г. Самара |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А65-28168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - представитель Салахов Д.Ш.(доверенность от 19.04.2021),
от Акционерного общества "Татэнерго" - представитель Мифтахов А.Р.(доверенность от 29.12.2021),
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" г.Набережные Челны - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "РЭМ СТРОЙ" - представитель не явился, извещено,
от временного управляющего ООО "РЭМ СТРОЙ" Янбаевой Наили Харизовны - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Домкор" - представитель не явился, извещено,
от Муниципального казенного предприятия г.Набережные Челны "Дирекция инжиниринга и аудита строительства" - представитель не явился, извещено,
от Приволжского управления Ростехнадзора - представитель не явился, извещено,
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2021 года по делу N А65-28168/2019 (судья Иванова И.В.),
по исковому заявлению Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630),
к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113),
обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", г. Казань (ИНН 1655364240),
обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань (ИНН 1660328248),
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" г.Набережные Челны (ОГРН 1081650009253, ИНН 1650178071), общества с ограниченной ответственностью "РЭМ СТРОЙ", г.Елабуга (ОГРН 1131650017663, ИНН 1650272236), временного управляющего ООО "РЭМ СТРОЙ" Янбаевой Наили Харизовны, г.Елабуга (ОГРН 1131650017663, ИНН 1650272236), общества с ограниченной ответственностью "Домкор", г.Набережные Челны (ОГРН 1041616027298, ИНН 1650121364), Муниципального казенного предприятия г.Набережные Челны "Дирекция инжиниринга и аудита строительства" (ОГРН 1101650014839, ИНН 1650216915), Приволжского управления Ростехнадзора, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань,
о взыскании: с Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113) 93 748 руб. 83 коп. стоимости тепловых потерь в сетях к домам 63-13, 63-15 за период с 25.06.2019 г по 08.07.2019 г.;
с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", г. Казань (ИНН 1655364240) 67 261 руб. 57 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-13 за период с 25.06.2019 г. по 08.07.2019 г.;
с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань (ИНН 1660328248) 160 199 руб. 82 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-15 за период с 25.06.2019 г. по 08.07.2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Татэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд" (далее - ответчики), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" г.Набережные Челны (ОГРН 1081650009253, ИНН 1650178071), общества с ограниченной ответственностью "РЭМ СТРОЙ", г.Елабуга (ОГРН 1131650017663, ИНН 1650272236), временного управляющего ООО "РЭМ СТРОЙ" Янбаевой Наили Харизовны, г.Елабуга (ОГРН 1131650017663, ИНН 1650272236), общества с ограниченной ответственностью "Домкор", г.Набережные Челны (ОГРН 1041616027298, ИНН 1650121364), Муниципального казенного предприятия г.Набережные Челны "Дирекция инжиниринга и аудита строительства" (ОГРН 1101650014839, ИНН 1650216915), Приволжского управления Ростехнадзора, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - третьи лица), о взыскании: с Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113) 93 748 руб. 83 коп. стоимости тепловых потерь в сетях к домам 63-13, 63-15 за период с 25.06.2019 г по 08.07.2019 г.; с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", г. Казань (ИНН 1655364240) 67 261 руб. 57 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-13 за период с 25.06.2019 г. по 08.07.2019 г.; с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань (ИНН 1660328248) 160 199 руб. 82 коп. стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-15 за период с 25.06.2019 г. по 08.07.2019 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. С Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113) в пользу Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) взыскано 93 748 руб. 83 коп. задолженности, 2 751 руб. расходов по государственной пошлине. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", г. Казань (ИНН 1655364240) в пользу Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) взыскано 67 261 руб. 57 коп. задолженности, 1 973 руб. расходов по государственной пошлине. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань (ИНН 1660328248) в пользу Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) взыскано 160 199 руб. 82 коп. задолженности, 4 700 руб. расходов по государственной пошлине. Акционерному обществу "Татэнерго", г.Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) выдана справка на возврат из федерального бюджета 21 572 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Татэнерго".
