безопасности зданий сооружений. Поэтому перечисленные выше допущенные отступления не могут повлечь уничтожение постройки (здания), причинить вред жизни и здоровью людей, участвующих в строительстве, а также не могут повлечь повреждение и уничтожение имущества других лиц.
Ссылаясь на необходимость завершения строительства объекта, оформления прав на земельный участок, предприниматель обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя в части признания прав на незавершенный строительством объект, суд исходил из предоставления земельного участка для целей строительства, при этом судом не установлено допущение при возведении истцом спорного объекта существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, как и факта того, что спорный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возлагая на Управление обязанность заключить договор аренды земельного участка без торгов, суд указал, что в силу с подп. 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов возможно предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства, на срок до 3 лет. Отметив, что доказательств обращения Управления в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока действия заключенного договора земельного участка, на котором расположен спорный объект, об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов не представлено.
Судебный акт в части признания права собственности на незавершенный строительством объект не обжалуется, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в частности на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Пунктом 5 настоящей статьи предусмотрено предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подп.2).
Как разъяснено в п. 21 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022), совокупное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 г. однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В случае если объект так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в порядке ст. 239.1 ГК РФ с заявлением о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов.
Материалами дела подтверждается предоставление предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 18:08:072002:1557 на срок с 25.06.2015 по 24.06.2020 для целей строительства в связи с заключением договора аренды N 41/15-АР-ЗУ, обращение предпринимателя в целях продления арендных отношений в Управление письмом от 25.06.2020 о продлении договора, которое рассмотрено и Управлением принято решение об отказе в продлении договора аренды (ответ от 09.07.2020 N 2914), повторное обращение предпринимателя письмом от 02.03.2021 с просьбой о заключении договора, отказ Управления в рассмотрении данного обращения, выраженный в ответе от 28.04.2021 с указанием на отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления, третье обращение предпринимателя в Управление с заявлением от 15.07.2021 с просьбой о заключении договора, отказ Управления в рассмотрении данного обращения, выраженный в ответе от 26.07.2021 с указанием на несоответствие заявления установленным требованиям и отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о волеизъявлении предпринимателя на оформление арендных отношении по поводу владения и пользования земельным участком в целях завершения строительства объекта, своевременное обращение предпринимателя в адрес Управления с заявлением о необходимости оформления прав на земельный участок, что исключает признание обоснованными доводов апеллянта об обращении предпринимателя с заявлением по истечении срока действия договора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание Управления на положения ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в силу которой до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при соблюдении определенных условий.
Доказательств, препятствующих реализации такого права арендатора, Управлением не приведено.
Также суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие доказательств обращения Управления в суд с требованием об изъятии объекта предпринимателя путем продажи с публичных торгов после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.12.2008 N 8985/08, исходя из положений ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с утвержденным приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" Перечнем заявителем в целях реализации права на предоставление земельного участка на основании подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ необходимо было представить в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При этом статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как указано в ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку вопрос наличия у предпринимателя оснований для предоставления земельного участка в аренду без торгов, однократно для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства по существу Управлением не был рассмотрен, заинтересованное лицо фактически сослалось на несоответствие заявления требованиям приказа Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, между тем, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, решение суда в части возложения на заинтересованное лицо обязанности заключить договор аренды не может быть признано обоснованным, является преждевременным.
Учитывая, что вопрос о праве предпринимателя в отношении незавершенного строительством объекта разрешен при рассмотрении настоящего дела, заинтересованному лицу надлежит рассмотреть заявление предпринимателя на предмет его обоснованности и принять по нему соответствующее решение, как это предусмотрено ст. 39.17 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 декабря 2021 года в обжалуемой части подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 03 декабря 2021 года по делу N А71-5953/2021 в обжалуемой части изменить. Изложить абзац 3 резолютивной части судебного акта в следующей редакции:
"Обязать Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район", УР, с. Завьялово (ОГРН1091841006465, ИНН 1841006718) рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Рыбниковой Лидии Павловны о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:08:072002:1557 без проведения торгов, однократно для целей завершения строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5953/2021
Истец: Рыбникова Лидия Павловна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Гольянское", Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Завьяловский район"