г. Самара |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А55-30339/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС" - представителя Косяченко Е.В. (доверенность от 17.06.2021 N 3),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Уваровой Г.В. (доверенность от 09.09.2020),
от Бирюкова О.М. - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года по делу N А55-30339/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
третье лицо - Бирюкова О.М.,
о признании незаконным и отмене предписания N г.о. Ч-90997 от 11.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N г.о. Ч-90997 от 11.08.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Бирюкова О.М. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года по делу N А55-30339/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года по делу N А55-30339/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 27.05.2020 в 14 часов 15 минут по адресу: г. Чапаевск, ул. Ленина, д.68 "А" в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ООО "ПромБизнес" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом от 08.09.2014 N 12, имеет соответствующую лицензию N 113 от 22.04.2015.
Согласно акту проверки N г.о.Ч-90687 от 27.05.2020 ООО "ПромБизнес" осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чапаевск, ул. Ленина, д.68 "А", с нарушением пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), выразившегося в неисправности железобетонной плиты балкона квартиры N73 дома N 68 "А" по ул. Ленина г.о. Чапаевск (разрушение, бетона по краям и на поверхности нижней зоны, наличие трещин, обрушение фрагментов бетона, оголение и коррозия металлических арматурных стержней, отсутствие гидроизоляции на поверхности верхней зоны).
В связи с чем, ООО "ПромБизнес" было выдано предписание от 27.05.2020 N г.о.Ч-90687 со сроком исполнения до 17.07.2020.
Проверкой исполнения данного предписания в установленный срок, проведенной 11.08.2020, было установлено неисполнение ранее выданного предписания, о чем был составлен акт проверки от 11.08.2020 N г.о.Ч-90997 и было выдано новое предписание от 11.08.2020 N г.о.Ч-90997 со сроком исполнения до 12.10.2020 (л.д.20, 107).
При этом как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "ПромБизнес" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чапаевск, ул. Ленина, д.68 "А" с нарушением пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, выразившегося в неисправности железобетонной плиты балкона квартиры N 73 дома N 68 "А" по ул. Ленина г.о. Чапаевск (разрушение, бетона по краям и на поверхности нижней зоны, наличие трещин, обрушение фрагментов бетона, оголение и коррозия металлических арматурных стержней, отсутствие гидроизоляции на поверхности верхней зоны).
Жилищная инспекция вынесла в адрес управляющей компании повторное предписание об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым обществу необходимо провести восстановительные работы по железобетонной плите балкона квартиры N 73, обеспечивающие безопасное проживание жителям квартир NN 70,73.
Не согласившись с предписанием об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 11.08.2020 N г.о. Ч-90997 ООО "ПромБизнес" обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявленными требованиями.
В обоснование заявленных требований ООО "ПромБизнес" ссылается на следующие обстоятельства.
По мнению заявителя, ГЖИ Самарской области при вынесении предписания не были надлежащим образом исследованы и установлены все обстоятельства, а именно тот факт, что причиной разрушения балконной плиты над квартирой N 70 дома N 68А, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Ленина, является ненадлежащая эксплуатация конструкций собственниками квартир N 70 и N 73.
При этом ООО "ПромБизнес" принимает все необходимые меры для надлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного дома, в том числе данной балконной плиты.
Кроме того, заявитель считает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку проведение восстановительных работ железобетонной плиты балкона квартиры N 73 с учетом имеющихся на ней повреждений невозможно, плита находится в аварийном состоянии, требуется ее замена. Данные работы относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома, проведение которого в предусмотренный предписанием срок невозможно.
В свою очередь, как указывает заявитель, ООО "ПромБизнес" выполнены требования, предусмотренные п. 9 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, а именно: установлена причина разрушения балконной плиты в ходе проведения визуального осмотра, после проведения экспертного исследования установлено, что причиной разрушения бетонной плиты явилась ненадлежащая эксплуатация конструкцией собственниками квартир N 70 и N 73, собственнику квартиры сообщено о необходимости произвести демонтаж остекления балкона (л.д.50).
В настоящее время остекление балкона демонтировано.
Из экспертного исследования следует, что для приведения балконной плиты работоспособное состояние требуется замена плиты на новую в рамках проведения капитального ремонта, в связи с чем, в НО "Фонд капитального ремонта" направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о проведении капитального ремонта балконной плиты.
Данные доводы заявителя судом обоснованно отклонены ввиду следующего.
Частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены лицензионные требования к лицензиату.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из части 2 статьи 8 закона N 99-ФЗ следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, установлены лицензионные требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед, собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила No491) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий, расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 11 (1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В соответствии с п. 9 Минимального перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относится, в том числе:
- выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно Правилам и нормам организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В силу раздела 4.2.4 (п.4.2.4.1, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.2.4.4) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил и норм), установлено, что работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий; при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В обетонированных (оштукатуренных) стальных балках необходимо проверять прочность сцепления бетона (раствора) с металлом. Отслоившийся бетон или раствор следует удалить. Защитный слой должен быть восстановлен.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что ООО "ПромБизнес" осуществляет деятельность по управлению данным многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом д) пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", п. 9 Минимального перечня, п.4.2.4.2. Правил и норм.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Чапаевского городского суда Самарской области от 11.09.2020 (дело N 12-63/20) постановление ГЖИ Самарской области от 09.06.2020 N г.о.Ч-90687, вынесенное в отношении директора ООО "Промбизнес" Салеховой Н.С. по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ оставлено без изменений.
Чапаевский городской суд Самарской области в рамках рассмотрения дела N 12-63/20 пришел к выводу о том, что несмотря на выводы, изложенные в экспертном заключении N 20К-05-03 от 03.06.2020, причиной разрушения балконной плиты над квартирой N 70 дома 68А, расположенной по адресу: Самарская область, г.Чапаевск, ул.Ленина, является ненадлежащая эксплуатация конструкций собственниками квартир N 70 и N 73 и для приведения балконной плиты в работоспособное состояние, требуется замена указанной плиты в рамках проведения капитального ремонта, работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
Кроме того, ненадлежащее техническое состояние (разрушение) балконной плиты между квартирами N 70 и N 73 многоквартирного дома 68А по ул. Ленина, г.о. Чапаевск подтверждено материалами дела, доказательств выполнения ООО "Промбизнес" в период осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 68А по ул. Ленина работ по восстановлению поврежденного участка балконной, плиты не осуществлено.
Включение многоквартирного дома N 68А по ул. Ленина г.о. Чапаевск в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с установлением срока проведения капитального ремонта его фасада не освобождает управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и проведению текущего ремонта до наступления срока капитального ремонта.
Также данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-19664/2020 и в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Законность оспариваемого заявителем предписания подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года по делу N А55-30339/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОМБИЗНЕС" (ОГРН 1076330002836, ИНН 6330034489) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 39 от 18 января 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30339/2020
Истец: ООО "ПРОМБИЗНЕС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Бирюкова О.М., ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области