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что АО "Татэнерго" не прекратило подачу тепловой энергии, а на протяжении 7 месяцев составляло акты о бездоговорном потреблении. Данное обстоятельство свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны теплоснабжающей организации.
Акционерное общество "Татэнерго" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Просит отменить решение в части удовлетворения требований о взыскании с Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" стоимости тепловых потерь.
Представитель Акционерного общества "Татэнерго" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй", общества с ограниченной ответственностью "Домкор Строй" г.Набережные Челны, общества с ограниченной ответственностью "РЭМ СТРОЙ", временного управляющего ООО "РЭМ СТРОЙ" Янбаевой Наили Харизовны, общества с ограниченной ответственностью "Домкор", Муниципального казенного предприятия г.Набережные Челны "Дирекция инжиниринга и аудита строительства", Приволжского управления Ростехнадзора не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
15.03.2018 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заявитель) заключен договор N 18Д379/85 о подключении к сетям теплоснабжения, по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно, либо с привлечением, без согласия заявителя, третьих лиц выполнить мероприятия по подключению объекта заявителя, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, в соответствии с условиями на подключение объекта к системам теплоснабжения, приведенными в приложение N 1, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
К указанному договору подписано приложение N 1, в котором указан объект: "Комплексное строительство многоэтажной застройки под жилые дома социальной ипотеки", расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, Проспект Яшьлек, 63 микрорайон.
Акт о подключении многоквартирных жилых домов истцом ответчику не выдан в связи с невыполнением ответчиком условий о подключении, поскольку, как указал истец, марка труб, примененная при строительстве сетей теплоснабжения, не соответствует проектной документации.
24.07.2019 истцом выявлено бездоговорное потребление энергетических ресурсов в многоквартирных жилых домах по адресу: 423832, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, N N 63/13 и 63/15, за период 25.06.2019 - 08.07.2019, о чем составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) N 172 БД от 24.07.2019.
В материалы дела представлены надлежащие доказательства извещения потребителя о проведении предстоящей проверки N 16-03/946 от 12.07.2019, что подтверждает входящий номер и дата о получении на странице уведомления.
Между тем, актом о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) N 172 БД от 24 июля 2019 года установлено, что до опрессовки 09.07.2019 тепловые сети были на циркуляции, горячее водоснабжение (ГВС) до 09.07.2019 в МКД имелось.
На основании акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) N 172 БД от 24 июля 2019 года АО "Татэнерго" произведен расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 25.06.2019 по 08.07.2019 в размере 1 199 745,28 руб.
02 августа 2019 года НО "ГЖФ" было направлено требование N 16-03/1058 от 29.07.2019 года об оплате бездоговорного потребления, о чем имеется список внутренних почтовых отправлений, почтовая опись, чек.
В установленный в требовании 15-дневный срок сумма бездоговорного потребления не оплачена.
14 августа 2019 года истцом направлена претензия N 16-03/1214 от 12.08.2019 года об оплате убытков, о чем имеется список внутренних почтовых отправлений, почтовая опись, чек.
Оплата бездоговорного потребления не произведена.
Истцом исковые требования предъявлены к ответчикам: Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113); Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "РСК", г. Казань (ИНН 1655364240); Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань (ИНН 1660328248), в обоснование предъявления иска к соответчикам истец указал, что с момента заселения МКД жильцами, управляющая компания несет бремя оплаты поступившей в МКД тепловой энергии.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязательств по оплате полученной тепловой энергии на бездоговорной основе, истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу пункта 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно части 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Факт бездоговорного потребления энергоресурсов в МКД N 63-13 и N 63-15 микрорайона N 63 в г.Набережные Челны зафиксирован актом о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) N172БД от 24.07.2019, составленным в присутствии двух незаинтересованных лиц в отсутствие уполномоченного представителя потребителя.
Какие-либо возражения ответчиков относительно зафиксированных сведений акт не содержит.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, потребленной в бездоговорном порядке, подлежит оплате потребителем в пятнадцатидневный срок с момента получения требования теплоснабжающей организации. В противном случае теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления.
