г. Саратов |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А57-15290/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.02.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 03.03.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2021 года по делу N А57-15290/2021 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Акционерного общества "Автогрейд" (ИНН 6450604853, ОГРН 1046405038657, 413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Студенческая, дом 8)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (ОГРН 1026401975412, ИНН 6449010005, 413111, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, д. 22),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860, 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
о признании недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Автогрейд" - Бондаренко Р.В., представитель по доверенности N 342 от 09.07.2021 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области - Уткин Д.И., представитель по доверенности N 04-26/019512 от 07.11.2019 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;
от УФНС России по Саратовской области - Уткин Д.И., представитель по доверенности N 05-12/0029 от 04.04.2019 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автогрейд" (далее - ООО "Автогрейд", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.04.2021 N 539.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области N 539 от 30.04.2021 признано недействительным.
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.01.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Автогрейд" является плательщиком страховых взносов.
29.10.2020 Обществом в Инспекцию представлен расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2020, согласно которому АО "Автогрейд" исчислило страховые взносы с применением пониженного тарифа на обязательное пенсионное страхование за август - 568 328,61 руб., за сентябрь - 662 213,77 руб., на обязательное медицинское страхование за август - 284 164,36 руб., за сентябрь - 301 106,87 руб., на выплату страхового обеспечения в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством за август - 0 руб., за сентябрь - 0 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленного расчета.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что АО "Автогрейд" неправомерно в период с 10.08.2020 по 30.09.2020 применены пониженные тарифы страховых взносов, в связи с исключением Общества с 10.08.2020 из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, налоговым органом установлено, что Общество в период с 10.08.2019 по 10.08.2020 было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Впоследствии, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об АО "Автогрейд" были исключены из реестра 10.08.2020, поскольку обществом своевременно не представлены документы, подтверждающие соответствие общества условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 12.02.2021 N 1118 (т. 2 л.д. 44-62), в котором отражены выявленные нарушения, а именно необоснованное применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввиду исключения АО "Автогрейд" из реестра малого и среднего предпринимательства.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 30.04.2021 N 539 (т. 3 л.д. 83-106) Обществу с ограниченной ответственностью "Автогрейд" доначислены страховые взносы в общем размере 1 732 532,84 руб., а также пени в размере 97 969,25 руб.
Указанное решение обжаловалось страхователем в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 28.06.2021 апелляционная жалоба ООО "Автогрейд" оставлена без удовлетворения (т. 3 л.д. 116-124).
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области от 30.04.2021 N 539, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период времени Общество отвечало всем признакам хозяйствующего субъекта малого и среднего предпринимательства, что позволяло применять пониженный тариф страховых взносов независимо от факта невключения в Реестр малого и среднего предпринимательства; оснований для увеличения тарифа страховых взносов, доначисления оспариваемым решением страховых взносов и начисления пени не имелось.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическими лицам.
В соответствии со статьей 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 6 Федерального закона N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
Согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действующей до 03.08.2018) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами: "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, законодатель в 2018 окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр.
С учетом изложенного, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в Реестр.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 данного закона.
Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В силу статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ акционерные общества, помимо соответствия условиям по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ), должны соответствовать одному из требований, установленных подпунктами "а" - "д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Сведения об акционерных обществах, соответствующих одному из требований, установленных вышеуказанными подпунктами "а" - "д", представляются в Федеральную налоговую службу биржами, Минобрнауки России, Фондом "Сколково", Минэкономразвития России, держателями реестров акционеров акционерных обществ и аудиторскими организациями (далее -поставщики) во исполнение п. 1 - 4 ч. 6, ч. 6.1 и ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ ежегодно в период с 1 по 5 июля по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Сведения об АО "Автогрейд" держатель реестра акционеров акционерного общества, в ФНС России в период с 1 по 5 июля по состоянию на 01.07.2020 не представил.
В связи с тем, что необходимые сведения за 2020 год в установленный законодательством срок обществом в инспекцию не представлены, АО "Автогрейд" исключено из реестра с 10.08.2020.
Впоследствии, 10.12.2020 АО "Автогрейд" вновь включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ввиду того, что Общество в период с 10.08.2020 по 10.12.2020 не было включено в Реестр, в отчетном периоде (9 месяцев 2020 года) оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, доначисление страховых взносов произведено Инспекцией правомерно.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2022 по делу N А56-32372/21.
Вывод суда о возможности применения хозяйствующим субъектом, соответствующим в спорный период установленным критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, пониженных страховых взносов независимо от факта включения в Реестр, сделан при неправильном применении норм материального права.
Доводы представителя Общества о том, что предусмотренные законом сведения не могли быть представлены до проведения годового общего собрания акционеров, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах", годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом Общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 115-ФЗ, действие первого предложения абзаца 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 208-ФЗ приостановлено до 31.12.2020. Подпунктом 1 пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определенные советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, законодатель перенес только окончание срока проведения годовых собраний в 2020 году. При этом, Федеральным законом N 115-ФЗ не установлены изменения либо приостановления действия каких либо норм Федерального закона N 209-ФЗ и Налогового кодекса РФ.
Таким образом, общее собрание акционеров АО "Автогрейд" могло быть проведено в пределах сроков, предусмотренных положениями Федерального закона N 209-ФЗ.
При этом, сведений, позволяющих установить то обстоятельство, что Общество предприняло все меры для надлежащего подтверждения своего статуса в установленный срок, в материалах дела не имеется, действия налогового органа по исключению общества из реестра не оспорены.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы признаются апелляционной коллегией обоснованными.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2021 года по делу N А57-15290/2021 отменить.
Принять по делу N А57-15290/2021 новый судебный акт.
Отказать акционерному обществу "Автогрейд" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15290/2021
Истец: АО Автогрейд
Ответчик: МРИ ФНС N 7 по Саратовской области
Третье лицо: УФНС России по Саратовской области, УФНС России по СО