г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А42-7126/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Лежепекова Д.С. по доверенности от 28.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1584/2022) МКУ "Центр МТО г. Кировска" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2021 по делу N А42-7126/2021 (судья Власов В.В.), принятое
по иску ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области
к МКУ "Центр МТО г. Кировска"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 23, ОГРН 1205100003668, (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному казенному учреждению "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска", адрес: 184250, Мурманская обл. г. Кировск, ул. Олимпийская, д.52, ОГРН 1155190009567, (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 173 173,37 руб. ущерба, в связи с излишней выплатой Акимову Сергею Яковлевичу, Бубнову Борису Александровичу, Бугровой Ирине Анатольевне, Галдукевичу Павлу Николаевичу, Григорьевой Надежде Алексеевне, Гурьевой Ольге Васильевне, Ефименко Людмиле Николаевне, Кузнецовой Людмиле Николаевне, Москвину Юрию Александровичу, Пупышевой Наталье Павловне, Саленику Ивану Николаевичу, Судаленко Тимофею Станиславовичу, Сущеву Игорю Евгеньевичу пенсий за июль - ноябрь 2020 из-за несвоевременного предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2020.
Решением суда от 14.10.2021 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 138 463,60 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По мнению подателя жалобы, отсутствует причинно-следственная связь между нарушением срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М и возникшими у истца убытками, поскольку при получении формы СЗВ-М, не содержащих сведений об указанных в иске лицах, в отсутствие формы СЗВ-ТД об их увольнении Фонд не провел дополнительную проверку, не направил соответствующие запросы в МКУ "Центр МТО г.Кировска", тогда как в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) именно орган, осуществляющий пенсионное обеспечение обязан на основании предоставляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации.
В настоящем судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В возражениях на апелляционную жалобу Фонд заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне истца, просит в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменить государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Мурманску.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области (ОГРН: 1205100003668) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, о чем 01.10.2021 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Правопреемником учреждения является государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН: 1025100846814).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство и произвел замену истца в порядке статьи 48 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акимов Сергей Яковлевич, Бубнов Борис Александрович, Бугрова Ирина Анатольевна, Галдукевич Павел Николаевич, Григорьева Надежда Алексеевна, Гурьева Ольга Васильевна, Ефименко Людмила Николаевна, Кузнецова Людмила Николаевна, Москвин Юрий Александрович, Пупышева Наталья Павловна, Саленик Иван Николаевич, Судаленко Тимофей Станиславович, Сущев Игорь Евгеньевич в июле - ноябре 2020 осуществляли трудовую деятельность в МКУ "Центр МТО г. Кировска".
УПФР в г. Мурманске выявило факт излишней выплаты им страховой пенсии с 1 июля до 30 ноября 2020 на общую сумму 173 173,37 руб.
По мнению истца, переплата пенсии возникла из-за несвоевременного представления Учреждением сведений формы СЗВ-М за июль 2020.
В целях досудебного урегулирования спора истец в претензиях предложил возместить ущерб, а впоследствии обратился в суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведения, начиная с августа 2020 года, в отношении застрахованных лиц были представлены в установленные сроки, в связи с чем, Фонд с ноября 2020 года не был лишен возможности принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию (далее - Закон N 167-ФЗ).
Частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ определено, что юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", действующим в спорные периоды (июль - ноябрь 2020 года).
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
Таким образом, судом верно установлено, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года Учреждение должно было представить в Фонд не позднее 17.08.2020 (с учетом выходных дней 15 и 16 августа 2020), однако представило их лишь 13.10.2020.
По мнению Фонда, непредставление Учреждением сведений повлекло выплату излишне начисленных сумм пенсий.
Вместе с тем, как указал сам Фонд в исковом заявлении, и судом первой инстанции установлено на основании материалов дела, надлежащие сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, в том числе за август 2020 года, Учреждением были представлены в установленные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
Пункт 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ говорит о том, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
То есть установление пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Положения аналогичного содержания предусмотрены законодателем и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 84 "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), действующим в спорный период (июль - август 2020 года) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт 85 Правил N 885н).
Согласно пункту 86 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время.
Таким образом, выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В данном случае, судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривает, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года представлены Учреждением 13.10.2020.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку соответствующая информация о спорных пенсионерах была предоставлена Учреждением в отчетности по форме СЗВ-М за август 2020 своевременно (срок предоставления до 15.09.2020), то с ноября 2020 года Фонд располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров и имел возможность принять решение о прекращении выплаты индексации.
Таким образом, фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.11.2020, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения убытков, возникших за период с 01.11.2020 по 30.11.2020, Фондом в данном случае доказана не была.
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводом первой инстанции о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика, нарушившего срок предоставления отчета формы СЗВ-М за июль 2020 года, и возникновением ущерба на стороне ответчика только за период с 01.07.2020 по 31.10.2020 в сумме 138 463,60 руб.
Апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменить государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области на правопреемника государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2021 по делу N А42-7126/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7126/2021
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КИРОВСКА"
Третье лицо: ОПФР по Мурманской области