Следовательно, как верно указал суд, бездоговорное потребление тепловой энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении теплоэнергии потребителем у ресурсоснабжающей организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Как установлено судом, в рамках дела N А65-10315/2019 рассматривалось требование Акционерного общества "Татэнерго", г.Казань к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань, 4 329 043 руб. 20 коп. убытков за период бездоговорного потребления с 21.12.2018 по 18.01.2019 по спорным МКД.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2019, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019, исковые требования были удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2020 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
По итогам нового рассмотрения дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2021 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела N А65- 10315/2019 суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае стоимость потребления тепловой энергии подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за период:
- по МКД N 63-13 - с даты фактической подачи тепловой энергии - 27.12.2018 до даты заселения жильцами - 30.12.2018 (с 27.12.2018 по 29.12.2018);
- по МКД N 63-15 - с даты фактической подачи тепловой энергии - 27.12.2018 до даты составления Акта с 27.12.2018 по 18.01.2019 (заселение жильцов произошло 27.05.2019, то есть за пределами искового периода).
Суд верно указал, что данным судебным актом установлена правомерность требований истца о взыскании стоимости бездоговорного потребления.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти (местного самоуправления), иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации связывает преюдициальное значение не с наличием вступивших в законную силу судебных актов, разрешающих дело по существу, а с обстоятельствами (фактами), установленными данными актами, имеющими значение для другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что значимые для данного спора обстоятельства были установлены при рассмотрении дела N А65-10315/2019, истцом правомерно заявлены требования о взыскании платы за бездоговорное потребление.
Относительно расчета исковых требований и предъявления требований к нескольким соответчикам суд верно указал следующее.
В силу положений ст. 155 ЖК РФ, обязательства по оплате коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, может возникать у собственников помещений перед ресурсоснабжающей организацией исключительно в случае непосредственного управления общим имуществом МКД.
Положения п. 14 ст. 161 ЖК РФ предусматривают, что до заключения договора управления МКД между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД.
До момента начала управления многоквартирным домом третьим лицом, исполнителем коммунальных услуг для участников долевого строительства является застройщик, который полученные от дольщиков средства за предоставленные коммунальные услуги должен перечислить в счет оплаты коммунальных ресурсов в ресурсоснабжающую организацию.
В силу правил статей 8, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости с момента его получения по передаточному акту. С момента подписания такого акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства обязательства застройщика считаются исполненными.
Как установлено судами при рассмотрении дела N А65-10315/2019, жилой дом 63/13 был введен в эксплуатацию 29.12.2018 и заселен 30.12.2018; жилой дом 63/15 был введен в эксплуатацию 13.05.2019 и заселен 27.05.2019.
Фонд после получения разрешения на ввод указанных домов в эксплуатацию передал их управляющей организации (дом 63/13 - 29.12.2018, дом 63/15 - 24.05.2019), что подтверждается имеющимися в материалах дела соответствующими актами.
С этого момента потребителями тепловой энергии стали жители данного дома -члены управляющей организации.
Согласно сведениям, представленным Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан, ООО "УК "РСК" является управляющей организацией МКД N 63-13 (ул.Виктора Полякова, д.20) с 01.03.2019, ООО "УК "Жилищный фонд" является управляющей организацией МКД N 63-15 (ул.Виктора Полякова, д.20А) с 01.07.2019.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у лица принявшего у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Следовательно, для возникновения обязанности по несению расходов по оплате коммунальных услуг во вновь построенном жилом помещении правовое значение имеет именно фактическая передача этих жилых помещений.
