город Омск |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А70-14564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15786/2021) садоводческого некоммерческого товарищества "Колос" на решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14564/2021 (судья Шанаурина Ю.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к садоводческому некоммерческому товариществу "Колос" (ОГРН 1097206000484, ИНН 7206039950) о взыскании 18 712 руб. 57 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Колос" (далее - СНТ "Колос", ответчик) с требованием о взыскании задолженности в сумме 18 712 руб. 57 коп.
Решением от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14564/2021 исковые требования ООО "ТЭО" удовлетворены. С СНТ "Колос"
в пользу ООО "ТЭО" взыскана задолженность в сумме 15 781 руб. 20 коп., неустойка в размере 2 931 руб. 37 коп., неустойка в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки оплаты суммы основного долга, начиная с 03.08.2021 по день фактической оплаты, а также 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, СНТ "Колос" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, отказать в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя свою позицию, податель жалобы указывает на следующее:
истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуг в отношении 100 абонентов, поименованных в расчете ООО "ТЭО"; судом первой инстанции при разрешении спора не учтено, что сторонами велись переговоры по заключению договора для оказания дополнительных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), которые могут дополнительно образоваться по волеизъявлению участников СНТ "Колос"; выводы суда первой инстанции относительно того, что услуги в рамках договора исполнялись надлежащим образом не подтверждены материалами дела; тарифы, установленные распоряжениями Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21, от 27.06.2019 N 133/01-21, при расчете в отношении нескольких абонентов умножаются на конкретное число абонентов.
От ООО "ТЭО" поступил отзыв, в котором истец выразил несогласие с доводами, изложенными апеллянтом в жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей истца и ответчика.
Повторно рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции установил, что исковые требования ООО "ТЭО" мотивированы ссылкой на следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании соглашения с 01.01.2019, подписанного между ООО "ТЭО" и Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, ООО "ТЭО" является региональным оператором по обращению с ТКО, зона деятельности - Тюменская область в соответствии с территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжениями Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21, от 27.06.2019 N 133/01-21 утверждены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ТЭО", а также нормативы твердых коммунальных отходов.
Исходя из позиции истца, между сторонами ведутся переговоры по заключению договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/ объекта от 01.07.2019 N ТО02КО0200001301.
Фактически ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период июль, август 2019 года на сумму 15 781 руб. 20 коп.
В обоснование позиции о фактическом оказании услуг истец представил в материалы дела счета и универсальные передаточные документы за спорный период.
Претензией от 16.09.2019 N И-ПД-ТЭО-2020-19084 ООО "ТЭО" предложило СНТ "Колос" оплатить оказанные услуги за июль, август 2019 года.
Поскольку услуги не оплачены, ООО "ТЭО" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением о взыскании суммы задолженности.
Решением от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14564/2021 исковые требования ООО "ТЭО" удовлетворены, что послужило основанием для обращения ответчика в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
На основании пункта 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом размещено на официальном сайте в сети "Интернет" 07.12.2018.
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил N 1156.
При этом, в соответствии с абзацем четвертым пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Таким образом, с учетом действующего законодательства, до момента подписания между сторонами индивидуального договора правоотношения сторон существовали на условиях типового договора.
Вопреки позиции подателя жалобы, тот факт, что стороны осуществляли согласование условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.07.2019 N ТО02КО0200001301, с целью последующего его заключения, сам по себе не опровергает наличие либо отсутствия оснований для оплаты заявленной задолженности.
Как верно указано судом первой инстанции, договор с региональным оператором об обращении с ТКО обладает признаками абонентского договора.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором. Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами.
Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в том числе, постановлением от 05.03.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А70-19349/2019.
Таким образом, СНТ "Колос" как юридическое лицо обязано оплачивать оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО.
В порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств прекращения (приостановления) своей деятельности в исковой период (июль-август 2019 года), а учитывая вид деятельности ответчика, которая, как правило, носит сезонный характер, то продуцирование ТКО в летний период времени со стороны членов садоводческого товарищества предполагается, обратного из материалов дела не следует.
Учитывая, что ответчик в спорный период образовывал твердые коммунальные отходы, обращение с которыми осуществляет региональный оператор, вместе с тем будучи на законодательном уровне лишенным возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, на ответчике лежит обязанность утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Ссылаясь на то, что каждым членом СНТ заключен договор с региональным оператором, ответчик доказательств в подтверждение своей позиции в названной части не представил (статьи 9, 65 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенные нормы права применительно к обстоятельствам настоящего спора, заявленные исковые требования правомерно признаны судом обоснованными.
При расчете суммы заявленных требований истцом применены тарифы, установленных распоряжениями Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 N 08/01-21, от 27.06.2019 N 133/01-21, на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также нормативы твердых коммунальных отходов.
Расчет требований проверен апелляционным судом и признан обоснованным и правомерным, соответствующим нормам действующего законодательства и обстоятельствам настоящего спора.
Указанный расчет ответчиком не оспорен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Податель жалобы ссылается на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуг в отношении 100 абонентов, поименованных в расчете ООО "ТЭО".
Между тем, согласно объяснениям истца, не опровергнутым ответчиком, количество расчетных единиц, на которых основывался расчет ООО "ТЭО", сформировано путем получения информации с общедоступного сайта интернет.
Кроме того, при согласовании условий договора по обращению с ТКО от 01.07.2019 N ТО02КО0200001301 указано аналогичное количество расчетных единиц (приложение N 1 к договору). Разногласия в отношения указанного условия у сторон отсутствовали.
В данной связи, истец обоснованно осуществил расчет в отношении 100 расчетных единиц.
Таким образом, удовлетворив исковые требования о взыскании основного долга (15 781 руб. 20 коп.), суд первой инстанции принял правомерный и обоснованный судебный акт.
Самостоятельных возражений относительно удовлетворения акцессорных требований истца о взыскании неустойки в жалобе не приведено, в связи с чем обозначенные выводы не являются предметом апелляционного обжалования, а, следовательно, не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции, который не вправе выходить за пределы апелляционного обжалования по собственной инициативе (часть 5 статьи 268 АПК РФ, а также разъяснениями, данными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
При принятии судебного акта суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания, верно применил нормы права, подлежащие применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле, и принял законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14564/2021 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Колос" из бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., излишне перечисленную по платежному поручению от 27.01.2022 N 823809.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14564/2021
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Колос"