г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А56-51326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Парнышкова О.Н., по доверенности от 16.04.2021;
от ответчика (должника): Войцеховская А.В., по доверенности от 13.07.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42900/2021) Комитета по культуре Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А56-51326/2021(судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению Комитета по культуре Санкт-Петербурга
к Автономной некоммерческой организации "Центр кинематографии"
о признании договора и дополнительного соглашения к договору недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по культуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Автономная некоммерческая организация "Центр кинематографии" (далее - Организация) о признании договора от 31.10.2018 N 265 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг и дополнительное соглашение от 31.10.2018 к договору недействительными в части предоставления АНО "Центр кинематографии" суммы 464 000 рублей, предоставленной в качестве субсидии согласно пунктам 1 договора и дополнительного соглашения, пункту 4 Сметы расходов на финансовое обеспечение затрат на создание кинофильма "Петербургские театры", являющейся приложением 2 к договору и дополнительному соглашению, и применить к договору и дополнительному соглашению последствия недействительности части сделки в виде односторонней реституции - возврата в бюджет излишне перечисленной суммы 464 000 рублей, полученной в качестве субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание кинофильма "Петербургские театры".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда от 14.11.2021 отменить, ссылаясь на то, что перечисление субсидии в избыточном объеме произошло вследствие нарушения порядка предоставления субсидии, которое было выявлено Комитетом в связи с поступившим представлением Прокуратуры Санкт-Петербурга об устранении нарушений федерального законодательства от 29.02.2020 N 07-12/12-20 и в результате проверки отчетности об использовании субсидии и отчетности о достижении показателей результативности предоставления субсидии.
Податель жалобы указывает, что перечисление части субсидии в сумме 464 00 рублей было произведено на основании договора и дополнительного соглашения и в соответствии с решением Комитета, однако, перечисление было осуществлено в нарушение требований статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге", постановления и распоряжения, исходя из которых недопустимым является превышение предельных объемов финансового обеспечения затрат, установленных приложением к Порядку, в связи с чем, заключение договора и дополнительного соглашения в части перечисления 464 000 рублей Организации Комитетом осуществлено в нарушение действующего законодательства. Порядок предоставления субсидии в 2018 году в связи с выполнением работ, оказанием услуг на территории Санкт-Петербурга, по созданию кинофильмов, в том числе в части оснований для возврата указанных субсидий, установлены не статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а вышеуказанными нормами действующего законодательства.
Податель жалобы считает, что факт целевого использования предоставленных АНО "Центр кинематографии" средств субсидии, а также своевременность предоставления ДНО "Центр кинематографии" отчетности правового значения для вынесения решения по существу заявленных требований Комитета не имеет, поскольку данные факты не являлись основанием для требований о возврате средств субсидии. Требование от 20.07.2020 N 01-24-910/20-0-0 об осуществлении возврата в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма было направлено Организации по результатам проверки, проведенной Комитетом в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 Порядка, которая, в свою очередь, была проведена в связи с представлением Прокуратуры Санкт-Петербурга.
11.02.2022 от АНО "Центр кинематографии" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Организации просил в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АНО "Центр кинематографии" обратилась 15.06.2018 в Комитет по культуре Санкт-Петербурга с заявкой на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий на развитие кинематографии.
По результатам проведенного конкурсного отбора, на основании решения экспертной комиссии по проведению конкурсного отбора АНО "Центр кинематографии" признано победителем конкурсного отбора и получателем субсидии на развитие кинематографии.
В соответствии с распоряжением Комитета от 16.07.2018 N 334 "О предоставлении субсидий" АНО "Центр кинематографии" предоставлена субсидия в размере 4 300 000 рублей в целях финансового обеспечения затрат по созданию кинофильма "Петербургские театры".
Перечисление субсидии осуществлялось в порядке и сроки, определенные договором от 31.10.2018 N 265 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг и дополнительным соглашением от 31.10.2018 к договору.
Обязательства Комитета перед АНО "Центр кинематографии" по договору и дополнительному соглашению Комитетом исполнены в полном объеме.
Прокуратурой Санкт-Петербурга была проведена проверка в отношении Комитета по культуре Санкт-Петербурга, по результатам которой вынесено представление от 29.02.2020 N 07-12/12-20 об устранении нарушений Федерального законодательства.
В представлении Прокуратуры Санкт-Петербурга отмечено, что по виду затрат "Оплата услуг по организации светового, звукового, видеосопровождения съемочного процесса (в том числе аренда оборудования, монтаж (демонтаж), доставка (вывоз)" предельный объем финансового обеспечения не должен превышать 30 % от суммы.
Комитетом проведена проверка соблюдения Организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с актом проверки соблюдения получателем субсидий целей, условий и порядка предоставления субсидий, достижения показателей результативности предоставления субсидий от 30.03.2020 Комитетом установлено, что в нарушение требований статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации договором предусмотрено предоставление субсидии АНО "Центр кинематографии" с превышением предельного объема финансового обеспечения по указанному виду затрат: вместо 1 290 000 рублей согласно договору субсидия предоставляется в размере 1 754 000 рублей.
Комитетом в адрес Организации 22.05.2020 направлено уведомление о нарушениях условий предоставления субсидий N 01-24-700/20-0-0, с указанием выявленных нарушений, согласно которому АНО "Центр кинематографии" предлагалось в добровольном порядке осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма "Петербургские тайны" в размере 464 000 рублей в срок до 11.06.2020.