Поскольку фактическая передача спорных жилых помещений многоквартирного жилого дома N 63-13 состоялась 30.12.2018 и дома N 63-15 - 27.05.2019, у управляющей компании как лица, принявшего от застройщика жилые помещения, с указанной даты возникает обязанность по несению расходов, связанных с оплатой потребленных коммунальных услуг.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства истцом произведен перерасчет суммы бездоговорного потребления с учетом позиции суда кассационной инстанции и установленных судом первой инстанции обстоятельств по делу N А65-10315/2019:
- с НО "ГЖФ при Президенте РТ" истец просил взыскать стоимость потерь тепловой энергии в сетях к домам 63-13, 63-15 за весь спорный период с 25.06.2019 по 08.07.2019 в размере 93 748 руб. 83 коп.;
- с ООО Управляющая компания "РСК" истец просил взыскать стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-13 за весь спорный период с 25.06.2019 по 08.07.2019 (поскольку дом заселен жильцами 30.12.2018) в размере 67 261 руб. 57 коп.;
- с ООО Управляющая компания "Жилищный фонд" истец просил взыскать стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии по дому 63-15 за весь спорный период с 25.06.2019 по 08.07.2019 (поскольку дом заселен жильцами 27.05.2019) в размере 160 199 руб. 82 коп.
Расчет начислений тепловой энергии в МКД произведен истцом в соответствии с п. 42, 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу об обоснованности в рассматриваемом случае требований истца о взыскании с ответчиков стоимости потребления тепловой энергии в заявленном и уточненном размере.
Относительно взыскания стоимости потерь тепловой энергии 93 748 руб. 83 коп. в сетях к домам 63-13, 63-15 за период с 25.06.2019 г по 08.07.2019 г. с НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань суд правомерно указал следующее.
Как следует из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Закона N 190-ФЗ, на теплоснабжающие либо теплосетевые организации возложена обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 190-ФЗ при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Исходя из системного анализа указанных положений, теплоснабжающая организация вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Согласно пункту 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Из анализа указанных норм следует, что товарищество собственников жилья отвечает только за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и не может отвечать за оборудование, находящееся за границами многоквартирного дома, а, соответственно, не должно сталкиваться с неблагоприятными последствиями, связанными с ненадлежащим состоянием данного оборудования. В частности, не может быть ответственным за потери тепла, которые происходят при транспортировке тепловой энергии до потребителя.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 35 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92, оплата абонентом полученной тепловой энергии и теплоносителей производится в соответствии с данными учета по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Количество полученной тепловой энергии и израсходованных теплоносителей, подлежащие оплате, определяются на границе эксплуатационной ответственности; потери тепловой энергии и теплоносителей до этой границы дополнительной оплате не подлежат.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о необоснованности довода ответчика о необходимости возложения обязанности по возмещению тепловых потерь на участке от внешней стены дома до зоны ответственности истца на третье лицо - управляющую компанию.
Тепловые потери, происходящие в принадлежащей ответчику, тепловой сети, к которой присоединены конечные потребители истца, и по которой осуществляется транспортировка тепловой энергии, должны быть оплачены ответчиком, НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан".
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19 января 2002 года, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей. При этом согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 320-Э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Законом о теплоснабжении обязанность теплосетевой организации приобрести тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, не поставлена в зависимость от наличия заключенного договора на передачу тепловой энергии.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии. Расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Расчет тепловых потерь в сетях истцом произведен на основании методики, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя" (т.4 л.д.13).
С учетом вышеизложенного суд верно указал, что возмещение стоимости потерь тепловой энергии в сетях к домам 63-13, 63-15 за период с 25.06.2019 по 08.07.2019 в размере 93 748 руб. 83 надлежит отнести на НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (т.4 л.д.13).
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в обжалованной части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2021 года по делу N А65-28168/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28168/2019
Истец: АО "Татэнерго", г.Казань
Ответчик: Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г.Казань
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция РТ, Муниципальное казеное предприятьие г. Набережные Челны " Дирекция инжиниринга и аудита строительства", Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный фонд", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Домкор Строй", г.Набережные Челны, ООО "РЭМ СТРОЙ", г. Елабуга, ООО "Управляющая компания "РСК", г.Казань, ООО в/у "РЭМ СТРОЙ" Янбаева Наиля Харизовна, ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ДОМКОР", ООО Янбаева Н.Х. к/у "РэмСтрой", Приволжское Управление Ростехнадзора, УФАС по РТ, г.Казани