Комитетом издано распоряжение от 17.07.2020 N 646 "О возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга", в соответствии с которым АНО "Центр кинематографии" необходимо осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма в размере 464 000 рублей.
Также в адрес АНО "Центр кинематографии" Комитетом было направлено требование от 07.02.2020 N 01-24-8803/19-0-2 об осуществлении возврата в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма.
Требование и копия распоряжения о возврате субсидии были получены АНО "Центр кинематографии" 19.09.2020.
Поскольку возврат денежных средств в размере 464 000 рублей АНО "Центр кинематографии" не осуществило, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Распоряжением Комитета от 16.07.2018 N 334 "О предоставлении субсидий" Организации предоставлена субсидия в размере 4 300 000 рублей.
Размер денежных средств в объеме субсидии определен Комитетом в соответствии с Порядком представления отчетности и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 N 352 "О предоставлении в 2018 году субсидий на развитие кинематографии", что подтверждается распоряжением Комитета от 16.07.2018 N 334, на основании которого был заключен договор с АПО "Центр кинематографии".
Порядок, сроки и форма представления отчетности об использовании субсидий, в том числе порядок, сроки и форма представления отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидий, утверждаются Комитетом.
Распоряжением Комитета от 25.05.2018 N 253 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 N 352" утверждены Порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидий на финансовое обеспечение затрат социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие кинематографии (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка представления отчетности субсидии предоставляются на основании договора в объеме средств, указанном в распоряжении Комитета о предоставлении субсидий.
По условиям пункта 7.7 договора получатель субсидии не позднее 25.12.2019 представляет Комитету отчет о достижении показателя результативности предоставления субсидии по форме в соответствии с приложением N 6 к распоряжению согласно приложению N 3 к договору.
Таким образом, объем средств, подлежащих перечислению в качестве субсидии, определяется распоряжением Комитета, порядок издания которого урегулирован в пунктах 11-14 Порядка представления отчетности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что соответствующие отчеты о достижении показателя результативности предоставления субсидии переданы АНО "Центр кинематографии" в Комитет в предусмотренные договором сроки - 01.12.2019 и 25.12.2019.
Доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании субсидии, Комитетом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом договор исполнен в полном объеме в установленный срок и в соответствии с целевым назначением
Комитет полагает, что поскольку перечисление части субсидии в сумме 464 000 рублей произведено на основании решения Комитета, принятого с нарушением требований статьи 78.1 БК РФ, статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге", постановления и распоряжения, исходя из которых недопустимым является превышение предельных объемов финансового обеспечения затрат, установленных приложением к Порядку, то договор и дополнительное соглашение к нему, заключенные с получателем субсидии, в этой части являются недействительными в порядке статьи 168 ГК РФ и к ним подлежат применению положения статьи 167 ГК РФ о возврате полученной Организацией части субсидии в спорной сумме.
Между тем, в части 5 статьи 78.1 БК РФ предусмотрено право включать в договоры с получателями субсидий условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с данным Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Таким образом, Комитет был вправе включать в проект договора условие о возможности его изменения по соглашению сторон в соответствии с частью 5 статьи 78.1 БК РФ, в том числе в части возврата субсидии в случае, если она предоставлена с нарушением норм действующего законодательства в большем размере.
Комитет также ссылается на результаты проверки, проведенной Прокуратурой Санкт-Петербурга в отношении Комитета по культуре Санкт-Петербурга, по результатам которой составлено представление от 29.02.2020 N 07-12/12-20 об устранении нарушений федерального законодательства.
Между тем Организация не являлась стороной проверки и на нее не может распространяться обязательность исполнения предписаний, указанных Комитету в представлении Прокуратуры от 29.02.2020 N 07-12/12-20.
Нормативно-правовые акты, на которые ссылается Комитет, и договор, заключенный с Организацией, не содержат условий, предусматривающих возврат бюджетных средств, предоставленных получателю субсидии сверх предельного объема финансового обеспечения по определенному виду затрат.
Доказательств, свидетельствующих о неверном расчете Комитетом размера субсидии и применения нормативов затрат, невыполнения задания, неправомерного расходования средств субсидии на выполнение задания, о наличии оснований для возврата субсидий, в материалы дела не представлено.
Кроме того, представитель Комитета в судебном заседании подтвердил правильность определения размера субсидии согласно формуле, содержащейся в Постановлении, превышения лимита субсидии не было допущено при ее предоставлении ответчику. Расхождения по суммам произошли внутри затрат по отдельным статьям, предусматривающие различные цели, содержащиеся в самой смете расходов на финансовое обеспечение затрат на создание фильма, при том, что общая сумма субсидии не превышена.
Суд первой инстанции также посчитал, что договор и дополнительное соглашение не признаны судом недействительными сделками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Оспариваемые Комитетом договор и дополнительное соглашение заключены в соответствии с Распоряжением Комитета от 25.05.2018 N 253 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 N 352", Распоряжением Комитета от 16.07.2018 N 334 "О предоставлении субсидий".
Указанные нормативно-правовые акты недействительными не признаны, изменения в части предоставления субсидий не внесены.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Ссылка суда первой инстанции на другую статью Бюджетного кодекса Российской Федерации не привела к неправильному принятию решения суда.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А56-51326/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51326/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: АНО "ЦЕНТР КИНЕМАТОГРАФИИ"